Мастер-класс по изготовлению изделия из гончарной глины | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №6 (80) июнь 2024 г.

Дата публикации: 15.05.2024

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Шондра, В. И. Мастер-класс по изготовлению изделия из гончарной глины / В. И. Шондра, Т. А. Сороканюк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 6 (80). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/young/archive/80/4385/ (дата обращения: 26.12.2024).



В статье автор разрабатывает и описывает проведение мастер-класса по изготовлению изделия из гончарной глины.

Ключевые слова: глина, лепка, свистулька, изделие, мастер-класс.

Глина — является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер — автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния. Глина, как и любой другой пластичный материал, помогает развивать самые разные стороны личности. Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Я выбрала этот проект, потому что занимаюсь керамикой, и мне это очень нравится. Керамика и работа с глиной — это очень интересно и увлекательно. Мой проект может изменить мнение разных людей к глине. Глина — это очень пластичный материал, можно сделать разные фигурки и изделия. Вдохновившись разными работами, я захотела создать мастер-класс по изготовлению керамического изделия из глины.

Цель: разработать и провести мастер-класс по изготовлению керамического изделия из глины.

Задачи:

  1. Изучить всю возможную информацию о глине и поделках из нее;
  2. Вычленить самую интересную и полезную информацию;
  3. Разработать мастер-класс по изготовлению изделия;
  4. Провести его, опросить участников, сделать выводы;
  5. Создать листовки-самоучители для желающих попробовать себя в лепке из глины

Методы в проекте мы использовали как теоретические (работа текстом, анализ текста и обобщение текста), так и практические (опрос, проведение мастер-класса, создание листовок)

В результате мы ожидаем, что участники мастер-класса смогут создать собственное изделие из глины, научатся с ней обращаться, полюбят и заинтересуются этим прекрасным занятием. Много людей хотят заниматься рукоделием, поэтому проект может помочь множеству людей, которые хотят развиваться и желают найти новые хобби.

Для работы потребуются несложные приспособления и инструменты [2]

  1. Струна в гончарном искусстве считается универсальным инструментом. Ею удобно разрезать глину, деля ее на порции. При помощи струны гончар получает на теле вращения полосы, выемки и борозды. Но основное предназначение тонкой струны заключается в срезании готового тела с гончарного круга.
  2. Гончарный круг был изобретен практически сразу после освоения ремесла. Гончар наносит глину на круг и раскручивает его. В зависимости от типа привода гончарные круги бывают механическими и электрическими. Электромотор приводит в движение гончарный круг, причем мастер может сам выбирать скорость вращения.
  3. Шпатель. Нехитрый на первый взгляд инструмент в руках мастера может творить настоящие чудеса. Шпатель нужен в гончарном деле для того, чтобы минимизировать контакт глины с руками. Таким образом, при помощи шпателя можно дозировать материал, отрезать лишние куски, разглаживать поверхности. Шпатели по ширине бывают разными. В домашних условиях шпатель можно изготовить из палочек для мороженого.
  4. Электромешалка является незаменимым помощникам тем мастерам, которые готовят глину самостоятельно из натурального природного материала или из специального порошка. В приготовлении глины важно добиться однородной консистенции. Вручную это сделать практически невозможно.
  5. Турнетка — это специальная вращающая подставка, на которой во время росписи находится изделие, снятое с гончарного круга. Турнетка плавно вращается, поэтому художник может добиться качественного и ровного рисунка. Так же она пригодится при инкрустации сосуда.
  6. Гребешки могут быть резиновыми, деревянными или металлическими. С помощью таких гребешков изделия из глины полируются и мастер получает возможность придать поверхности оригинальную фактуру.
  7. Гончарный циркуль. В некоторых случаях гончар лепит из глины сосуды, форма которых определяется спонтанно. Но чаще всего необходимо изготовить тот или иной сосуд по заданным заранее размерам.
  8. Печь. Обжиг изделия считается финальной стадией процесса. После обжига керамика получает присущие ей гидрофобные характеристики. Температура обжига зависит от состава глины, поэтому в качестве печи могут использоваться разные устройства [2] В домашних условиях мастера могут воспользоваться духовым шкафом.

На мастер-классе мы будем изготавливать из глины свистульку. Свистулька из глины относится к традиционным сосудообразным флейтам, оборудованным специальным свистковым механизмом. У музыкального инструмента имеется несколько отверстий, которые закрываются пальцами — от одного до четырёх, хотя у ряда моделей они вообще отсутствуют. Свистулька вылепливается из необожжённой глины или же керамики в форме птиц [5]

Цель мастер-класса — научить новичков и желающих поработать с глиной, изготовить самостоятельно глиняную поделку — свистульку. Приемлемый состав группы для данного мастер-класса: от 1 до 5 человек в возрасте от 12 лет.

Необходимые материалы:

  1. Фартуки.
  2. Клеёнки (газетки).
  3. Глина (100 г) на каждого участника.
  4. Стеки (любые подручные предметы).
  5. Губки (для мытья посуды).
  6. Ведёрки с водой.

Ход мастер-класса:

Участникам предлагается посмотреть на готовую свистульку, чтобы они могли себе представить конечный итог занятия, вдохновиться, сориентироваться в ожидаемом результате.

Далее следует короткий инструктаж по инструментам, которые будут использованы в ходе занятия с глиной, основные моменты техники безопасности, ухода за рабочим местом и т. п.

Далее приступаем непосредственно к работе с глиной: нужно намочить руки водой и взять глину. Выполняем пошаговые инструкции:

  1. Сжимайте глину руками, создавая «колбаску»;
  2. Складывайте «колбаску» из глины напополам и продолжайте сжимать на протяжении 3–5 минут;
  3. Возьмите глину и сформируйте фигурку в виде птицы;
  4. Сделайте отверстие чуть ниже хвоста и в самом хвосте;
  5. Соедините эти отверстия;
  6. Половину отверстия (ниже хвоста) залепите пластинкой из глины;
  7. Заровняйте все трещины и неровности;
  8. Подсушите феном и поставьте на солнце, можно в печь (если есть);
  9. Когда изделие высохнет, полюбуйтесь на него и попробуйте посвистеть.

Вот так у нас получилось прекрасное изделие — птичка-свистулька (рис. 1). Способы ее изготовления могут быть разными, все мастера делают по-своему, некоторые в процессе лепки создают полость внутри птички сразу, но мой способ самый простой, подходит для начинающих.

Результат участников мастер-класса Результат участников мастер-класса

Рис. 1. Результат участников мастер-класса

Наш мастер-класс прошел успешно, у участников получились замечательные изделия. Опросив участников по окончании мастер-класса, мы выяснили, что самым интересным было то, что участники никогда не работали с глиной, для всех это занятие было новым, захватывающим. Легче всего было слепить саму фигурку птицы, это было понятно и просто для всех участников. Сложнее всего участникам было сделать нужное отверстие в фигурке, это требовало сноровки и хорошего «чувства глины».

На основе полученного опыта можно дать следующие рекомендации тем, кто будет проводить подобные мастер-классы:

  1. Вначале следует ознакомить участников с планом работы, это позволит им видеть перспективы и пошаговый ход работы;
  2. Объяснять следует все простым языком, понятным для участников с учетом их возраста;
  3. Не нужно очень сильно помогать участникам в работе, смысл лепки из глины не только в самом результате, но и в процессе, и каждому нужно дать возможность работать в своём темпе, насладится контактом с глиной, разобраться, как следует в том, что делать дальше, это творчество, а в творчестве нет строгих шаблонов;
  4. Если есть необходимость, можно издалека подсказывать;
  5. По окончанию работы обязательно смазать руки кремом.

Проводить мастер-класс волнительно, трудно чувствовать ответственность за то, что пытаешься кого-то чему-то научить, хочется, чтобы все смогли достичь результата. Труднее всего объяснить, как сделать отверстие в фигурке. Может быть, именно поэтому этот шаг был труднее и для участников. Но было отрадно видеть, как они заинтересованы, это вдохновляет!

Литература:

  1. Виды глины [Электронный ресурс] https://www.stroy-dom.net/?p=15836
  2. Инструменты для лепки из глины: перечень важных приспособлений (kovaleva.gallery)
  3. Лепка из глины дома [Электронный ресурс] https://interesarium.ru/blog/kak-lepit-iz-gliny?ysclid=lsb4d7tfzj500898158
  4. Мастера гончарного дела на Руси [Электронный ресурс] https://cilekroom.ru/izvestnye-mastera-goncarnogo-dela-na-rusi/
  5. Птичка-свистулька. Лепим методом прищипывания. Уроки гончарного дела [Электронный ресурс] (goncharnoe-delo.ru)


Ключевые слова

изделие, лепка, мастер-класс, глина, свистулька

Похожие статьи

Использование технологии росписи по ткани в педагогической работе

В статье представлены особенности использования технологии росписи по ткани, определены возможности технологии в педагогической работе.

Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз

Статья содержит основные сведения о приемах стилизации, которые используются для создания декоративных форм на основе растительных элементов. В статье описываются основная идея воплощения и стилизации растений родного края в керамических декоративных...

Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса и уважения к народному творчеству

Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе изготовления изделий из бисера

В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися Центра детского творчества на занятиях по бисероплетению. Выполнение изделий из бисера способствует раскрытию их творческого потенциала в процессе декоративно-прикладного творчества.

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань

В статье рассматриваются современные варианты ручного нанесения рисунка на одежду, доступные младшим школьникам. Описываются этапы работы по созданию серии творческих работ с применением разных техник. Сделаны выводы о трудоемкости, художественной вы...

Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ

В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.

Подготовка к практическим занятиям инклюзивных групп по профессиональным моделям в технологии лоскутного шитья

Роль композиции и цвета в холодном батике

В данной статье изложены основные принципы композиции и выбора колорита при росписи тканей в технике холодного батика. Авторы рассматривают базовые правила создания текстильной композиции и соблюдения цветовой гармонии при этом, что, несомненно может...

Использование лепки из соленого теста в изготовлении игровых атрибутов

В статье автор рассматривает историю возникновения лепки из соленого теста, значение лепки для развития детей дошкольного возраста. Автор представляет варианты игровых атрибутов, выполненных из соленого теста, для сюжетных игр детей.

Похожие статьи

Использование технологии росписи по ткани в педагогической работе

В статье представлены особенности использования технологии росписи по ткани, определены возможности технологии в педагогической работе.

Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз

Статья содержит основные сведения о приемах стилизации, которые используются для создания декоративных форм на основе растительных элементов. В статье описываются основная идея воплощения и стилизации растений родного края в керамических декоративных...

Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса и уважения к народному творчеству

Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе изготовления изделий из бисера

В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися Центра детского творчества на занятиях по бисероплетению. Выполнение изделий из бисера способствует раскрытию их творческого потенциала в процессе декоративно-прикладного творчества.

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань

В статье рассматриваются современные варианты ручного нанесения рисунка на одежду, доступные младшим школьникам. Описываются этапы работы по созданию серии творческих работ с применением разных техник. Сделаны выводы о трудоемкости, художественной вы...

Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ

В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.

Подготовка к практическим занятиям инклюзивных групп по профессиональным моделям в технологии лоскутного шитья

Роль композиции и цвета в холодном батике

В данной статье изложены основные принципы композиции и выбора колорита при росписи тканей в технике холодного батика. Авторы рассматривают базовые правила создания текстильной композиции и соблюдения цветовой гармонии при этом, что, несомненно может...

Использование лепки из соленого теста в изготовлении игровых атрибутов

В статье автор рассматривает историю возникновения лепки из соленого теста, значение лепки для развития детей дошкольного возраста. Автор представляет варианты игровых атрибутов, выполненных из соленого теста, для сюжетных игр детей.

Задать вопрос