К вопросу об изменении жизненных ценностей в процессе жизни | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №5 (8) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 26.09.2016

Статья просмотрена: 3985 раз

Библиографическое описание:

Новиков, К. К. К вопросу об изменении жизненных ценностей в процессе жизни / К. К. Новиков, К. В. Демидова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/547/ (дата обращения: 16.04.2024).



Велико то, что долговечно, долговечно лишь то, что справедливо.

Джузеппе Феррари

Все мы, взрослые и дети, живем в обществе. Есть вещи, которые очень важны для нас, а есть что-то, что почти не имеет значения. Только мы сами решаем, что для нас хорошо, а что плохо. Каждый день мы сталкиваемся с ситуацией выбора: быть добрыми или злыми, жертвовать собой или оставаться эгоистами, говорить правду или лгать. Мы выбираем с кем нам дружить, делать что-то или не делать, учимся, приспосабливаемся, привыкаем, верим. Нам часто приходиться с чем-то мириться, преодолевать себя, терпеть — все это мы делаем для достижения определенных целей, исходящих их наших жизненных ценностей.

Каждый из нас, возможно, задавал себе вопрос: «что для меня самое важное?»

У каждого на этот вопрос свой ответ. Мы сами выбираем для себя жизненные ценности. Что же это такое? Прежде всего, это то, что определяет жизнь человека, его убеждения, границы внутренних правил, которые он сам соблюдает. Это тот «внутренний компас», по которому мы должны сверять наши поступки, слова.

Какие же жизненные ценности являются основными? Сколько их? Как оказалось, ответить на этот вопрос непросто. Список ценностей оказался огромен. Но ведь всё большое можно разделить на части и выделить главное. При анализе жизненных ценностей можно выделить три основные ценностные группы:

  1. Жизненные ценности, связанные с деятельностью (непрофессиональной) человека в обществе (отношения в семье, с друзьями).
  2. Ценности, связанные с профессиональной деятельностью (учёба, работа, служба).
  3. Ценности, связанные с человеком как личностью (саморазвитие, творчество, духовный мир).

Большинство ученых едины во мнении, что основными жизненными ориентирами для человека являются общечеловеческие духовные ценности, такие как: любовь, дружба, справедливость, гуманизм, знания, труд, культура, гармония, долг, равенство и др.

Наши жизненные ценности состоят из миропонимания и включают в себя множество различных влияний: влияние родителей и семьи, отношение к религии, образование, предпочтения, круг общения и др. от чего зависит мировоззрение каждого человека.

Ученые полагают, что ценности формируются в подростковом возрасте и основываются на условиях существования [1]. Есть некоторые методики их определения. Самой известной является методика профессора Ш.Шварца (TheTheoryofBasicValues). Многие отечественные ученые занимаются изучением жизненных ценностей. Например, Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко, Т. П. Бутенко, Е. П. Белинская, О. Б. Павленко и многие другие.

Меняются ли ценности в процессе жизни? Да, меняются. А.Барди, Дж. Ли и др. в статье «Структура изменения личных ценностей» [2] изучают причины, вызывающие их изменения. Это может происходить постепенно, либо спонтанно, под действием обстоятельств. Так, например, с возрастом самыми важными становятся семья, здоровье. Есть и другие факторы, влияющие на жизненные ориентиры, например, средства массовой информации и реклама. В погоне за дорогими новинками молодым людям приходится больше работать, жертвуя семьей, интересами, чтобы купить, например, новый смартфон. Материальное выходит на первый план, человек живет ради накоплений.

Мы полагаем, что существуют некоторые общие жизненные ценности, свойственные определенному возрасту. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы мы провели исследование, суть которого заключалось в следующем: людям из четырех разных возрастных групп было задано четыре вопроса.

Первая возрастная группа (№ 1) — подростки в возрасте от 12 до 15 лет (всего 33 человека). Это преимущественно мои одноклассники, а также друзья.

Вторая группа (№ 2) — молодые люди от 16 до 25 лет (всего 31 человек). Эту группу составили друзья из соц.сетей, а также друзья моих родственников.

Третья группа (№ 3) — люди, имеющие свою семью, в возрасте от 26 до 40 лет (всего 33 человека). Эту группу составили мои родители, их друзья и родственники.

Четвертая группа (№ 4) — мои бабушки и дедушки, их друзья и родственники в возрасте от 58 лет и старше (всего 30 человек).

Для большей достоверности эксперимента мы постарались, чтобы группы были примерно равными по количеству.

Респондентам заданы следующие вопросы:

Вопрос№ 1. Что для вас сейчас имеет наибольшую ценность?

а) любовь, дружба

б) карьера, работа

в) семья, здоровье

г) спокойствие, отдых

Вопрос № 2. Если бы у Вас сейчас было свободное время, на что бы Вы его потратили?

а) пообщался с друзьями, на соц. сети

б) нашел дополнительный заработок

в) провел время дома с семьей

г) другое

Вопрос № 3. У Вас большая сумму денег, на что бы Вы ее потратили?

а) на новый телефон, компьютер и пр.

б) на проведение времени с друзьями, путешествия

в) на подарки семье

г) на организацию собственного дела

Вопрос№ 4. Что Вас особенно волнует в настоящее время?

а) ваша внешность

б) ваша работа

в) политическая и экономическая ситуация в стране

г) ваше здоровье

Все полученные данные можно представить в виде таблицы.

Таблица 1

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Ответы на вопрос № 1

А

26

8

2

2

Б

5

20

14

6

В

2

3

15

20

Г

0

0

0

2

Ответы на вопрос № 2

А

23

11

3

2

Б

1

10

11

5

В

3

6

12

18

Г

6

4

7

5

Ответы на вопрос № 3

А

8

7

2

0

Б

13

5

2

2

В

5

8

10

16

Г

7

11

19

12

Ответы на вопрос № 4

А

25

19

8

2

Б

6

18

13

7

В

1

4

10

14

Г

1

0

2

7

Ответы на каждый вопрос для наглядности и анализа представим в виде графиков.

Рис. 1. Ответы на вопрос № 1

Как видно из полученного графика, любовь, дружба имеют важное значение для подростков, в то время как карьера, работа, важны для молоды людей в возрасте от 16 до 25 лет, это вполне понятно, поскольку именно в этом возрасте большинство людей получают образование и строят карьеру. Работа важна и для людей 26–40 лет, однако в этой группе наблюдается рост значимости семьи, а также заботы о здоровье. У четвертой возрастной группы наибольшую важность имеет семья и здоровье, это объясняется тем, что большая часть опрошенных этой группы — пенсионеры. Однако спокойствие, отдых (вариант г) для этой возрастной группы, как и для других, не характерен.

Рис. 2. Ответы на вопрос № 2

Как показывает построенный график, подростки и молодые люди много внимания уделяют социальным сетям, друзьям. Люди, строящие карьеру, ориентированы на возможность получения дополнительного дохода. Семья имеет важное значение для третей и четвертой возрастных групп. Выбравшие вариант ответа «г», отмечали: уехать в отпуск, на море, пойти на курсы по интересам, заняться рыбалкой, прочитать последний бестселлер и др.

Рис. 3. Ответы на вопрос № 3

Данные графика показывают, что для группы 1 важны современные гаджеты, общение с друзьями, однако 7 человек из 33 в этой группе предпочли бы организовать свое дело. По моему мнению, это является отражением уже сложившихся целей, которые предстоит осуществить в будущем. Во всех группах ответ «г» представлен большим количеством ответов, что свидетельствует о том, что материальная составляющая ценностей важна для людей всей возрастов, равно как и семья.

Рис. 4. Ответы на вопрос № 4

Как видно из графика, внешность важна для большинства подростков, работа, карьера, — для большинства людей молодого возраста. Политическая и экономическая ситуация в стане с возрастом волнует людей больше, так как, на мой взгляд, они беспокоятся о том, как будут жить их дети и внуки, какой будет страна и какие проблемы им придется решать. Отдых и спокойствие не характерны для первой, второй и третей возрастных групп. Значение отдыха и спокойствия возрастает у четвертой группы.

Итак, проведя исследование, можно заключить, что с возрастом жизненные ценности меняются. Чаще всего именно возраст определяет основные приоритеты. Однако меняет ценности не только возраст, и приобретаемый с ним жизненный опыт. Существенное влияние оказывают среда, окружение, изменения в жизни (семья, дети), обстоятельства. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что у каждого человека свой индивидуальный набор жизненных ориентиров, свои приоритеты, свое видение и понимание жизни и ситуации.

Литература:

  1. Ш.Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. ЖурналВШЭ, 2012. Т.9, № 1. С.43–70
  2. Bardi A., Lee J. A., Towfigh N.,Soutar G. The structure of intra-individual value change // Journal of Personality and Social Psychology. 2009.97.913–929.
Основные термины (генерируются автоматически): группа, ценность, возраст, ответ, семья, возрастная группа, друг, экономическая ситуация, большинство людей, карьер.


Похожие статьи

Ценностные ориентации современной молодежи

Как показывают исследования, главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость.

Социальное здоровье современной молодежи российского общества

Молодежь ― это экономически активная социально-экономическая группа, возрастные границы которой. Данная особенная роль молодежи в обществе усложняет ее положение на рынке труда. Безработица среди молодежи как социальная проблема...

Ценности и их влияние на формирование личности

Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех

Структура ценностных ориентаций личности зависит от социально-экономического развития общества.

Феномен NEET современного поколения и его влияние на...

Влияние молодого поколения на экономическую ситуацию.

Эти ответы дают четкую картину заинтересованности ребят в посещении занятий и обучении в

Что же касается жизненных ценностей анкетируемых, то в основном респонденты отмечают важность

Молодежь ― это экономически активная социально-экономическая группа, возрастные границы которой...

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.

Большинство из опрошенных людей не понимают, о чём вообще говорим, и что надо возрождать. А ведь вопрос семейных ценностей — это вопрос русской истории.

Особенности переживания кризиса середины жизни лицами...

Рассматриваются результаты эмпирического исследования симптомов возрастного кризиса

Социальная ситуация развития в зрелом возрасте связана с общественно полезной

По данной методике можно говорить о том, что большинство зрелых людей, принявших участие в

Дело в том, что подростки больше других возрастных групп страдают от не стабильности...

Формирование ценностных ориентаций у детей младшего...

Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиления

Большинство детей младшего школьного возраста положительно относятся к людям

Количество детей со средним уровнем в контрольной группе составляет 9 человека, а в...

Определение факторов бедности семей с детьми в Пермском крае

Возрастные коэффициенты рождаемости (человек).

1) При определении относительных показателей этой возрастной группы условно взято число женщин в возрасте 15-19 лет.

демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и...

Семейные ценности глазами людей, состоящих и не состоящих...

Семейные ценности — это культивирующая в обществе совокупность представлений о семье, которая

Для большинства женщин — 76,9 %, восхищение стало самой неважной ценностью, а

Для группы женщин можно сделать вывод о том, что общение для тех и других женщин...

Похожие статьи

Ценностные ориентации современной молодежи

Как показывают исследования, главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость.

Социальное здоровье современной молодежи российского общества

Молодежь ― это экономически активная социально-экономическая группа, возрастные границы которой. Данная особенная роль молодежи в обществе усложняет ее положение на рынке труда. Безработица среди молодежи как социальная проблема...

Ценности и их влияние на формирование личности

Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех

Структура ценностных ориентаций личности зависит от социально-экономического развития общества.

Феномен NEET современного поколения и его влияние на...

Влияние молодого поколения на экономическую ситуацию.

Эти ответы дают четкую картину заинтересованности ребят в посещении занятий и обучении в

Что же касается жизненных ценностей анкетируемых, то в основном респонденты отмечают важность

Молодежь ― это экономически активная социально-экономическая группа, возрастные границы которой...

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.

Большинство из опрошенных людей не понимают, о чём вообще говорим, и что надо возрождать. А ведь вопрос семейных ценностей — это вопрос русской истории.

Особенности переживания кризиса середины жизни лицами...

Рассматриваются результаты эмпирического исследования симптомов возрастного кризиса

Социальная ситуация развития в зрелом возрасте связана с общественно полезной

По данной методике можно говорить о том, что большинство зрелых людей, принявших участие в

Дело в том, что подростки больше других возрастных групп страдают от не стабильности...

Формирование ценностных ориентаций у детей младшего...

Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиления

Большинство детей младшего школьного возраста положительно относятся к людям

Количество детей со средним уровнем в контрольной группе составляет 9 человека, а в...

Определение факторов бедности семей с детьми в Пермском крае

Возрастные коэффициенты рождаемости (человек).

1) При определении относительных показателей этой возрастной группы условно взято число женщин в возрасте 15-19 лет.

демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и...

Семейные ценности глазами людей, состоящих и не состоящих...

Семейные ценности — это культивирующая в обществе совокупность представлений о семье, которая

Для большинства женщин — 76,9 %, восхищение стало самой неважной ценностью, а

Для группы женщин можно сделать вывод о том, что общение для тех и других женщин...

Задать вопрос