Панорама американского кино XX века (на примере фильмов «Унесенные ветром» и «Звуки музыки») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №5 (8) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 25.08.2016

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Седова А. П., Клюкина Е. Н. Панорама американского кино XX века (на примере фильмов «Унесенные ветром» и «Звуки музыки») // Юный ученый. — 2016. — №5. — С. 104-107. — URL https://moluch.ru/young/archive/8/537/ (дата обращения: 25.01.2020).



Тема («Панорама американского кино 20 века») выбрана неслучайно. С нашей точки зрения данная тема является актуальной, т. к. 2016 год объявлен годом кино. Рассматриваемые нами фильмы составляют золотой фонд мировой кинематографии

Несомненно, американская киноиндустрия является одной из богатейших во всем мире и славится известными на весь мир кинолентами, которыми восхищается уже не одно поколение людей.

Многократно просматривая самые яркие шедевры американской киноиндустрии, зрители приходят в восторг, и каждый раз открывают для себя что-то новое. Созерцая происходящие события, сопереживая героям фильмов, люди смотрят такие фильмы, словно в первый раз.

Такие фильмы не стареют и не забываются. Их особая энергетика и колорит проносятся сквозь годы, это и делает их актуальными, а также волнующими и захватывающими в любую историческую эпоху.

К таким шедеврам американского кино 20 века относятся два, которые поистине на все времена — это фильмы «Унесенные ветром» и «Звуки музыки».

Эти картины прославились на весь мир не только благодаря увлекательным сюжетам, но и во многом благодаря тому, что в данных фильмах отражены значительнейшие события мировой истории: Гражданская война 1861–1865 гг. между американскими Севером и Югом (фильм «Унесенные ветром») и приход к власти нацистов в Германии (фильм «Звуки музыки») [1, 2].

Важно отметить, что два этих легендарных фильма объединяет идея национального самосознания.

В начале фильма «Унесенные ветром» перед зрителями разворачиваются две противоположные картины — картина размеренной жизни южан (картина мира) и другая, противоположная ей — картина предстоящей войны. Две реальности, мир и война противостоят друг другу, одна реальность пытается победить другую. Планируется барбекю в поместье Джона Уилкса «Двенадцать дубов», ощущается атмосфера праздника, люди заняты приятными хлопотами по подготовке к предстоящему барбекю, и, одновременно с этим идут разговоры о войне. Мужчины абсолютно уверены в том, что война непременно начнется, женщины же, напротив, не хотят данный факт принимать, не хотят верить в начало войны.

Однако, война неизбежна. Эта война, уничтожила рабство в южных штатах, культуру Юга, ориентированную на аристократизм, уничтожила и традиции. Гражданская война принесла Югу разорение и полное поражение. Тот праздник в поместье «Двенадцать дубов» символизирует прощание не только с мирной жизнью, но и с целой эпохой, когда американский Юг был благополучным, стабильным, могущественным.

Поистине проникновенной является сцена фильма, когда главная героиня Скарлетт О’Хара, возвращаясь домой в Тару, проезжает мимо руин поместья «Двенадцать дубов», видит могилу Джона Уилкса, которая символизирует не только память об ушедшем человеке. Прежде всего – это все то, что осталось от прежней жизни, к которой нет возврата. В данной связи необходимо отметить, что название фильма «Унесенные ветром» является символичным, речь идет о канувшей в лета благополучной жизни американского Юга.

Однако, самые тяжелые времена настали для южан позже, когда людям пришлось приспосабливаться к новой жизни. В фильме одно из значительных мест занимает тема потерянного поколения. Один из ярчайших представителей потерянного поколения в фильме — Эшли Уилкс — благородный романтик, прошедший всю войну, защищавший честь семьи, мундира и саму идею национального самосознания. Этого персонажа можно назвать «рыцарем печального образа», который после войны так и не смог приспособиться к условиям жизни нового Юга.

Другой представитель потерянного поколения- отец Скарлетт, Джеральд О’Хара, в прежние времена импозантный джентльмен, владеющий поместьем и многочисленными плантациями, после войны, пережив разорение, голод, смерть жены, превращается в обезумевшего старика, став подобным потерянному ребенку, оставшемуся без попечения взрослых.

Наряду с этим, в фильме идет речь и о потерянном поколении рабов. Война, повлекшая за собой падение Юга, ставшая трагедией для аристократии, казалось бы открыли для рабов перспективы, они получили долгожданную свободу. Однако, многим из них такая свобода оказалась не нужна, новая жизнь была им непривычна и чужда. Такие персонажи фильма, как Большой Сэм, Порк, Мамушка, Присси, сохранили верность традициям старого Юга и остались преданны своим хозяевам.

На фоне драматичных событий гражданской войны в США (60-е годы XIX века), описывается жизнь южанки Скарлетт О’Хара. Это главная героиня фильма, воплощающая саму идею национального самосознания.

Скарлетт О’Хара, эгоистичная, самовлюбленная, тщеславная, не останавливается ни перед чем, ради поставленных целей, по сути своей — отрицательный герой. Однако, война, став тяжелейшим испытанием, дала возможность реализовать скрытые, неизвестные ей самой силы, проявить до конца свой характер. И оказалось, что капризная, избалованная любовью родителей и окружением поклонников, барышня, обладает мужеством, несгибаемой волей и такой жизненной энергией, что ей могут позавидовать многие мужчины. Подтверждение этому — эпизод побега Скарлетт О’ Хара и Мелани Уилкс с новорожденным ребенком из Атланты в сопровождении Ретта Батлера [5]. Существует интересный факт о данной сцене, она была отснята самой первой, были использованы декорации из других фильмов. На данный момент актриса Вивьен Ли еще не была утверждена на роль Скарлетт, и ее играла другая актриса, имя которой осталось неизвестным.

Скарлетт, пытаясь противостоять суровой реальности, отстояла владение семьи О’Хара — Тару. Будучи совсем юной девушкой, она перенесла ужасы войны, осталась без матери, с помешанным от утрат отцом и беспомощными младшими сестрами. Ей не от кого было ждать помощи, не на кого переложить проблемы, все бремя пришлось нести самой. Она выжила, научилась жить в изменившемся мире, в котором уже не было рабов — негров, огромных имений и фамильных состояний, и помогла выжить своим родным и близким. Конечно средства, использованные Скарлетт для достижения цели, трудно назвать достойными.

«Бог мне свидетель, бог свидетель, я не дам янки меня сломить. Я пройду через все, а когда это кончится, я никогда, никогда больше не буду голодать. Ни я, ни мои близкие. Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать» — Это слова Скарлетт, и она делала все для того что бы сдержать свою клятву [4].

Но не смотря на проявление ее эгоизма, недостойных деяний, оправдание Скарлетт в том, что она старалась не только для себя, а ради родного очага, для того чтобы сохранить свои владения, свою землю, ведь «Земля — единственное, что имеет ценность, единственное, за что надо бороться!» Скарлетт, истинная дочь своего отца-ирландца уже понимает это.

Сила характера, гордость и патриотизм Скарлетт О’Хара проявляется в том эпизоде, где она отказывается продать поместье бывшему управляющему и его жене, хозяевам новой жизни, которых когда-то называли «белой голытьбой». Особенно пронзительна та сцена, где Скарлетт запустила в управляющего горстью земли Тары, крикнув вслед, что это все, что он получит от поместья.

И для того что бы добиться и сохранить благополучие своей семьи Скарлетт не поступалась ничем. Скарлетт занималась «не женскими» делами, и, преуспела в этом.

Любовь к родине, идея национального самосознания очень ярко отражена и в самом конце фильма, где Скарлетт, пережив череду личных неудач, мечтает вернуться в Тару, домой, к своим первоистокам.

Если в фильме «Унесенные ветром» зрители в полной мере ощущают атмосферу второй половины 19 века, то в фильме «Звуки музыки» зрители погружаются в атмосферу иного века, века 20-го, где у людей уже совсем иная жизнь, полная различных событий.

Фильм «Звуки музыки» был задуман как мюзикл. На первый взгляд, это музыкальный фильм с, казалось бы, незатейливым сюжетом, но если его смотреть внимательно, и вдуматься в его содержание, то можно обнаружить множество глубоких идей, которые отражены в этом фильме.

Первоначально, перед нами раскрывается панорама с одной стороны, духовной жизни, когда девушка Мария находится в монастыре, намереваясь стать монахиней. С другой стороны, — панорама светской жизни, когда Мария поступает гувернанткой в дом овдовевшего морского офицера фон Траппа в качестве гувернантки для его семерых детей. Первоначально, дети принимают Марию не особенно дружелюбно, но впоследствии полюбили ее. Мария увлекалась пением и приобщила к нему детей. Позднее зритель прочувствует, насколько велика в фильме роль песни.

Подобно фильму «Унесенные ветром», в фильме «Звуки музыки» в жизни страны, в жизни отельных людей происходят перемены, коренным образом изменяющие их уклад.

Сюжет фильма развивается на фоне важных для Европы, и в частности для Австрии (где происходит действие фильма), исторических событий. В результате присоединения к фашистской Германии, в Австрии устанавливается нацистский режим.

Хотя в фильме отсутствуют батальные сцены, грядущие перемены отнюдь не являются переменами к лучшему. Накаляется атмосфера, мирные дни Австрии сочтены.

В нацистской Германии закладываются основы фашистской партии, основанной на так называемом фюрер-принципе, неограниченной власти вождя (фюрера).

Главной целью создания партии становится распространение фашистской идеологии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических сил и, в конечном итоге, для захвата власти.

Капитану фон Траппу предлагают вернуться на военную службу, однако в нем сильна идея национального самосознания. Будучи человеком волевым, решительным, принципиальным, он остается верным исконным традициям Австрии, старому миру. Он не принимает идеологии рейха и не желает служить ему.

Самый светлый образ фильма — образ Марии. Мария, будучи девушкой доброй и чуткой, незримо противостоит новому, чуждому большинству людей режиму. Возможно, она не была смелой и сильной духом, однако явилась воплощением всего доброго и светлого. Ведь, как известно добро побеждает зло.

Война – дело отнюдь не женское. Изначальное предназначение женщины — продолжение человеческого рода, сохранение домашнего очага, воспитание детей. Хотя у Марии и не было собственных детей, она всей душой прониклась к детям фон Траппа, и внесла огромный вклад в их воспитание.

Важно отметить, что войны для женщины, даже самые незначительный, даже еще не начавшиеся, всегда великие, потому что женщина по своей природе отвергает разрушение, насилие, смерть, все то, что влечет за собой война.

Ведь женщина призвана созидать, любить и продолжать жизнь. Женщина и жизнь — это тождественные понятия.

В фильме идея национального самосознания воплощается и с помощью музыки, с помощью красивых песен.

Музыка в фильме является частью человеческой жизни. Она рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер, воплощает все то, что связано с человеком.

Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту, под влиянием душевной, позитивной музыки в человеке возрастает энергия.

Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним горе и радость.

В фильм вошли чудесные, добрые песни, исполняемые Марией и ее семьей, в частности «Edelweiss», «MyFavouriteThings», «ClimbEveryMountain», «Do-re-mi», «SixteenGoingonSeventeen», «TheLonelyGoatherd». Эти песни, пронизанные духом патриотизма, помогали противостоять нацизму.

Капитан Георг фон Трапп, задерживая свое отправление на военную службу, настойчиво убеждает гаулейтера Целлера в том, что, являясь участником семейного ансамбля певцов фон Трапп, он обязательно должен быть с ними во время выступления наЗальцбургском городском музыкальном фестивале, в охраняемом театре, и что после концерта обязательно поедет служить. Однако после выступления, не явившись на вручение присуждённого первого приза, вся семья сбегает и перебирается через горы вШвейцарию, возможно полагая, что не в силах победить нацизм.

В заключении хотелось бы отметить, что постановщикам обоих фильмов средствами кино удалось воплотить идею национального самосознания.

Во времена, когда те фильмы снимались, еще не существовало совершенных компьютерных технологий для создания спецэффектов, приводящих телезрителей в восторг.

Эту важную идею, в первую очередь, удалось воплотить с помощью гениальной игры знаменитых актеров, таких, как Вивьен Ли, Кларк Гейбл, Лесли Говард, Оливия де Хевиленд (фильм «Унесенные ветром»), Джули Эндрюс, Кристофер Пламмер (фильм «Звуки музыки»). Благодаря тому, как глубоко эти актеры прониклись в своих персонажей, оба этих фильма стали незабываемыми и вечно молодыми.

Литература:

  1. Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино 1929–1945 гг.: Изд-во «Искусство». М. 1970.
  2. Мусский И. А. 100 великих зарубежных фильмов: Издательский дом «Вече», 2008.
  3. Садуль Ж. История киноискусства: Изд-во иностранной литературы. М., 1970.
  4. Уолкнер А. Вивьен Ли: Изд-во «Русич», М.,1998.
  5. Warren G. Harris Clark Gable. A biography: Изд-во «Random House (USA)». 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, национальное самосознание, война, жизнь, гражданская война, потерянное поколение, военная служба, американский Юг, сама идея, американская киноиндустрия.


Похожие статьи

К вопросу о формировании Американской нации

Американцы смогли добиться чувства национального самосознания и национальной идеи (американской мечты) в течение жизни двух-трех поколений. Национальное сознание стало творением самого народа. Создателями стали «фермеры, люди фронтира, рыбаки и охотники...

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Говоря о военных фильмах, большинству моих сверстников придут на ум такие фильмы, как

Американским военнослужащим и полицейским такое к себе отношение не приснится в

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной.

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на...

Американская киноиндустрия делает упор на использование современных технологий

Киноиндустрия прочно вошла в жизнь современного человека, став одним из основных

Поход в кинотеатр или просмотр фильма в кругу друзей дает молодым людям темы для...

Независимый кинематограф США в условиях студийной системы...

Американский историк кино Грэг Меррит в своей книге «Полноценный гид по независимому кинопроизводству от Грэга Меррита» полагает

Дело в том, что после Второй мировой войны в США начинается волна антикоммунистического движения, вызванного опасением политических...

Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США

При этом воспитание национально-государственного самосознания, гордости за принадлежность к США — «оплоту

Военно-патриотическое воспитание американской молодёжи осуществляется также в ходе вневойсковой подготовки, реализуемой на двух...

Поражение США во Вьетнамской войне как проявление...

Вьетнамская война оставила глубокий отпечаток на самосознании американского народа, поставив под сомнение целесообразность достижения демократии во всем мире путем активного вмешательства в локальные конфликты. Причины неудач американских войск в данном...

Советско-американские отношения в послевоенный период

К концу войны Советский Союз располагал самой крупной в мире сухопутной армией и огромным

Строителей американского мирового порядка не устраивало, что территория СССР и его

…Без общего военного превосходства, наличного и легко мобилизуемого, политика...

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

В статье анализируются и сравниваются американский и британский сериалы, снятые по произведениям Артура Конана Дойла «Приключения Шерлока Холмса». Выделяются характерные особенности стран и их жителей, определяющие их культуру.

Образ учителя в американском и английском кинематографе

Учитель живет до тех пор, пока он учится, Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. (К. Д. Ушинский). С психологической точки зрения любой фильм, как и любое художественное произведение, влияет на сознание человека, как положительно...

Похожие статьи

К вопросу о формировании Американской нации

Американцы смогли добиться чувства национального самосознания и национальной идеи (американской мечты) в течение жизни двух-трех поколений. Национальное сознание стало творением самого народа. Создателями стали «фермеры, люди фронтира, рыбаки и охотники...

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Говоря о военных фильмах, большинству моих сверстников придут на ум такие фильмы, как

Американским военнослужащим и полицейским такое к себе отношение не приснится в

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной.

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на...

Американская киноиндустрия делает упор на использование современных технологий

Киноиндустрия прочно вошла в жизнь современного человека, став одним из основных

Поход в кинотеатр или просмотр фильма в кругу друзей дает молодым людям темы для...

Независимый кинематограф США в условиях студийной системы...

Американский историк кино Грэг Меррит в своей книге «Полноценный гид по независимому кинопроизводству от Грэга Меррита» полагает

Дело в том, что после Второй мировой войны в США начинается волна антикоммунистического движения, вызванного опасением политических...

Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США

При этом воспитание национально-государственного самосознания, гордости за принадлежность к США — «оплоту

Военно-патриотическое воспитание американской молодёжи осуществляется также в ходе вневойсковой подготовки, реализуемой на двух...

Поражение США во Вьетнамской войне как проявление...

Вьетнамская война оставила глубокий отпечаток на самосознании американского народа, поставив под сомнение целесообразность достижения демократии во всем мире путем активного вмешательства в локальные конфликты. Причины неудач американских войск в данном...

Советско-американские отношения в послевоенный период

К концу войны Советский Союз располагал самой крупной в мире сухопутной армией и огромным

Строителей американского мирового порядка не устраивало, что территория СССР и его

…Без общего военного превосходства, наличного и легко мобилизуемого, политика...

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

В статье анализируются и сравниваются американский и британский сериалы, снятые по произведениям Артура Конана Дойла «Приключения Шерлока Холмса». Выделяются характерные особенности стран и их жителей, определяющие их культуру.

Образ учителя в американском и английском кинематографе

Учитель живет до тех пор, пока он учится, Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. (К. Д. Ушинский). С психологической точки зрения любой фильм, как и любое художественное произведение, влияет на сознание человека, как положительно...

Задать вопрос