Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») / Я. А. Меркулов, П. П. Бурдина, Л. А. Малик [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 53-58. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4314/ (дата обращения: 16.12.2024).



Среди наиболее значимых изобретений XX и XXI многие, в том числе и ученики нашей школы, назвали мобильный телефон. Смартфон стал неотъемлемой частью современной жизни. К основным функциям мобильного телефона относятся: обеспечение связи с родными и друзьями, отправка текстовых или голосовых сообщений, телефон как платежное средство (мобильный банк), развлечения (кино, телевидение, радио, библиотека, соцсети), быстрого поиска информации, фотографирования и съемки видео, записи разговоров, навигатор, многофункциональный переводчик, точка раздачи интернета. К числу менее значимых или дополнительных функций мобильного телефона относится: спортивный помощник или фитнес-тренер, измерительные приборы (секундомер, барометр, рулетка, уровень, шумомер, металлоискатель, люксметр, микроскоп и т. д.), музыкальный инструмент (тренажер), игрушка для котиков, система отслеживания местонахождения человека и помощь правоохранительным органам и т. д. Большинство из них мы воспринимаем как данность, но в телефонах они были далеко не всегда, а появлялись достаточно постепенно и относительно недавно в ходе эволюции сотовых телефонов, которая достаточно точно представлена на этой схеме:

Создателем первого в мире сотового телефона был Мартин Купер, инженер компании Motorola. Он и совершил первый звонок по мобильному телефону модели Motorola DynaTAC8000X 3 апреля 1973 года. Этот телефон имел огромные габариты: высота в 25 сантиметров, вес в 800 граммов; встроенную память: (до 30 контактов). До 100 % телефон заряжался10 часов, а разряжался в режиме разговора за полчаса. На доработку телефона и его массовый запуск ушло десять лет. Поэтому в коммерческую продажу телефон поступил в 1983 году. Стоимость новинки составляла около 4000$.

С тех пор основными направлениями доработки и совершенствования мобильных телефонов стали: вес, габариты, материалы экрана, корпуса, внутреннего устройства, батарея (скорость зарядки и продолжительность автономной работы), дизайн, цена.

На данном рисунке наглядно видно, какой технологический путь был пройден за поразительно короткое время. За каких-то восемь лет мобильный телефон изменился до неузнаваемости, как внешне, так и внутренне. Изменились его вес, дизайн, функциональные возможности, некоторые материалы, внешний вид, принцип работы с ним и многое другое.

Развитие телефонов продолжается — поиск интересных решений ведется постоянно. Некоторые технологии становятся удачными и закрепляются на рынке смартфонов. Другие — быстро забываются. Актуальный тренд на конец 2022 года — смена дизайна смартфонов. А что нас ждет дальше?

Дальнейшие перспективы развития мобильных телефонов волнуют многих. Большинство экспертов утверждают, что в ближайшие годы смартфоны вряд ли изменят свой внешний вид, но имеют все шансы выдавить с рынка ноутбуки и фотоаппараты. Вполне возможно, что телефоны превратятся в полноценные портативные компьютеры, к которым можно будет подключать внешний монитор, клавиатуру и мышь. В будущем они смогут обладать бóльшим объем оперативной памяти. Люди в свою очередь станут более зависимыми от своих телефонов, которые вероятно заменят банковские карты, пропуска и т. п. За счет развития технологий и появления новых материалов будет решаться проблема с быстрой зарядкой и увеличением времени автономной (без подзарядки) работы телефона. Вероятно, продолжат совершенствоваться и камеры наших смартфонов. Отдельные эксперты видят будущее развитие смартфонов в переходе к стандартизации и модульной системе, когда потребитель сам сможет «собирать» нужный ему телефон строго по своим требованиям. Это, так называемые, ближайшие перспективы, а вот дальше эксперты менее оптимистичны в своих прогнозах и полагают, что уже через 10–20 лет смартфон в том виде, какой он есть сейчас, станет настоящим рудиментом и исчезнет с рынка. Его, скорее всего, заменит какое-то принципиально новое устройство.

Тема мобильных телефонов меня очень интересует в том числе и как активного пользователя. Чтобы выявить особенности использования мобильных телефонов у подростков нашей школы я подготовил и провел анкетирование. Анкетные листы были розданы обучающимся нашей школы в количестве 50 экземпляров, однако в опросе участвовали 46 человек, так как 4 анкеты были безвозвратно испорчены из-за неумения читать задания. Всего в опросе приняли участия: 5 пятиклассников, 8 шестиклассников, 8 семиклассников, 8 восьмиклассников, 6 девятиклассников, 5 десятиклассников и 6 одиннадцатиклассников, из них 20 мальчиков и 26 девочек. На мой взгляд, данные количественные показатели выборки позволили добиться максимально широкого и достаточно равномерного охвата изучаемой аудитории в том числе и по возрастному признаку.

класс

5

6

7

8

9

10

11

м

ж

роздано

испорчено

обработано

Кол-во

5

8

8

8

6

5

6

20

26

50

4*

46

1. Какими функциями вашего мобильного телефона вы пользуетесь чаще всего?

Проанализировав ответы учащихся на этот вопрос, я пришел к выводу, что наиболее востребованными являются основные функции телефона. Как и в момент появления первой и самой функцией телефона является связь с родными и друзьями. На втором месте по популярности стоит функция отправки текстовых и голосовых сообщений, то есть те функции, которые появились у мобильных телефонов на первых этапах их развития. Крайне популярной функцией у обучающихся нашей школы является использование мобильного телефона для досуга. Такую возможность в полной мере дают именно смартфоны и постоянное подключение к скоростному мобильному интернету.

Данные функции добавились на 4 и 5 этапах развития мобильных телефонов и стали поворотными вехами в их эволюции. Достаточно востребованной функцией является возможность быстрого поиска информации. На мой взгляд, это обусловлено спецификой современного учебного процесса. Нам часто задают подготовить различные проекты, презентации, доклады и сообщения. Для данного вида работы эта функция мобильного телефона просто незаменима. Фактически у каждого из нас в руках есть вся доступная справочная литература (энциклопедия, словари, учебники, научные статьи) в режиме мгновенного доступа. Более того эту информацию можно не только прочитать, но и скачать, обработать, соединить и т. д.

Популярность следующей функции «Фотографирования и съемки видео» обусловлена двумя важными факторами. Во-первых, удобством. Не надо носить с собой три устройства, так как фотоаппарат и видеокамера у вас всегда под рукой в вашем смартфоне. Во-вторых, популярностью социальных сетей, куда обычно мы и выкладываем наши фото и видео. Многие учащиеся нашей школы пользуются телефоном в качестве переводчика, что продиктовано спецификой нашего учебного заведения, где большое внимание уделяется изучению иностранных языков. К сожалению, частое и чрезмерное использование этой функции ведет к ухудшению знаний по предмету. Остальные функции не пользуются особой популярностью и совокупно набирают лишь 11 %.

2. Какими функциями вашего мобильного телефона вы пользуетесь реже всего?

К наименее популярным функциям ученики нашей школы отнесли так называемые дополнительные функции мобильного телефона: игрушка для котиков, система отслеживания местонахождения человека, записи разговоров, телефон как платежное средство, музыкальный инструмент (тренажер), измерительный прибор. (секундомер, барометр, рулетка, уровень, шумомер, металлоискатель, люксметр), фитнес-тренер, навигатор, ночка раздачи интернета. На мой взгляд, объяснением этому является:

  1. Возрастной фактор. То есть обычно взрослые отслеживают местоположение детей, а не наоборот.
  2. Отсутствие финансовой самостоятельности. Взрослые люди достаточно часто используют телефон в качестве платежного средства, обладая достаточными финансами и независимостью в этом вопросе. У учащихся школы такой свободы практически нет.
  3. Проживание в условиях интерната. У нас нет котиков, чтобы с ними играть.
  4. Отсутствие профессиональной деятельности и потребностей. Телефон в качестве измерительного прибора чаще всего используют люди определенных профессий, например, строители. А навигатором пользуются преимущественно взрослые, управляющие транспортным средством.
  5. Незнание. Как будет видно из следующей диаграммы, многие ученики просто не знали о том, что их смартфон обладает такими возможностями.

Интересным моментом является использование мобильного телефона в качестве переводчика. Эту функцию считают непопулярной 11 обучающихся из 46. Осмелюсь предположить, что это те немногие, которые делают домашнее задание по иностранным языкам самостоятельно.

3. О каких функциях телефона из вышеперечисленных вы не знали?

Из полученных данных можно сделать однозначный вывод о том, что основные функции мобильных телефонов хорошо известны нашим учащимся и пользуются у них достаточной популярностью. В то время как большинство дополнительных функций им неизвестны. В ходе моего опроса многие ученики заявляли, что из анкет узнали для себя много нового и попытались применить эти знания на практике, то есть попытались скачать приложения, установить их, найти указанные функции в телефонах и ими воспользоваться. Думаю, что со временем, некоторые из них станут достаточно востребованными.

4. Какие функции телефона из вышеперечисленных вы считаете лишними?

Подавляющее большинство учащихся сочли лишней функцию «фитнес-тренер». Пожалуй, связано это с тем, что наши ученики редко самостоятельно посещают тренажерный зал и занимаются физкультурой и спортом под руководством учителей физкультуры и тренеров.

Второй функцией, которую наши обучающиеся посчитали лишней, является возможность отслеживать местонахождения человека. Я несогласен с такой позицией, так как эта функция спасла многих людей, которых удалось найти и вовремя оказать помощь только благодаря мобильному телефону. Эта функция крайне востребована спецслужбами и правоохранительными органами. Она используется для предотвращения преступлений, поиска лиц, доказательств виновности или невиновности подозреваемых.

На третьем месте в списке лишних функций стоит «запись разговоров». Полагаю, что здесь наши обучающиеся руководствовались этическими нормами и практической целесообразностью. Пока у нас нет необходимости записывать, например, долгие лекции, как это часто делают студенты в ВУЗах. Нет необходимости и в специальных измерительных приборах. Все необходимые инструменты у нас всегда под рукой в школе. Эта функция больше востребована профессионалами в работе.

5. Каких функций в телефоне на ваш взгляд не хватает?

На этот вопрос большинство наших школьников однозначно ответили — быстрая зарядка телефона более 200ВТ. Если вспомнить этапы развития мобильных телефонов, то вопрос зарядки остро стоял на каждом этапе его развития. Разработчики искали и продолжают искать оптимальные материалы для батарей, которые сочетали бы в себе легкость, надежность, быструю зарядку, способность максимально долго работать в автономном режиме, долговечн6ость, безопасность, экологичность.

Поиск подобных материалов уже привел к целому ряду научных открытий и созданию прорывных технологий. Уверен, что и дальше этот процесс будет лишь набирать обороты, так как данная тема актуальна и имеет огромное прикладное значение в различных сферах. Другие функции, такие как: собственные процессоры, спутниковые сообщения, 1-дюймовые сенсоры камер вместе набрали чуть меньше 20 %, однако они прекрасно вписываются в концепции специалистов о дальнейшем развитии мобильных телефонов. Их появление в ближайшем будущем весьма реально и ожидаемо.

6. Каковы перспективы развития мобильных телефонов?

Лишь 2 человека из 46, то есть 4,3 % опрошенных считаю, что на данном этапе телефоны достигли своего максимума и больше развиваться не будут. Остальные же ответы во многом совпадают с прогнозами специалистов и экспертов о дальнейших путях развития мобильных телефонов. В ближайшее время развитие телефонов будет идти по двум основным направлениям:

1) Будет совершенствоваться внешний вид (размер, вес, дизайн, материалы и т. п.);

2) Будет совершенствоваться функционал телефона.

Как видно из диаграммы, первый ответ набрал 18 голосов, то есть 39,1 % учеников думают именно так. Эта версия подтверждается тем, что мы постоянно в различных СМИ слышим о новинках, поиске и изобретении новых материалов для батарей, корпуса, экрана, чипов и т. д. Я считаю, что изменения в данной области дело ближайших лет, по крайней мере в том, что касается новых батарей и зарядных устройств. Возможны также изменения материалов корпуса и экранов. Скорее всего они станут более легкими, но вместе с тем прочными и надежными. Разработка и создание микрочипов на данном этапе технологического развития человечества является одной из приоритетных отраслей.

Есть лидеры в этой сфере: США, Южная Корея, Тайвань и т. д. Целый ряд стран активно работает над тем, чтобы догнать и перегнать лидеров в этой сфере. Это безусловно Китай и Россия, так как данная сфера обеспечивает высокую доходность, технологический и промышленный суверенитет. Следовательно, и здесь можно ожидать прорывных решений в самое ближайшее время, что однозначно отразиться на мобильных телефонах. С другой стороны, многие делают ставку на функциональное развитие телефонов, то есть на появление новых функций, возможностей, приложений, программного обеспечения. На мой взгляд, это вполне вписывается в общую тенденцию мирового технологического прогресса и совпадает с мнением ведущих экспертов в области сотовой связи.

В том, что касается долгосрочных перспектив развития мобильных телефонов, международные эксперты и ученики нашей школы сходятся во мнении, что рано или поздно появится новое устройство, которое заменит телефон. За этот вариант развития событий проголосовало 15 участников опроса, то есть 32,7 %. Однако, в ближайшие десять лет такой технологической революции ждать не стоит. Не исключено, что появятся пилотные проекты, но массового производства придется подождать. И с этой точкой зрения я полностью согласен.

Литература:

1. https://obzorposudy.ru/polezno/cto-znacit-polzovatsya-telefonom

2. https://zoom.cnews.ru/publication/item/46600?ysclid=lnu252micf942536278

3. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.027928c8–659e4808–8f70ce9a-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Mobile_phone_feature

4. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.027928c8–659e4808–8f70ce9a-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Smartphone

5. https://mob-mobile.ru/statya/12819-samye-neobychnye-primeneniya-smartfonov.html?ysclid=lritznt53h144184746

6. https://www.svyaznoy.ru/reviews/text_samye_poleznye_funkcii_tvoego_smartfona?ysclid=lriu1c4rng12608448

7. https://tass.ru/spec/phone?ysclid=lrp18cayvo873108941

8. https://news.rambler.ru/gadgets/49668568/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

9. https://myslide.ru/documents_4/5dfde93622e0698043aeb9f27da5aac6/img3.jpg

10. https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/5/9/1076952.jpg



Похожие статьи

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Похожие статьи

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Задать вопрос