В статье авторы исследуют как аутентичная среда аула, в котором вырос Бауыржан Момышулы, способствовала формированию уникальной личности героя Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: Бауыржан Момышулы, аутентичная среда, формирование личности, герой Великой Отечественной войны.
Легендарному герою Казахстана принадлежат такие слова: «Любовь к Родине начинается с любви к своим родителям, братьям и сестрам, своему аулу, городу, где родился и вырос, к своей нации», именно такими словами, проникающими в душу, автор произведения объясняет цель написания своего произведения «Наша семья».
Актуальность. Изучение детства героя является востребованным, так как это позволяет понять, какие факторы оказывали влияние на формирование личности. Важно отметить, что эта тема мало изучена. Автобиографический роман Бауыржана Момышулы « Наша семья» отражает аутентичную среду, в которой проходило его детство. Материалы предоставляют уникальный взгляд на культуру, традиции и обычаи казахского народа, их сотрудничество с русскими переселенцами, что имеет особое значение в современном мире мультикультурализма и глобализации, поэтому данное исследование является актуальным и в наше время.
Цель исследования: определить роль аутентичной среды в формировании уникальной личности Бауыржана Момышулы (на основе анализа произведения «Наша семья»).
Гипотеза: определить роль влияния аутентичной среды на формирование уникальной личности Бауыржана Момышулы.
Объектом исследования определили произведение Бауыржана Момышулы «Наша семья», местность, где проходило его детство, архивы семьи Гончаровых.
Предметом исследования стало содержание произведения Бауыржана Момышулы «Наша семья», исследование аутентичной среды, анализ архивов семьи Гончаровых.
Этапы исследования:
– на первом этапе провели аналитический обзор трудов ученых, воспоминаний современников, родственников о детстве Бауыржана Момышулы, изучение произведения «Наша семья»;
– на втором этапе участвовали в экспедиции в места, описанные в автобиографической повести Бауыржана Момышулы «Наша семья»;
– на третьем этапе провели камеральную обработку данных и представили результатов работы общественности.
Методы: при изучении литературных источников использовали эмпирический анализ, при изучении романа «Наша семья» использовали биографический анализ, при встрече с учеными и потомками — интервью и беседы, аналитический обзор проводили при помощи анализа и оценки результатов работы, при анализе взаимодействия с русскими переселенцами использовали метод социологического анализа.
Новизна исследования: висследование авторы определили роль аутентичной среды в формировании уникальной личности Бауыржана Момышулы (на основе анализа произведения «Наша семья», природы местонахождения аула, архива семьи Гончаровых).
Выводы: анализ аутентичной среды в произведение Бауыржана Момышулы «Наша семья», на месте его проживания в детстве, архивы семьи Гончаровых способствовали определению как проходило формирование личности Бауыржана, как в нем закладывались не приходящие человеческие ценности. Проделанная работа проливает свет не только на жизнь и детство самого автора, но и помогает лучше понять многообразие этнических культур в регионе.
Аналитический обзор
Для проведения анализа произведения нам потребовалось выявить определение понятия «Аутентичная среда» — это понятие, которое имеет важное значение в формировании личности человека. Она отражает окружение, в котором человек вырос и развивался, включая культурные, исторические и социальные аспекты [1]. В данном проекте рассматривается влияние аутентичной среды на формирование личности Бауыржана Момышулы, главного героя произведения «Наша семья».
Аутентичная среда и ее важность. Аутентичная среда олицетворяет место и время, в которых человек воспитывается. Она включает в себя язык, традиции, обычаи и культурные особенности, которые оказывают влияние на формирование его характера, ценностей и мировоззрения. Ученые в разных странах исследовали роль аутентичной среды в формировании личности. Зарубежные исследователи, такие как Эрик Эриксон и Лев Выготский, подчеркивали важность социокультурного контекста для развития человека.
Народная педагогика. Народная педагогика — это концепция образования, которая базируется на традиционных и культурных ценностях народа. Этот подход уделяет особое внимание аутентичной среде и опыту, который передается из поколения в поколение. Важными компонентами народной педагогики являются сохранение культурного наследия, обучение через практику и взаимодействие с окружающей средой [2].
Бауыржан Момышулы, как главный герой произведения «Наша семья», может рассматриваться как представитель народной педагогики. В его личности отражены традиционные казахские ценности, обычаи и образ жизни, которые сформировались под влиянием аутентичной среды, в которой он вырос. Его характер и поступки отражают важность культурного и исторического наследия. Он говорил: «Молодежь должна быть воспитана на благородных традициях. Традиция — это не мертвая реликвия прошлого. Это — боевое могучее оружие, выкованное и отточенное в прошлом для великих битв настоящего и будущего», что доказывает, что духовная культура, берущая начало в прошлом, и переданная поколениями являестя приоритетом для него.
При проведении исследования нам предоставилась редкая возможность встретиться и побеседовать с доктором филологических наук, профессором, Лауреатом Государственной премии РК 1996 г. и международной премии «Интерес к тюркскому миру», директором научно-исследовательских центров «Абайтану», «Бауыржантану», членом Союза писателей Казахстана Мекемтасом Мырзахметовичем Мырзахметовым. Есть очень интересный факт, мало где освещенный, еще при жизни, Бауыржан Момышулы составил завещание о передаче права на свои архивы — Мырзахметову М. М. Это интервью предоставило уникальные детали о жизни и личностных качествах Бауыржана Момышулы. Напоследок, Мекемтас Мырзахметович сказал:
«Кто хочет познать душу казахского народа, его культуру, менталитет то должен читать Абая и Бауыржана Момышулы». Таким образом интервью оказало существенное влияние на контекст исследования, помогло выявить важные моменты, которые дополняют понимание того, как сформировалась личность Бауыржана Момышулы.
Рис. 1. Встреча с Мекемтасом Мырзахметовым
Рис. 2. Посещение научно-культурного центра «Бауржантану»
Не поддельный интерес к произведению «Наша семья» проявляет журналист Алия Кемелбекова в статья «Не было шансов выжить, была лишь вера в успех!», где она пишет, «среди произведений Бауржана Момышулы есть повесть сотканная из теплых воспоминаний «Наша семья». Там и очаг, там детвора, родной аул, тепло родных рук, аксакалы. Родной край и самобытность народа».
Определение роли аутентичной среды в формировании характера, ценностей и мировоззрения Бауыржана Момышулы
Роль окружающей среды в развитии личности Бауыржана Момышулы является фундаментальной и оказывает глубокое влияние на формирование характера, ценностей и поведения человека. Личность Бауыржана Момышулы известна не только в Казахстане, но и за рубежом. Его книги «За нами Москва» и «Психология войны» пользуются огромной популярностью в мире. Однако мало кто задумывается о том, почему не все становятся героями, и не каждый человек обладает подобными качествами личности.
Психолог Эрик Эриксон разработал теорию развития личности, в соответствии с которой окружающая среда играет важную роль в формировании личностных кризисов и разрешении конфликтов на разных этапах жизни. Он подчеркнул, что важно, как человек адаптируется к окружающей среде и какие черты личности развиваются в результате этой адаптации [3]. Описание среды, в которой рос наш герой, нашло свое отражение в его автобиографическом произведении «Наша семья». В этом произведении раскрывается атмосфера, в которой он провел свое детство.
Через всё произведение красной нитью проходит любовь его близких сначала к маленькому мальчику, а потом подростку. Слова бабушки: «-Тебе больно? Дать тебе пить? Может, у тебя подушка жесткая?» [4, с. 30 . Внимание и забота старших в произведении, создают у мальчика ощущение безопасности и тепла. Это важные составляющие чувства принадлежности и любви к семье, которое со временем перерастает в огромную, неподдельную любовь к Родине.
Таким образом, произведение «Наша семья» не только отражает среду, в которой автор вырос, но и демонстрирует читателю любовь к близким, уважение к традициям и культуре, связь с природой и окружающей средой, а также солидарность и дружбу, что способствует формированию патриотизма. Эти ценности и убеждения, выработанные в раннем возрасте, остаются с человеком на протяжении всей его жизни и способствуют укреплению связи с его родиной и культурой. В своей автобиографической книге автор упомянул письмо Кожамкула «Это письмо читалось на всех сборах, там были и стихи, лирические строки, говорящие о его тоске по родине и о том, как ему тяжело на чужбине» [4, с. 42].
В произведение подчеркивается важность гостеприимства и солидарности в казахском обществе, где пришедшие гости всегда находили уют и уважение в других аулах: «На джайляу было поставлено пятьдесят юрт, и, по традиции, в радиусе десяти-пятнадцати километров аулы были обязаны принимать гостей на ночлег. Богатые приезжали со своими юртами и пригоняли с собой косяки кумысных кобылиц» [4, с. 16].
Бауыржан Момышулы вырос в семье, где культура включала в себя множество ценностей и обычаев, и одной из них действительно являлась традиция делиться счастьем. Гостеприимство и радушие к гостям играют важную роль в культуре казахского народа, что также можно наблюдать в произведении «Наша семья». Например, в отрывке: «На ас были приглашены также узбеки, которые в течение трех дней усиленно торговали дынями, арбузами, виноградом» [4, с. 16]. А также культура приветствия гостя, в семье играет важную роль в формировании личности, учит важным социальным навыкам и способствует развитию психологического и эмоционального благополучия. Пример тому служит отрывок с произведения: «Отец шепчет на ухо: «Ты что же, не приветствовал ата, как я тебя учил?» Пристыженный, я выбегаю из юрты. Немного постояв, я с важным видом снова вхожу и, поклонившись публике, произношу членораздельно: «Ассалям-алейкум, аталар!» [4, с. 20]. Отец учит сына правильной культуре здороваться и проявлять уважение к старшим (ата), что является важной частью семейных ценностей и традиций. Бауыржан в свою очередь исправившись и вернувшись в юрту, демонстрирует способность к саморегуляции и скорректированию своего поведения в соответствии с общепринятыми нормами и ожиданиями.
Изучая роман-биографию, начали понимать, что традиции передаются из поколения в поколение, что это семейный опыт и воспитание. Родные Бауыржана учили его жить по доходам и соблюдать свои обязательства, что важно для сохранения чести и уважения в казахском обществе. Тому пример образ Бауыржана Момышулы в книге «За Нами Москва», можно выделить несколько важных аспектов его характера и деятельности: отвага и решительность. Например, в битве за Москву Бауыржан Момышулы и его батальон вырываются из вражеского окружения и продолжают выполнять свои военные обязанности даже в сложных условиях [5]. Роль чести в данном отрывке проявляется в том, как Бауыржан Момышулы и его батальон продолжают выполнять свои военные обязанности, несмотря на сложные условия и окружение врагом. Честь здесь служит моральным стержнем, который поддерживает их решимость и преданность выполнению своего долга.
Условия развития социальных навыков Бауыржана Момышулы
Понятие «Социальная среда» по толкованию Вишняковы С. М. представляет собой окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности [6]. Это означает, что наше окружение влияет не только на наши физические потребности и возможности, но также и на наши ценности, убеждения и психологическое состояние. Такая широкая интерпретация социальной среды подчеркивает важность анализа социокультурных аспектов, которые могут оказывать значительное воздействие на человека.
Цитата «Социальная среда — есть истинный рычаг воспитательного процесса, вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» Выготского Л. С. подчеркивает ключевую роль социальной среды в воспитательном процессе и, в то же время, важность учителя как руководителя этого процесса [7]. В контексте данной цитаты, учителем являются те, кто окружает человека в его социальной среде, включая семью, друзей, коллег, общество в целом. Эти люди и социокультурная обстановка оказывают влияние на ценности, убеждения, навыки и поведение человека.
Социальная среда, в которой вырос и развивался Бауыржан Момышулы, представляет собой интересное исследовательское поле для изучения, поскольку она имеет множество интересных и значимых аспектов. Во-первых, среда, описанная им в произведении «Наша семья», насыщена культурными элементами, такими как казахские традиции, обычаи и религиозные практики. Изучение этой среды позволяет понять богатство и многогранность казахской культуры и наследия. Во-вторых, анализ социальной среды Бауыржана Момышулы привел к тому, что исследование динамики межличностных отношений, влияния семьи и окружения на формирование личности, а также развитие социальных навыков позволил определить ее важность в жизни автора. В-третьих, социальная среда Бауыржана Момышулы предоставляет материал для этнографического исследования казахской культуры и быта, так как произведение богато описанием народных обычаев и традиций, таких как калым и кун, что исключительно важно для сохранения культурного наследия, поскольку они не только передают культурную ценность, но и воплощают обычаи и традиции казахов. Подобное воспоминание, запечатленное в произведении, позволяет нам глубже понять богатство и глубину казахской культуры.
Влияние аутентичной среды сильно сказалось на социальных навыках Бауыржана Момышулы, так, например русские переселенцы того времени обладали более широкими навыками ведения сельского хозяйства, чем большинство казахов того времени. Они делились своими навыками и опытом в земледелии, например, слова отца — Момыша из книги: «А мы с Кузьмой Гончаровым вместе землю пашем, сено вместе косим, друг к другу в гости ездим. Мой брат у Гончаровых научился многому» [4, с. 132]. Взаимодействие с русскими переселенцами способствовало мультикультурному развитию Бауыржана Момышулы и содействовало формированию дружеских отношений, так навсегда останется в памяти Бауыржана дружба с Василием Гончаровым: «С тех пор, как Василь погостил у нас, между нами завязалась крепкая дружба» [4, с. 180]. Василий Гончаров погибнет в бою в годы Великой Отечественной войны.
Дом семьи Гончаровых, в котором жил маленький Бауыржан когда учился в Бурном в школе у «русского муллы» стоит и по сей день. Посещение этого дома, где живет потомок — Виктор Мефодьевич Гончаров, дало возможность ощутить дух того времени, прикоснуться к тайне его жизни в семье русских переселенцев. Во дворе дома нашему вниманию предстал колодец, из которого Бауыржан использовал воду, утолив жажду водой этого колодца, мы ощутили вкус прошлого. В доме сохранилась комната, в которой Бауыржан Момышулы со своим другом Василием (дядей Виктора Мефодьевича) спал на русской печи: «Василь забрался на печку и позвал меня» [4, с. 190].
Рис. 3. Старая часть дома, в которой жил Бауржан
Рис. 4. Комната, где жил Бауржан
Жизнь в семье русских переселенцев не только обогатило его жизненный опыт, но и развивало более глубокое понимание и уважение к культурам других народов, что впоследствии сказалось на его развитие и социальной адаптации. Нам дороги следующие слова Бауыржана Момышулы «Тот, кто не уважает камень в родном ауле, не сможет уважать и горы другого аула. Священная дружба народов вырастает именно из этих чувств».
Рис. 5. Встреча с потомком семьи Гончаровых — Виктором Мефодьевичем
Изучение семейных ценностей и культурных традиций, переданных через бабушку Кызтумас сыграло в дальнейшем важную роль в понимании и любви к родной культуре и истории. Это легенды и сказки, такие как «Как Аллах установил счет по двенадцать лет» и «Почему у ласточки хвост рассечен и почему у комара нет языка», расширили его понимание окружающей среды [4, с. 23, 25]. Бауыржан вспоминает полученные советы и наставления отца и других членов семьи будучи не только юношей, но и взрослым, так, например его отец говорит, что в долг брать нельзя и учит тому, что нужно жить по своим доходам, и если взял в долг, то обязательно его надо возвращать. Это способствовало формированию его мировоззрения и этических ценностей, а также усвоению ценностей, таких как семейная привязанность, уважение к старшим и традициям. Постоянное окружение людей и контакты с ними помогли Бауыржану Момышулы развить социальные навыки, такие как эмпатия, слушание и понимание других людей.
На формирование Бауыржана Момышулы как полководца не могла не повлиять большая насыщенность аутентичной среды тем, что в ауле, в котором жил Бауыржан Момышулы происходили местные конфликты, в урегулировании которых принимала участие его отец. Слушая речь отца, обращенную к враждующим сторонам, он развивал в себе основы дипломатии: «Никаких других постов отец не занимал, оставаясь неофициальным «консультантом» по всем аульным делам. Своими справедливыми решениями аульных вопросов он прославился как Тура Момыш, то есть прямой, справедливый» [4, с. 13]. Именно в такой среде он получал знания и опыт общения человека, которые в дальнейшем сыграли ключевую роль в определении выбора действия. В своей книге «Психология войны» он писал: «Самое трудное в армии это повиноваться, ну а повелевать еще труднее, чем повиноваться. Осмысливать сложнее, чем выполнять осмысленное. Решение настоящего мыслящего командира — тяжелый творческий труд, результат его творческого мышления… Боевое счастье не может случайно сопутствовать командиру в бою — он сам является творцом успеха» [5].
В результате можно констатировать тот факт, что его взаимодействие с родственниками, друзьями, соседями, русскими переселенцами и другими членами общества сформировало его способы общения, эмпатию, адаптацию к социальным нормам и правилам и глубоко повлияло на его образ жизни.
Влияние природы на мир Бауыржана Момышулы
Роль окружающей среды в развитии личности Бауыржана Момышулы является фундаментальной и оказывает глубокое влияние на формирование характера, ценностей и поведения человека. Эта роль проявляется на разных этапах жизни и в разных сферах. Например, природа, с ее бескрайними степями, величественными горами с белыми шапками ледников, стремительными реками и живописными ущельями, сыграла важную и глубокую роль в формировании личности Бауыржана.
По своей сути окружающая природа служит фундаментальным фактором, взаимодействуя с человеком на физическом, психологическом и даже духовном уровне. Окружающая природа обогатила нашего героя физическим здоровьем и большим запасом энергии. Отрывок с книги: «Сыдык лавировал между этими волнами средневековья, что гнали друг друга и рождались одна от другой. Быть может ему и приходилось хлебнуть «соленой воды», но он был утесом на новом берегу, к которому, обгоняя друг друга, неслись волны, разбивались о него и, падая к подножию, пытались снова биться, но они уже были пенистые и слабые». [4, с. 136]. В данном контексте окружающая природа, вода и морские волны, служат метафорой для силы и стойкости героя. Как утес на берегу, он остается непоколебимым перед испытаниями и силами природы. Это объединяет обе части текста в идею о том, как природа влияет на героя и формирует его характер.
Природа родных мест вдохновляла Бауыржана раскрыла в нем творческие способности. Сохранившиеся в памяти прекрасные природные пейзажи, цветы, закаты и звездное небо помогали ему выстоять и сохранить человеческий облик в годы Великой Отечественной войны. В произведении описание весенней природы так же радует: «Кому этот весенний день не приносит радости? Кого он не трогает? Сияющее солнце согревает нашу землю, наш скот и нам несет тепло. Именно в этот день, когда обновляется природа, тридцать три года тому назад, рабочие и все, кто трудится, на весь мир объявили, что этот день навечно будет праздником труда, свободы, дружбы и братства людей…» [4, с. 123].
Рис. 6. Местность Кольбастау, где родился Бауыржан Момышулы
Рис. 7. Вид на горы Алатау из аула Бауржана Момышулы
Природа Таласского Алатау обучила его быть терпимым и с уважением относиться к людям. Природа способствовала обучению маленького Бауыржана обучению терпимости и уважению. В окружающем мире он видел богатство разнообразия, где каждое существо и элемент имело свою роль и место. Разнообразие окружающего мира научило его уважать и ценить различия в обществе, понимать важность гармонии и равновесия. Следующий отрывок показывает нам все великолепие его малой родины — Кольбастау: «Еле слышен легкий шелест деревьев… Холмистый горизонт. Нет, это не холмы, это загон пушистых верблюдов, горбы которых мягко переливались на фоне ночного неба, возвышаясь один над другим... Это не Алатау с торчащими пиками — скалами, нет, это были именно гигантские верблюжьи горб». [4, с. 20]. Через видение и принятие картин окружающей природы автор осознает гармонию и великолепие окружающего мира. Этот опыт наполнил его пониманием важности гармонии в окружающем мире и уважением к разнообразию природных явлений.
Посещая место его аула возле ущелья Коксай мы ощутили, как местность помогает нам находить внутренний покой и гармонию. Созерцание природы, звуки тихого бега воды родников помогли нам отдохнуть от городской суеты, снять стресс, и обрести внутреннюю гармонию.
В заключение, можно утверждать, что природа играла неотъемлемую роль в формировании личности нашего героя. Она обогатила его физически, вдохновляла, учила терпимости и ответственности, а также помогала находить внутренний покой.
Заключение
В заключении проведенного исследования можно выделить следующие основные результаты и выводы:
Роль аутентичной среды, описанной в произведении «Наша семья» Бауыржана Момышулы, имеет фундаментальное значение для формирования его личности. Окружающая природа, традиции, обычаи и ценности этой среды глубоко повлияли на характер, ценности и мировоззрение автора.
Произведение «Наша семья» демонстрирует важность семейных ценностей, традиций и близких отношений для формирования личности Бауыржана Момышулы. Любовь и забота близких, поддержка семьи создали атмосферу безопасности и тепла, что способствовало развитию его патриотизма и привязанности к Родине.
В исследовании подчеркивается важность гостеприимства и солидарности в казахской культуре, что отражено в произведении «Наша семья». Эти ценности играют ключевую роль в формировании характера и социальных навыков личности, а также способствуют укреплению социокультурных связей. Анализ текстов произведения позволяет лучше понять многообразие этнических культур в регионе и их влияние на формирование характера и ценностей личности.
Произведение «Наша семья» и другие работы Бауыржана Момышулы проливают свет на его жизнь и детство, а также на культурное и историческое наследие Казахстана. Это позволяет сохранять и передавать ценности и традиции от одного поколения к другому.
Произведение «Наша семья» и другие творческие работы Бауыржана Момышулы следует использовать как учебный материал для изучения культурных и исторических аспектов Казахстана. Это поможет сохранить и передать богатое культурное наследие страны.
Образ Бауыржана Момышулы в его произведениях может служить примером для молодого поколения, побуждая к развитию патриотизма, гражданской ответственности и уважения к традициям и обычаям. Исследование аутентичной среды, описанной в произведении, может стать основой для разработки маршрута в Google Maps, обозначая места, связанные с детством и жизнью Бауыржана Момышулы. Это сделает его наследие доступным и интересным для современных поколений.
Важно продолжать исследования, направленные на изучение влияния аутентичной среды на формирование личности и ценностей, чтобы лучше понимать механизмы развития человека и его связь с культурой и природой. Исследование роли аутентичной среды в формировании характера и ценностей Бауыржана Момышулы позволяет глубже понять важность культурного и природного наследия для развития личности и патриотизма. Это исследование оставляет следы в изучении казахской культуры и истории, а также в воспитании новых поколений с уважением к своей родине и традициям.
Литература:
- Аутентичная среда — https://lifeoflove.ru/2021/09/05/autentichnost-eto-chto-takoe/
- Народная педагогика — https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10276
- Эриксон, Э. (н.д.). Детство и Общество . http://psychoanalysis.by/wp-content/uploads/2018/04/detstvo_i_obshestvo.output.pdf
- Момышулы, Б. (1956). Наша семья. ҚР ОМА 1432 қор.
- Момыш-улы, Б. (1962). За нами Москва. Записки офицера. Казгослитиздат. https://www.livelib.ru/book/1000665309-za-nami-moskva-bauyrzhan-momyshuly
- Вишнякова, С.М. (год не указан). Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика.
- Выготский, Л.С. (1926). Педагогическая психология . https://psychlib.ru/mgppu/VPp-1926/VPp-348.htm#$p1