В статье автор исследует практическую значимость плавания для людей с диабетом.
Ключевые слова : плавание, диабет I типа, диабет II типа, физическая нагрузка, тренировочный период.
На сегодняшний день медико-социальная проблема заболевания сахарным диабетом является актуальной как для большинства стран мира, так и для России. Эксперты Всемирной организации здоровья (ВОЗ) констатируют, что сахарный диабет — проблема всех возрастов и народов. Согласно прогнозу экспертов Всемирной диабетической федерации количество больных сахарным диабетом к 2030 году увеличится в полтора раза — с 366 млн. до 552 млн. человек, то есть будет болеть каждый десятый житель планеты, при этом более 90 % будут иметь сахарный диабет II типа. [1]
При сахарном диабете I и II типов существенную роль играет физическая активность. А именно, при легкой форме сахарного диабета первоначальное лечение состоит в соблюдении диеты и умеренных физических нагрузках. Такое сочетание способствует компенсации заболевания и снижает риск развития осложнений. Исследования в настоящее время проводятся как в области физиологии, так и в области медицины. В научной литературе, исследованиях спортивных врачей находит отражение влияние дозированных физических нагрузок на состояние здоровья у лиц, страдающих сахарным диабетом. Однако в доступной литературе и в рекомендациях тренерскому составу для учета в построении рабочего процесса обнаруживается недостаток в научно-методическом сопровождении практических занятий физическими упражнениями.
Практическая значимость плавания для людей с диабетом была рассмотрена и доказана путем проведения занятий в бассейне с человеком, которому поставлен диагноз «Диабет I типа (инсулинозависимый)».
В статье мы придерживаемся следующего определения понятия сахарного диабета: «Сахарный диабет — заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина в организме и характеризующееся грубым нарушением обмена углеводов. Сахарный диабет I типа или инсулинозависимый вызван нарушением функциональной деятельности поджелудочной железы — недостаточной выработкой ею инсулина, который обеспечивает расщепление углеводов и синтез гликогена в мышцах и печени. Как следствие, повышается уровень сахара в крови (гипергликемия), и появление его следов в моче (глюкозурия). Встречается также диабет II типа, или инсулинонезависимый диабет.
Сахарный диабет I типа чаще преобладает у детей и молодых людей, а диабет II типа — у лиц преклонного возраста.
Основной причиной диабета I типа становится поражение бета-клеток панкреатических островков поджелудочной железы, что, в свою очередь, является причиной недостаточного синтеза инсулина. Сахарный диабет II типа в большинстве случаев связан с изменениями функции других эндокринных желез, которые вырабатывают гормоны с контринсулярным свойством[1]. В основном, это случается при болезнях печени, при ожирении. Также не следует исключать наследственный фактор.
Инсулиновая недостаточность, вызывающая затруднение в использовании глюкозы тканями, приводит к нарушению функций центральной нервной системы, печени, сердечно-сосудистой системы, мышечной ткани. Все это является следствием понижения уровня работоспособности человека.
Также при сахарном диабете понижается уровень энергетического обмена, не может в полном объеме синтезироваться белок. У лиц, страдающих заболеванием, нарушается энергетический обмен, который приводит к уменьшению объема работы, интенсивности мышечной деятельности. [2]
Для занятий на основе рекомендаций врача, исследований и методических разработок, замеров антропометрических показателей и субъективных оценок состояния самой подопечной была разработана программа тренировок, длительностью 6 месяцев. В ходе разработки тренировочной программы учитывались такие факторы как: максимальная частота сердечных сокращений (МЧСС), длительность физической нагрузки, уровень сахара в крови.
По итогам тренировочного периода уменьшились вес и объемы тела, увеличились силовые показатели и показатели выносливости, нормализовалось психическое состояние, снизилась и стабилизировалась потребность в инсулине, улучшились координационная способность организма.
С субъективной точки зрения были отмечено, что движения стали плавнее и легче, прибавилась энергия, пропала сонливость, депрессивные периоды стали реже и короче, снизилась потребность в инсулине, стало легче держать равновесие. Лечащим врачом отмечены стабильность медицинских показателей на фоне улучшения физической формы пациентки.
В настоящее время плавание входит на постоянной основе в состав профилактики состояния девушки с диагностированным заболеванием «Диабет I типа (инсулинозависимый)».
Таким образом работа велась в течение шести месяцев и была разбита на три периода по два месяца в каждом.
С помощью измерений были установлены антропометрические показатели подопечной, которые были приняты для разработки программы тренировок с учетом корректировки режима питания и общей физической активности. Эти же показатели стали маркерами для определения эффективности проделываемой работы и влияния плавания на состояние девушки.
Субъективно на момент начала тренировочной деятельности самочувствие подопечной девушкой характеризуется сидячей работой, низкой физической активностью, отсутствием гимнастики и спорта, скованностью движений, одышкой, большой вероятностью головокружения за счет низкого сахара в крови, частой сменой настроения, повышенной тревожностью, нарушением сна, немотивированной слабостью.
Объективно в качестве опоры использовались антропометрические данные.
Первый тренировочный период характеризуется стабилизацией уровня сахара в крови, повышением общей физической подготовки, изменения режима питания, знакомством с видом спорта и способами плавания.
Обучение плаванию непосредственно в бассейне начинались после отработки базовых движений на бортике около ванны бассейна. После занятий «на суше» закрепленные навыки были перенесены на воду.
Первым способом плавания стал кроль на груди. Освоение данного способа заняло пять тренировочных дней. На следующих занятиях проводилось закрепление и совершенствование правильной техники плавания.
Итоги первого периода:
— занятия плаванием стали регулярными и проводились 1 раз в неделю продолжительностью 1 час;
— изменились пищевые привычки: на постоянной основе при употреблении пищи стали рассчитываться калорийность блюд и баланс жиров-белков-углеводов;
— ведется на постоянной основе подсчет суточного объема выпитой чистой воды;
— уменьшились объемы и масса тела;
— снизилась потребность организма в базовом и коротком инсулине;
— было начато изучение нового вида спорта;
— субъективно, по мнению подопечной, сон стал качественнее, число пробуждений за ночь уменьшилось.
Тренировочный процесс во втором период строился на основе самочувствия и функционального состояния, измерения уровня сахара в крови в начале и в конце тренировки, наработанных навыках и уровня общей физической подготовки после первого тренировочного периода. В течении данного периода было изучено плавание кролем на спине. Все движения были отработаны подопечной «на суше», затем были перенесены на воду. Освоение способа заняло четыре тренировочных дня. На следующих занятиях проводилось закрепление и совершенствование правильной техники плавания. Во время изучения было задействовано плавание на ногах без доски, а также упражнение на развитие легких.
Итоги второго тренировочного периода :
— закрепились новые пищевые привычки, основанные на расчету калорийности блюд и балансе жиров-белков-углеводов;
— ведется на постоянной основе подсчет суточного объема выпитой чистой воды;
— уменьшились объемы и масса тела;
— снизилась потребность в базовом и коротком инсулине;
— количество занятий плаванием за период увеличилось, освоен новый стиль плавания;
— субъективно, по мнению подопечной, увеличилось количество жизненной энергии, симптомы заболевания облегчились.
Тренировочный процесс в третий период строился на основе:
— самочувствия и функционального состояния девушки;
— уровня сахара в крови в начале и в конце тренировки;
— наработанных навыков и общей физической подготовки после второго тренировочного периода.
В течении данного периода было изучено плавание брассом. Все движения были отработаны подопечной «на суше», после чего перенесены на воду. Также продолжалось совершенствование техники плавания кролем на груди и кролем на спине. Освоение подопечной способа плавания брассом заняло семь тренировочных дней. На следующих занятиях проводилось закрепление и совершенствование техники плавания этим стилем. Во время изучения было задействовано плавание на ногах с доской, а также упражнение на развитие скоростно-силовых качеств.
Итоги третьего тренировочного периода :
— количество пройденных шагов стабильно высоко;
— уменьшились объемы и масса тела;
— потребность в базовом и коротком инсулине стабилизировалась;
— освоен новый стиль плавания;
— субъективно, по мнению подопечной, увеличилось количество жизненной энергии, симптомы заболевания облегчились, улучшилась память, облегчились движения;
— лечащим врачом отмечены стабильность медицинских показателей на фоне улучшения физической формы пациентки.
Литература:
- Двигательная активность при сахарном диабете / А. Р. Бикмуллина, З. Р. Бикмуллина. — Казань: Казан. Ун-т, 2019.
- Патофизиология углеводного обмена. Сахарный диабет. Методическая разработка для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов. Под редакцией проф. Г. В. Порядина, проф. Ж. М. Салмаси, М., РГМУ, 2013
[1] Группа биологически активных веществ гормональной природы. Они регулируют обмен углеводов, снижают концентрации инсулина, нормализуя его показатели в крови.