Якутские дискурсивные слова в устной речи школьников, молодежи и людей среднего возраста | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Родной (нерусский) язык и литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 01.02.2024

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Данилова, Р. А. Якутские дискурсивные слова в устной речи школьников, молодежи и людей среднего возраста / Р. А. Данилова, Т. Н. Дьячковская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4105/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор исследует якутские дискурсивные слова в устной речи школьников, молодежи и людей среднего возраста.

Ключевые слова: якутские дискурсивные слова в устной речи, школьники, молодежь, люди среднего возраста.

Актуальность: Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в протяжении многих лет наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Сегодня все чаще в речи школьников, молодого поколения и людей среднего возраста «проскальзывают» лишние слова. Этот класс слов мало изучен, поэтому мы считаем нашу тему актуальной.

В лингвистической литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители», «дискурсивные слова». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». В якутском языке они называются «Сыыстыллар». «Слова-паразиты» («Сыыс тыллар») — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. В современном языке слова-паразиты заменили словом «дискурсивные слова».

К якутским словам паразитам относятся: « олох», «да», «короче», «хата» и прочие.

В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-источникам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей, проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты.

Гипотеза : Все ли якутские дискурсивные слова несут в себе определенное значение, оправданно ли их употребление в речи?

Объект исследования : речь учащихся школы, молодежи, людей среднего возраста.

Предмет исследования: употребление якутских дискурсивных слов в речи.

Цель исследования: Изучение якутских дискурсивных слов в разговорной речи.

Задачи исследования:

1) изучить понятие «дискурсивные слова»;

2) рассмотреть группы слов, относящихся дискурсивным словам;

3) выявить наличие в речи учащихся якутских дискурсивных слов;

4) проанализировать слова — паразиты, наиболее употребляемые школьниками, людьми среднего возраста.

Методы исследования:

— изучение теоретического материала о дискурсивных словах;

— метод сплошной выборки;

— сравнительный и количественный анализ;

— анкетирование школьников;

— анализ полученных результатов.

Новизна работы заключается в том, что впервые проделана попытка проанализировать дискурсивные слова в якутской речи, также выяснить причины их употребления.

В течение нескольких месяцев мы вели дневник наблюдений: ежедневно записывали «лишние» слова, которые слышали от людей разных возрастов. Таким образом, мы выявили часто используемые дискурсивные слова в якутской речи школьников, молодежи и людей старшего возраста. В ходе исследовательской работы мы убедились, что среди населения взрослого, также школьников нашей школы существует такая проблема, как употребление дискурсивных слов.

Выявили несколько причин употребления дискурсивных слов в устной речи людей среднего возраста и школьников нашей школы:

  1. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса.
  2. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, и взрослые. Например: индиигин да, господя, айуучэ, явнай, эс, изи, треш, барааш — кэлээш.
  3. Некоторые дискурсивные слова употребляют в устной речи при иронии, сарказме. Например: господи, оодьэ, оннук буолбакка, айуу айа, айакабынньи и т. д.
  4. Многие используют эти слова по привычке. Например: Господь, айуу айа, ииндиигинда и т. д.
  5. Это не только простые слова, из них собираются группы, целые дискурсивные конструкции, как вот, например, это «кэлээш-барааш», «оннук буолбакка».
  6. Все-таки нормы письменного языка отличаются от норм устного. Мы говорим не так, как пишем, а спонтанно употребляем в разговоре дискурсивные слова. Во многом выражаем свое отношение к содержанию высказывания. Например: Оодьэ, мин бугун кэлбэппин. Айабыын наьаа учугэй сон ылыммыккын дии.

Самыми распространенными дискурсивными словами стали:

— Школьники- оодьэ, айууайа, айуучэ, корач, треш, айабеен, эс, изи, иинда, господь.

— Молодежи — Оо господи, ииндиигинда, ээс, айакади, оощет, чики-пики, одьэ ужас, эс.

— Люди среднего возраста — Барааш- кэлээш, айабыын, туйсиэ, оодьэ, эс айыы, айууайа, барыта кэрэ.

Таким образом, использование дискурсивных слов засоряет нашу речь, надо стараться поменьше использовать их в речи. Проанализировав якутские дискурсивные слова, мы подтвердили свою гипотезу: все ли якутские дискурсивные слова несут в себе определенное значение, оправданно ли их употребление в речи? Да, некоторые дискурсивные слова имеют значение сарказма, иронии, удивления, отрицания. Нам кажется, эти слова придают эмоциональную оценку говорящего.

Литература:

  1. Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи;
  2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев — Одесса, 1984
  3. Левонтина И. Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» № 15, 2004
  4. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
  5. «Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx.
  6. Энциклопедия «Википедия» — электронный носитель.
  7. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.
  8. www.gramota.ru
  9. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/12/03/issledovatelskaya-rabota-lishnie-slova-ili-pogovorim-o-slovah-parazitah
  10. Данилова, Р. А. Якутские дискурсивные слова в устной речи / Р. А. Данилова. — Текст: электронный // Солнечный свет: [сайт]. — URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/yakutskie-diskursivnye-slova-v-ustnoy-re.18408076740/?/?/?history=28&pfid=1&sample=0&ref=0 (дата обращения: 01.02.2024).


Ключевые слова

школьники, молодежь, якутские дискурсивные слова в устной речи, люди среднего возраста

Похожие статьи

Результаты языкового контакта в Республике Бурятии

В статье рассмотрены следствия языкового контакта на территории республики Бурятия, в частности лексические заимствования и лингвистическая интерференция.

Песня как разновидность аутентичного материала и методика ее применения на занятиях иностранным (немецким) языком

В статье автор исследует возможности и методы применения аутентичного песенного материала на занятиях иностранным языком.

Использование наглядности для ознакомления с хакасской лексикой детей старшего дошкольного возраста в многоязычной группе

В статье рассматривается проблема использования средств наглядности для ознакомления с хакасской лексикой детей старшего дошкольного возраста в многоязычной группе. Приводятся примеры заданий, направленные на ознакомление с хакасской лексики.

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Методика преподавания лирических произведений А. С. Кушнера на внеурочных занятиях в школах с родным (тувинским) языком обучения

В статье представлены особенности преподавания лирических произведений А. С. Кушнера на внеурочных занятиях в школах с родным (тувинским) языком обучения, обосновывается актуальность изучения лирических произведений А. С. Кушнера на внеурочных заняти...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора

В данной статье исследовано развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Раскрыты понятия: интерес, познавательный интерес. Проведена исследовательская работа в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчуж...

Типология этнолингвистических проблем в художественном переводе на примере узбекского и английского языков

В данной статье рассматриваются этнолингвистические проблемы, возникающие при художественном переводе между узбекским и английским языками, с особым акцентом на передачу тональности, юмора и сарказма. Проанализированы основные типы проблем, включая л...

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Значение пословиц в духовно-нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста

Целью данной статьи является воспитание молодого поколения продолжателями нашей национальной культуры, а также в ней речь идет о значении пословиц, как неразрывной части узбекского устного народного творчества, в духовно-нравственном воспитании учащи...

Проблемы перевода художественных текстов в казахстанском переводоведении

Вопросы перевода художественных текстов казахских писателей на русский и другие языки изучаются филологами страны в течение длительного периода времени. Однако данная тема все еще остается актуальной, так как проблема перевода художественных текстов ...

Похожие статьи

Результаты языкового контакта в Республике Бурятии

В статье рассмотрены следствия языкового контакта на территории республики Бурятия, в частности лексические заимствования и лингвистическая интерференция.

Песня как разновидность аутентичного материала и методика ее применения на занятиях иностранным (немецким) языком

В статье автор исследует возможности и методы применения аутентичного песенного материала на занятиях иностранным языком.

Использование наглядности для ознакомления с хакасской лексикой детей старшего дошкольного возраста в многоязычной группе

В статье рассматривается проблема использования средств наглядности для ознакомления с хакасской лексикой детей старшего дошкольного возраста в многоязычной группе. Приводятся примеры заданий, направленные на ознакомление с хакасской лексики.

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Методика преподавания лирических произведений А. С. Кушнера на внеурочных занятиях в школах с родным (тувинским) языком обучения

В статье представлены особенности преподавания лирических произведений А. С. Кушнера на внеурочных занятиях в школах с родным (тувинским) языком обучения, обосновывается актуальность изучения лирических произведений А. С. Кушнера на внеурочных заняти...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора

В данной статье исследовано развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Раскрыты понятия: интерес, познавательный интерес. Проведена исследовательская работа в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчуж...

Типология этнолингвистических проблем в художественном переводе на примере узбекского и английского языков

В данной статье рассматриваются этнолингвистические проблемы, возникающие при художественном переводе между узбекским и английским языками, с особым акцентом на передачу тональности, юмора и сарказма. Проанализированы основные типы проблем, включая л...

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Значение пословиц в духовно-нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста

Целью данной статьи является воспитание молодого поколения продолжателями нашей национальной культуры, а также в ней речь идет о значении пословиц, как неразрывной части узбекского устного народного творчества, в духовно-нравственном воспитании учащи...

Проблемы перевода художественных текстов в казахстанском переводоведении

Вопросы перевода художественных текстов казахских писателей на русский и другие языки изучаются филологами страны в течение длительного периода времени. Однако данная тема все еще остается актуальной, так как проблема перевода художественных текстов ...

Задать вопрос