В статье автор исследует историю возникновения культуры здорового образа жизни среди молодежи, проводит параллель с современностью и показывает стратегию развития этого движения.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, ЗОЖ, правильное питание.
Мы провели опрос среди учащихся пятых классов в школе (1 группа) и молодых людей в возрасте от семнадцати до двадцати лет (2 группа) с целью выяснить их знания и представления о правильном питании, отношении к здоровой еде, состояние здоровья.
По результатам онлайн-опроса (исследование проходило в школе и университете при помощи google forms) мы выявили, что:
— Школьники могут с точностью сказать, что такое правильное питание, в отличие от студентов. Дети в возрасте 10–11 лет все ответили верно: правильное питание — это сбалансированная тарелка, в то время как из более взрослых опрашиваемых только около 50 % ответили правильно, их второй по популярности ответ — «Качественные, натуральные продукты», что является неверным
— Младшая группа опрашиваемых немного чаще обращает внимание на то, что написано на упаковке, чем представители старшей группы.
— У пятиклассников нет сомнений о том, может ли правильное питание быть вкусным, в отличие от старшего поколения.
— Первая группа задумывается о ценах на здоровое питание намного меньше, нежели вторая.
— Старшая группа заказывает еду на дом чаще, чем младшая.
— 58 % опрашиваемых из второй группы признаёт, что очень часто питается неправильно, тогда как в первой группе таких людей всего 12 %, а большинство пятиклассников просто не задумывались о том, какую пищу они употребляют.
— Обе группы практически с одинаковыми долями опрашиваемых ответили, что питаться правильно возможно, но «это будет достаточно тяжело». У обеих групп нет нереальных представлений о здоровой еде и её внедрении в повседневную жизнь.
— По состоянию здоровья младшие классы опережают старшие. У вторых популярны такие заболевания, как анемия, кариес и артериальная гипертония
— Хотя общее состояние здоровья обеих групп приемлемо, они нечасто болеют и в целом хорошо себя чувствуют
— Обе группы с примерно одинаковым процентом опрашиваемых согласны с тем, что правильное питание влияет на здоровье.
— Старшая группа обладает большей степенью готовности перейти на правильное питание, нежели младшая. Некоторые из первой группы к тому же не задумывались над этим вопросом.
Таким образом, можно сказать, что по состоянию здоровья пятиклассники обгоняют старших ребят, они точно могут определить, что такое правильное питание, к тому же они чаще читают, что написано на упаковках продуктов. Первая группа меньше задумывается о ценах, заказывает вредную еду намного меньше, чем взрослые, однако именно вторая группа обладает большей готовностью переходить на другой тип питания. Обе группы понимают, что питаться правильно более чем реально, и они полностью осознают влияние питания на здоровье.
Что же на самом деле популяризирует правильное питание и что влияет на формирование отношения к нему? Почему у первой группы более точное понимание, что это такое и каким образом можно усилить пропаганду здоровой еды? С целью поиска ответов на данные вопросы, мы провели собственное исследование на просторах интернета.
Как зародился тренд на ЗОЖ?
«Понятие «здоровый образ жизни» появилось в России. В 1989 году профессор-фармаколог Израиль Брехман, которому и приписывается авторство термина, выступил на конференции с докладом о внедрении научной концепции здорового образа жизни. В идеях Брехмана ничего сверхъестественного не было: сбалансированное питание, полноценный сон, свежий воздух и движение» — пишет Абинская центральная районная больница на своей интернет-странице [1]. Позже в России про это все забыли, идею подхватил запад и ЗОЖ снова вернулся сюда только в первом десятилетии двухтысячного года.
Для чего человеку хочется заниматься спортом, хорошо спать и правильно питаться? На это есть несколько причин:
1) для предотвращения болезней и улучшения иммунитета в целом
2) для здорового и спортивного тела
В основном из-за второго пункта — эстетической красоты, которая так приятна глазу, в двухтысячных зарождается определённый тренд: парни днями висят на турниках, девушки начинают пробовать разные вариации «правильного питания». Развивается реклама, фильмы, здоровым образом жизни начали интересоваться звезды, а для молодежи, конечно же, было очень важно походить на своих кумиров.
Однако на ЗОЖ люди не перешли сразу (да и сейчас мы только в середине этого перехода), к тому же зарождались неправильные представления о таком подходе к своему здоровью. Несмотря на всё это, начало «здоровой» культуры было положено.
Апогей популярности ЗОЖ в России
2020 год становится самой пиковой точкой развития культуры здорового образа жизни. Потому что если сначала движущей силой для создания полезных привычек была красота (вспомним, как все девушки равнялись на ангелов Виктории Сикрет), то теперь для всех людей на планете остро встала проблема здоровья. Так что для поддержания своего иммунитета многие люди стали бережнее к себе относиться. К тому же, во время карантина многие люди от стресса, закрытого пространства решили изменить что-то в своей жизни: подтянуть тело, изменить отношение к себе и телу.
«В 2020 году тема правильного питания стала как никогда популярной в ритейле: эпидемиологическая обстановка в стране и мире заставила покупателей еще больше задуматься о своем здоровье. Fresh-категорию стали выбирать на 20 % больше потребителей, чем в прошлом году, а спрос на диетические продукты вырос в среднем на 45 % с марта по май 2020 года, по данным АКОРТ» — пишет интернет-газета «Retail» [2].
ЗОЖ в условиях современности, стратегия развития этого движения
Люди в современной России стараются питаться правильно, многие блогеры в соцсетях делятся своими тренировками и приемами пищи, тем самым мотивируя своих подписчиков. Сейчас в открытом доступе огромное количество написанных книг для улучшения своего здоровья, в рекламе даже на фоне мы почти никогда не увидим фастфуд (кроме рекламы его производителей, конечно). В социальных сетях различные нутрициологи, фитнес-тренеры ведут свои странички, рассказывая о том, как правильно питаться или тренироваться, собирают огромную аудиторию, просмотры, тем самым пропагандируя ЗОЖ.
Подводя итоги исследования, можно сделать определённые выводы.
Большое влияние на отношение людей к теме здорового образа жизни, в том числе и к правильному питанию, оказывает реклама, внешние мировые обстоятельства (как коронавирус, например), инфлюенсеры и в целом социальные сети. Благодаря этим структурам, охватывается внимание огромного количества человек сразу, благодаря чему создаётся определённый тренд. Непосредственно из-за моды на ЗОЖ люди стали больше заниматься спортом, лучше питаться, и так образовался культ здорового человека. Первая группа (пятиклассники) лучше разбираются в теме правильного питания, потому что они родились в то время, когда тема ЗОЖ набирала обороты, поэтому многие знания впитались с молоком матери, к тому же они большое количество времени находятся в социальных сетях, поэтому ненароком впитывают и эту информацию.
Как мне кажется, на данный момент мир не нуждается в каких-то определённых больших шагах, чтобы усилить пропаганду здорового образа жизни, все мы идем по накатанной. Сомневаюсь, что тренд на правильное питание, тренировки и качественный сон когда-то исчезнет. Я считаю, что мир уже не будет прежним, он будет продолжать развиваться, а плохие привычки постепенно затмеваются полезными. Именно по такой стратегии движется всё человечество. Люди с каждым годом находят все больше собственных интересов в том, чтобы жить по правилам ЗОЖ. Это всё больше внедряется в общество и становится неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Литература:
- «Здоровый образ жизни — основа активного долголетия»: abinsk-crb.ru
- «Как ведущие food-ритейлеры развивают категорию «ЗОЖ. Био. Веган»: Retail.ru