Александр Мюнхенский: святой мученик движения Сопротивления | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №8 (71) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 15.08.2023

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Леонов, Д. Р. Александр Мюнхенский: святой мученик движения Сопротивления / Д. Р. Леонов, Н. В. Желтиков. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 8 (71). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/young/archive/71/3891/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор исследует роль Александра Шмореля в организации движения Сопротивления «Белая Роза» и рассматривает основные этапы его жизнедеятельности.

Ключевые слова: Александр Шморель, Белая роза, Движение Сопротивления, Вторая мировая война.

В феврале 2023 года исполнилось 80 лет со дня разгрома немецких войск в битве за Сталинград. Это сражение послужило переломным моментом в истории Второй мировой войны, и в самой Германии поражение собственной армии значительно уменьшило веру германского народа в победу над антигитлеровской коалицией. Мало кто знает, но даже при такой диктатуре, какой была Германия при Адольфе Гитлере, существовали подпольные организации, направленные на дискредитацию и борьбу с нацизмом. Одной из таких организаций было движение «Белая Роза».

В данной статье речь пойдет об истории одного из организаторов данной группы — Александра Шмореля, который родился в России, эмигрировал в Германию, но пронёс любовь к своей родине через всю жизнь.

Александр Шморель родился в городе Оренбурге на реке Урал 16 сентября 1917 года. Гуго Карлович, отец Александра, появился на свет в Оренбурге и был воспитан в протестантской вере. В юности он сначала учился ботанике в Московском университете, затем отправился в Мюнхен изучать медицину. Получив диплом в 1907 году, он вернулся в Россию, занялся врачебной практикой и вскоре женился. Невеста, Наталья Петровна Введенская, была младше его на двенадцать лет. Во время эпидемии тифа, разразившейся в городе, Наталья Петровна заболела и умерла [1].

В 1920 году Гуго Карлович второй раз женился на Елизавете Петровне Гофман. Во времена Гражданской войны Оренбург не имел постоянной власти, лишь в 1921 году город основательно начал контролироваться большевиками [1]. В том же году, семья Шмореля покинула Россию из-за разногласий с властями. Обосновавшись в Мюнхене, семья не забыла о своей родине. В доме Александра постоянно звучали русские народные песни, рассказывались сказки, все члены семьи исповедовали христианство.

В гостеприимном доме Шморелей бывало много гостей — художники, писатели, музыканты, врачи, православные священники. Многие из них были русскими эмигрантами, в том числе отец поэта Бориса Пастернака художник Леонид Пастернак [2]. Сам Александр Шморель сначала поступил в частную начальную школу, а потом перешел в гимназию имени Вильгельма, где имел репутацию тихого и застенчивого человека. Из-за неудовлетворительной оценки по предмету «латынь» Александра оставили на второй год, чуть позже он перевелся в Новую реальную гимназию, где познакомился с Кристофом Пробстом, который стал одним из самых близких соратников Александра [1].

Александра Шмореля вдохновляла русская литература. Его любимым писателем был Ф. М. Достоевский. Так Александр отмечал: «Сейчас я в плену дневников Достоевского. Удивительно, но я нахожу в них самого себя, мои собственные мысли, мои суждения» [6].

В 1937 году Александру предстояло пройти обязательную военную службу, но вместо этого Шморель выбрал альтернативный путь — отправка на трудовую повинность (строительство железной дороги), по прошествии полугода Александру было необходимо отслужить в армии, он записался в конную артиллерию, но при поступлении на службу каждому солдату немецкой армии приходилось давать присягу на верность фюреру [2]. Уже тогда Шморель негативно относился к нацизму и политике Гитлера, тем более студент очень сильно любил Россию и не хотел присягать стране, которая может враждебно относиться к СССР, хотя ещё в 1933 г. состоял в Гитлерюгенде, но вскоре разочаровался в деятельности организации. Отказ от присяги служил веским поводом для применения жестких санкций, но командиру отделения все же удалось не придавать огласке данную ситуацию, правда, Александр тайно все же принял присягу, чтобы не накалять обстановку. Будучи солдатом, Шморель был в составе войск, которые осуществляли аншлюс Австрии и присоединение Судетской области [2].

В Чехословакии Александр стал свидетелем зверств немцев по отношению к мирным жителям. Именно тогда наш герой окончательно понял, что из себя представляет захватническая политика Германии. Возможно, уже тогда в мыслях Шмореля возникла мысль о подпольной организации, чтобы противостоять нацистскому режиму.

В 1939 году служба Александра в войсках закончилась. Тогда же он поступает на медицинский факультет в Мюнхенский университет, где знакомится с Гансом Шоллем, который станет соратником Шмореля [2]. Отец Ганса также придерживался антинационалистических идей и не боялся обсуждать со своими детьми общественную политику Германии [3]. Сам же Ганс немного пробыл в организации «Гитлерюгенд», но разочаровавшись, вышел оттуда. С Александром Ганс сблизился на почве разговоров об искусстве и гуманистических идей [1]. На тот же факультет поступил и Кристоф Пробст.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, спровоцировав начало Второй мировой войны. Александра призвали в составе санитарной роты во Францию (апрель 1940 года), где он увидел новые преступления нацистов [1]. Осенью 1940 года Александр возобновил занятия в университете, вместе со своими друзьями он стал саботировать многие патриотические мероприятия, стал читать запрещенную литературу. После ввода немецких войск в Париж, в Германию поступило очень много русских эмигрантов, проживавших на территории Франции.

Александр очень переживал по поводу угнетения своих соотечественников, многих он встречал во время службы в церкви. Так в одном из отрывков письма Шмореля можно встретить следующее: «Все они однажды уже оставили родную страну, чтобы избежать рабства и не служить ненавистной идеологии… Они хотели сохранить свободу для себя и своих детей… С огромным трудом им удалось во Франции обзавестись простым, скромным жилищем. И тут злая судьба снова гонит их на чужбину. Двадцать два года они молились, но их опять срывают с места. При этом они продолжают верить, ходить в церковь, молиться и надеяться» [1].

С началом Великой Отечественной войны ряды единомышленников Александра все более крепнут несмотря на то, что Шморель с детства негативно относился к большевикам, он хотел, чтобы СССР выстоял и победил ненавистный нацистский режим. На создание подпольной организации «Белая роза» юношей побудило две вещи: первое, знакомство с художником Манфредом Эйкемайером и его рассказы о уничтожении немцами евреев в концлагерях и гетто [1], второе, листовка с католической проповедью, которую Ганс Шолль нашел у себя в почтовом ящике [3]. Само название «Белая роза» было навеяно одноименной повестью Бруно Травена о народном движении в Мексике.

Весной 1942 года Шолль и Шморель приступают к созданию первой антивоенной листовки. У подпольщиков не было определенной системы рассылки, было принято решение выборочно брать адреса из телефонного справочника. После оформления конвертов участники пошли на почту и оставили сто конвертов [2]. Сама листовка начиналась с цитаты поэта Готфрида Келлера: «Опустевшая земля проросла бурьяном, народ пребывает в состоянии позора, преступники торжествуют. Слишком поздно мы вспомнили утраченные истины: все добрые люди рассеялись, а имя злым легион» [3]. Это произвело на читающих неизгладимое впечатление. После публикации первой листовки к группе присоединилась сестра Ганса Шолля — Софи. Следующие листовки студенты перевозили в чемоданах по всей территории Германии [3].

Ещё одним из участников «Белой розы» был Вилли Граф, который в отличие от Кристофа Пробста, Ганса и Софи Шолль и Александра Шмореля не вступал в Гитлерюгенд.

В 1942 году Вилли, Ганс и Александр оказались на Восточном фронте в качестве медиков. Проходила их служба в районе Гжатска [4]. Студенты пытались наладить отношение с мирными жителями, Александра очень поразила вера советских людей в бога, которую, несмотря на гонения большевиков, не смогли поколебать. Известен и такой факт, как Шморель с товарищами тайно похоронили русского солдата. Ощущения от поездки были высказаны в письме Ганса Шолля к его сестре Инге: «После войны я обязательно повезу тебя в Россию. Ты полюбишь эту страну так же сильно, как и я». Показательный момент, раскрывающий всю любовь Александра к стране, которую он стремится познать по-новому, несмотря на всю нелюбовь к правящему там режиму [3]. В октябре 1942 года группа медиков вернулась в Мюнхен.

В те осенние месяцы главной темой для обсуждения была битва за Сталинград. К ноябрю немецкое наступление «захлебнулось». 19 ноября 1942 года советское командование начало операцию «Уран», которая закончилась полным разгромом группировки немецких войск 2 февраля 1943 года. В Германии эта новость стала шоком, был объявлен четырехдневный траур. Тогда работа «Белой розы» активизировалась с большей силой. Кроме листовок подпольщики писали краской на стенах домов лозунги «Долой Гитлера», желая, таким образом, достучаться до масс, подтолкнуть их к Сопротивлению [5].

18 февраля 1943 года Софи и Ганс Шолль решили распространить листовки в Мюнхенском университете. Подложив бумагу под дверь аудиторий, оставшиеся 30 листовок выбросили во двор, где дежурил дворник Якоб Шмидт, который и поймал заговорщиков [2]. Софи и Ганс были схвачены, на следующий день арестовали и Кристофера Пробста. 22 февраля 1943 года все трое были казнены. Александр Шморель пытался бежать в Швейцарию, но из-за морозной погоды через несколько дней вернулся в Мюнхен. Чуть позже его выдала знакомая девушка. Перед Александром стояла моральная дилемма: он мог бы бежать, благодаря подкупу надзирателя, но Шморель не хотел, чтобы вместо него пострадал невинный человек и не решился на побег. На одном заседании судья спросил: «Стреляли ли вы в русских на Восточном фронте?», на что Шморель ответил: «Я не стрелял в русских, как не стрелял бы и в немцев» [2]. Суд приговорил Александра к смертной казни через гильотину. Арестант держался бодро — «По всему тому я встречаю близящийся час смерти со спокойной совестью» [2]. 13 июля 1943 года Александра казнили, та же участь постигла и профессора философии Мюнхенского университета Курта Хубера, [3] который был одним из участников «Белой розы», являясь профессором среди студентов.

Так и закончилась история подпольной организации «Белая роза». Постепенно германский народ терял веру в скорую победу в войне. Были попытки покушения на фюрера среди высокопоставленных офицеров. 30 апреля 1945 года Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством.

В 2012 года А. Шмореля канонизировала РПЦЗ, как новомученика Александра Мюнхенского. Он является первым святым, который прославляется после воссоединения РПЦЗ и РПЦ.

Александр Шморель, Ганс и Софи Шолль, Курт Хубер, Вилли Граф, Кристоф Пробст доказали своими жизнями, что бороться со злом можно и без оружия, достаточно веры и слова.

Литература:

  1. Азбука. Святой против Рейха [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/fiction/svyatoj-protiv-rejxa-elena-perekrestova/ (дата обращения:13 мая 2023 года).
  2. Фома. Шурик против Гитлера: жизнь и казнь святого антифашиста [Электронный ресурс] // URL: https://foma-ru.turbopages.org/foma.ru/s/shurik-protiv-gitlera-zhizn-i-kazn-svyatogo-antifashista.html (дата обращения: 20 июня 2023 года)
  3. Правмир. «Он говорит «мир» — но думает о войне». Как студенты воевали с фашизмом цитатами из священного писания [Электронный ресурс] // URL: https://pravmir-ru.turbopages.org/pravmir.ru/s/svyatoj-antifashist/ (дата обращения: 28 мая 2023 года)
  4. Храмов И. В. Александр Шморель. М.: Молодая гвардия. 2023. 224 с.
  5. Вашкау Н. Э., Тепловодская П. А. Битва за Сталинград как переломный момент в деятельности антифашистской группы «Белая роза» //Исторический курьер. 2021. № 3 (17). С. 95–102.
  6. Тепловодская П. В., Вашкау Н. Э. «Все за Россия!» // Гуманитарные исследования Центральной России. 2021. № 1 (18). С. 15–27.


Ключевые слова

Вторая мировая война, Александр Шморель, Белая роза, Движение Сопротивления

Похожие статьи

Амбициозный агитатор и пропагандист Жак Садуль

В статье на основе ранее не опубликованных архивных данных рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность члена Французской военной миссии в России, капитана Жака Садуля. Благодаря этим документам, автор предлагает новый взгляд на личность...

«Не для мести, а для памяти»: Волынская резня в современной исторической памяти поляков

В статье автор рассматривает особенности мемориальной деятельности современной Польши и Украины на тему Волынской резни 1943–1944/1945 годов.

Сталинградская битва. Политика памяти в России

В статье автор приводит разбор Сталинградской битвы и анализирует как она увековечена в нашем государстве.

Отражение Холокоста в произведениях литературы

Статья посвящена анализу трагедии Холокоста в художественной литературе послевоенного и современного периодов.

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

В настоящей статье показано, что высокий духовный потенциал явился одним из ключевых факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Святой Лаврентий: кто он?

В статье автор анализирует литературу, посвящённую личности и деятельности святого Лаврентия.

К вопросу о помощи местного населения Беларуси партизанским отрядам специального назначения НКВД в годы Великой Отечественной войны

В статье поднимается проблема, связанная с оценкой помощи местного населения отрядам специального назначения НКВД на оккупированной во время Великой Отечественной войны территории Беларуси. Данное явление рассматривается на примере бригады «Смерть фа...

Партизанское движение в Великой Отечественной войне

Генерал А. А. Власов: идейный борец со сталинским режимом или предатель Родины?

В статье авторы пытаются дать оценку личности и деятельность А. А. Власова как центральной фигуры коллаборационистского движения в СССР.

Разрушая план «Барбаросса». Влияние подвига пограничников в первый день войны на ее дальнейший ход

В статье автор пытается определить влияние подвига советских солдат пограничников, их мужества и стойкости на дальнейших ход войны.

Похожие статьи

Амбициозный агитатор и пропагандист Жак Садуль

В статье на основе ранее не опубликованных архивных данных рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность члена Французской военной миссии в России, капитана Жака Садуля. Благодаря этим документам, автор предлагает новый взгляд на личность...

«Не для мести, а для памяти»: Волынская резня в современной исторической памяти поляков

В статье автор рассматривает особенности мемориальной деятельности современной Польши и Украины на тему Волынской резни 1943–1944/1945 годов.

Сталинградская битва. Политика памяти в России

В статье автор приводит разбор Сталинградской битвы и анализирует как она увековечена в нашем государстве.

Отражение Холокоста в произведениях литературы

Статья посвящена анализу трагедии Холокоста в художественной литературе послевоенного и современного периодов.

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

В настоящей статье показано, что высокий духовный потенциал явился одним из ключевых факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Святой Лаврентий: кто он?

В статье автор анализирует литературу, посвящённую личности и деятельности святого Лаврентия.

К вопросу о помощи местного населения Беларуси партизанским отрядам специального назначения НКВД в годы Великой Отечественной войны

В статье поднимается проблема, связанная с оценкой помощи местного населения отрядам специального назначения НКВД на оккупированной во время Великой Отечественной войны территории Беларуси. Данное явление рассматривается на примере бригады «Смерть фа...

Партизанское движение в Великой Отечественной войне

Генерал А. А. Власов: идейный борец со сталинским режимом или предатель Родины?

В статье авторы пытаются дать оценку личности и деятельность А. А. Власова как центральной фигуры коллаборационистского движения в СССР.

Разрушая план «Барбаросса». Влияние подвига пограничников в первый день войны на ее дальнейший ход

В статье автор пытается определить влияние подвига советских солдат пограничников, их мужества и стойкости на дальнейших ход войны.

Задать вопрос