Анализ теорий возникновения Стоунхенджа | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Иностранные языки

Опубликовано в Юный учёный №4 (7) июль 2016 г.

Дата публикации: 02.07.2016

Статья просмотрена: 1178 раз

Библиографическое описание:

Зорина, Э. И. Анализ теорий возникновения Стоунхенджа / Э. И. Зорина, Е. М. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 4 (7). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/young/archive/7/523/ (дата обращения: 23.04.2024).



Английская культура очень богата и интересна. Одной из самых знаменитых исторических загадок Англии является Стоунхендж. Этот монумент, возвышающийся в гордом уединении над травянистой равниной Солсбери в Южной Англии, уже многие десятилетия привлекает к себе внимание ученых-археологов, геологов, астрономов и тысяч туристов, ежегодно посещающих экскурсии к одному из известнейших символов Англии. Тем не менее, до сих пор не существует единой гипотезы его возникновения и предназначения. В научной литературе существует множество различных теорий возникновения Стоунхенджа, которые кардинально отличаются друг от друга. Нам представляется важным изучить эти теории, проанализировать их и определить наиболее вероятную.

Стоунхендж представляет собой окруженную рвом и земляным валом площадку диаметром около ста метров. В центре находится Алтарный камень. Он окружен пятью парами камней с перемычками наверху — трилитами, установленных в форме подковы. В ее основании — самые высокие камни. Подкова окружена кольцом так называемых синих камней. Они синеватые на сколе и синеют при контакте с водой. Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это ближайший каменный карьер. Далее сарсеновые трилиты образуют кольцо диаметром 33 метра. Всего таких камней 30, дуга из 13 камней сохранилась вместе с верхними камнями. Они окружены двумя концентрическими рядами по 30 лунок. Ближе к валам и рву расположен круг из 56 лунок, известных как «лунки Обри» — по фамилии исследователя, который их обнаружил. На юге расположен малый вход, а основным считается северо-восточный вход, который выходит на аллею, ограниченную параллельными рвами и валами, ведущую к реке Эйвон. На аллее стоит так называемый «Пяточный камень».

Миру известно, каков возраст Стоунхенджа, откуда были доставлены камни, и как он был построен, но это не дает ответа на вопрос, кто были его строители и для чего он был построен.

В 1666 Джон Обри предположил, что Стоунхендж построен древними бриттами. Обри лично составил план участка и обратил внимание на кольцо углублений, расположенных с внутренней стороны вала и ныне известных как «лунки Обри». Его подход весьма отличался от предыдущих: он не стал искать доказательств иностранного происхождения Стоунхенджа, а указал на его связь со многими другими каменными кругами на территории Британии. Обнаружив, что ни римляне, ни саксонцы, ни датчане не строили подобных монументов, Обри пришел к выводу, что они «имеют отечественное происхождение». По мнению Обри, Стоунхендж был создан друидами, известными по описанию из римских источников. Друиды — жрецы и поэты у древних кельтских народов. О них впервые рассказал Юлий Цезарь в своей книге «Галльская война» около 50 году до н. э. В частности, он подчеркивает, что друиды очень хорошо разбирались в астрономии, например, в строении и движении звёзд, размерах Земли и планет, различных астрономических явлениях. О том, откуда у них появились эти знания, науке не известно.

Однако ранние теории, в которых фигурировали саксы, датчане, римляне и финикийцы, исключались в силу новой датировки монумента. Ни один из этих народов не населял Британию в эпоху неолита или бронзового века.

Более приемлемый кандидат появился в июле 1955 года. Ричард Аткинсон фотографировал надпись, датируемую XVII веком, на одном из сарсенов в подковообразном построении, когда заметил на камне слабые очертания вырезанного кинжала. При более тщательном рассмотрении открытие Аткинсона сильно взволновало его. Резное изображение показалось ему похожим не на доисторический британский кинжал, а на орудие крито-микенской цивилизации древнего Средиземноморья. Похожие кинжалы датировались археологами примерно XV веком до н. э. Аткинсон пустился в рассуждения о том, что сам Стоунхендж мог быть построен под влиянием микенской культуры, так как методы, использованные при его постройке, якобы превосходили возможности доисторических бриттов.

Другие археологи пренебрежительно отнеслись к этой гипотезе, указав на то, что сами микенцы не построили ничего, даже отдаленно напоминающего Стоунхендж, а точно определить тип кинжала по плохо сохранившейся резьбе на выветренном камне можно лишь очень пристрастным взором. Если даже оставить в стороне полную неправдоподобность этой теории, современная программа радиоуглеродной датировки показывает, что сарсен с вырезанным кинжалами был воздвигнут до 2000 года до н. э. Таким образом, микенцы не могли быть строителями Стоунхенджа.

В конце XIX века появились теории об астрономической деятельности древних бриттов. Так доктор Джеральд Хоукинс из Бостонского университета с помощью компьютерного анализа получил четкую схему солнечных и лунных ориентировок, что доказало астрономическое значение Стоунхенджа. Он составил план различных ориентировок и астрономических соответствий для отдельных элементов Стоунхенджа, а затем ввел расчеты в компьютер с целью убедиться, имеют ли они какое-либо астрономическое значение. В своей книге «Разоблаченный Стоунхендж», опубликованной в 1965 году, Хоукинс выдвинул предположение, что «лунки Обри» использовались в качестве неолитического компьютера»: маркеры были установлены в 56 лунках и передвигались по кругу для предсказания лунных затмений.

Несмотря на весомость компьютерных расчетов, Ричард Аткинсон нанес ответный удар в статье под названием «Лунный свет над Стоунхенджем», в которой назвал работу Хоукинса «неряшливой и неубедительной». «Неолитический компьютер» не внушает доверия: он может предсказать затмение лишь за год до самого события, что едва ли делает его ценным астрономическим инструментом.

Таблица 1

Сравнение научных теорий возникновения Стоунхенджа

Критерии сравнения

Теория Джона Обри

Теория Ричарда Аткинсона

Теория Джеральда Хоукинса

Дата возникновения теории

1666

1955

1965

Предположения о строительстве

Стоунхендж «имеет отечественное происхождение». Возможно, мегалит был создан друидами.

Стоунхендж мог быть построен под влиянием микенской культуры.

-

Предназначение сооружения

Астрономическое значение.

-

Астрономическое значение.

Артефакты и доказательства, лежащие в основе данной теории

Подобные сооружения на территории Британии.

Очертания кинжала на одном из сарсенов. Резное изображение было похоже на орудие микенской цивилизации древнего Средиземноморья.

Данные, позволяющие определить географическое положение, координаты и расположение камней по отношению друг к другу.

Критическое отношение к теории

Теория исключалась в силу датировки монумента. Друиды не населяли Британию в эпоху неолита или бронзового века.

Микенцы не построили ничего напоминающего Стоунхендж. Сложно определить тип кинжала по плохо сохранившейся резьбе.

Ричард Аткинсон критиковал теорию в статье под названием «Лунный свет над Стоунхенджем», в которой назвал работу Хоукинса «неряшливой и неубедительной».

Проанализировав и сравнив три теории возникновения Стоунхенджа: теории Джона Обри, Ричарда Аткинсона и Джеральда Хоукинса — мы пришли к выводу о том, что теория Джона Обри наиболее вероятна. Он предположил, что Стоунхендж «имеет отечественное происхождение». Обри обратил внимание на кольцо углублений, расположенных с внутренней стороны вала и ныне известных как «лунки Обри». Он указал на связь мегалита со многими другими каменными кругами на территории Британии. Обнаружив, что ни римляне, ни саксонцы, ни датчане не строили подобных монументов, Обри пришел к выводу, что Стоунхендж был создан друидами.

Исходя из анализа данных фактов, можно заключить, что наиболее вероятной является теория Джона Обри о том, что мегалит — это астрономическая обсерватория, построенная друидами.

Литература:

  1. Хокинс Дж. Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория каменного века / Пер. с англ. О. О. Дмитриевой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 255 с.
  2. Низовский А. Ю., Непомнящий Н. Н., 100 великих тайн. — М.:Вече, 2002. (100 великих)
  3. Celtica.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.celtica.ru/content/view/53/148/–Стоунхендж/
  4. Полушкина, Г. Ф. Сайт учителя как средство взаимодействия участников образовательного процесса/Г. Ф. Полушкина//Образование в Кировской области. -2012. — № 2 (22). — С. 55–57.
Основные термины (генерируются автоматически): теория, астрономическое значение, отечественное происхождение, территория Британии, Лунный свет, бронзовый век, древнее Средиземноморье, микенская культура, резное изображение, внутренняя сторона вала.


Похожие статьи

Древние символы Средиземноморья | Статья в журнале...

Бронзовая фигурка быка. Аргарская культура.

Разбор этих символов древнего Средиземноморья говорит о том, что в незапамятные времена острова этого моря были связаны некой таинственной силой, скрывающейся в символизме их культуры.

Глиптика и сфрагистика Древней Маргианы бронзового века

Искусство бронзового века особое явление в развитии общечеловеческой культуры.

В произведениях искусства Маргианы бронзового века часто встречаются и изображения

Они были распространены только в Центральной Азии и не встречаются на территории Ирана и...

Нагрудное украшение бронзового века | Статья в журнале...

В древности Маргианой называли земли, расположенные в дельте реки Мургап (древнее название Марг). В древнейшем письменном источнике Авесте Маргиана упоминается как Моуру, Моурв.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

Историческое значение сюжетов живописи, отразившей события своего времени, а также согдийских надписей, разъясняющих сюжеты отдельных композиций, бесспорно. Однако взаимосвязь всех композиций, расположенных на стенах дворцового зала, не совсем ясна.

Человек — многогранный источник творчества художника

В Древнем Египте изображение человеческой фигуры было подчинено жесткому канону.

Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества.

На много веков определившее развитие европейской культуры.

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

В эту эпоху на территории Центральной Азии распространилась греческая или эллинистическая культура, которая считалась в своё время передовой.

IV-I века до н. э. являются периодом расцвета древнего Хорезма. На территории Узбекистана есть много памятников этой эпохи.

Мары – культурная столица СНГ 2012 года (к вопросу изучения...)

В ХХ веке большой вклад в дело изучения истории и культуры древнего Мерва внесли

Таким образом, среди древних цивилизаций и средневековых культур

Значение Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции в деле изучения истории Парфии.

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской...

Открытие нарвской культуры относится к середине прошлого века и связано с именем крупного советского археолога Н. Н. Гуриной.

На рассматриваемой территории самые разнообразные формы сосудов (профилировки стенок) представлены в южном варианте нарвской культуры.

Особенности изображения греческих божеств на парфянских...

Одной из самых ярких страниц истории туркменского народа является период существования Парфянского царства. Выгодное географическое расположение, а также благоприятные климатические условия способствовали возникновению на территории южного...

Похожие статьи

Древние символы Средиземноморья | Статья в журнале...

Бронзовая фигурка быка. Аргарская культура.

Разбор этих символов древнего Средиземноморья говорит о том, что в незапамятные времена острова этого моря были связаны некой таинственной силой, скрывающейся в символизме их культуры.

Глиптика и сфрагистика Древней Маргианы бронзового века

Искусство бронзового века особое явление в развитии общечеловеческой культуры.

В произведениях искусства Маргианы бронзового века часто встречаются и изображения

Они были распространены только в Центральной Азии и не встречаются на территории Ирана и...

Нагрудное украшение бронзового века | Статья в журнале...

В древности Маргианой называли земли, расположенные в дельте реки Мургап (древнее название Марг). В древнейшем письменном источнике Авесте Маргиана упоминается как Моуру, Моурв.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

Историческое значение сюжетов живописи, отразившей события своего времени, а также согдийских надписей, разъясняющих сюжеты отдельных композиций, бесспорно. Однако взаимосвязь всех композиций, расположенных на стенах дворцового зала, не совсем ясна.

Человек — многогранный источник творчества художника

В Древнем Египте изображение человеческой фигуры было подчинено жесткому канону.

Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества.

На много веков определившее развитие европейской культуры.

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

В эту эпоху на территории Центральной Азии распространилась греческая или эллинистическая культура, которая считалась в своё время передовой.

IV-I века до н. э. являются периодом расцвета древнего Хорезма. На территории Узбекистана есть много памятников этой эпохи.

Мары – культурная столица СНГ 2012 года (к вопросу изучения...)

В ХХ веке большой вклад в дело изучения истории и культуры древнего Мерва внесли

Таким образом, среди древних цивилизаций и средневековых культур

Значение Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции в деле изучения истории Парфии.

Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской...

Открытие нарвской культуры относится к середине прошлого века и связано с именем крупного советского археолога Н. Н. Гуриной.

На рассматриваемой территории самые разнообразные формы сосудов (профилировки стенок) представлены в южном варианте нарвской культуры.

Особенности изображения греческих божеств на парфянских...

Одной из самых ярких страниц истории туркменского народа является период существования Парфянского царства. Выгодное географическое расположение, а также благоприятные климатические условия способствовали возникновению на территории южного...

Задать вопрос