Духовный потенциал современного человека. Возможности и проявления | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (7) июль 2016 г.

Дата публикации: 07.06.2016

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Хайбулкина Т. В., Вихирева С. В. Духовный потенциал современного человека. Возможности и проявления // Юный ученый. — 2016. — №4. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/young/archive/7/505/ (дата обращения: 18.01.2020).



Мы живём в такое время, когда изобилие всего вокруг — мыслей, книг, музыки — скрывает от нас тот простой факт, что мы находимся в пустыне, где мало что может взволновать человека и мало что его может затронуть по-настоящему.

Илья Кормильцев

Что мы видим? Что происходит вокруг? Оскудение духовности, войны, то есть — потеря своих корней. Если у растения плохая корневая система, оно не выдержит сильного ветра. Прогресс своей порывистостью выбивает из наших рук последнее, самое ценное, забирает нашу душу. Развивая внешнее, очень часто получается так, что человек теряет внутреннее. А что такое внутреннее? Это способность творить, созерцать прекрасное и выявлять в себе самом духовный потенциал. Для этого человеку нужно быть восприимчивым и открытым, что крайне сложно осуществить, живя в современном обществе.

С каждым годом цивилизационный прогресс ускоряется. Теперь он дошёл уже и до детей. Почти с двух лет они знают, что такое планшет, Интернет и как ими пользоваться. Я считаю, что говорить о духовности — важно, нужно и своевременно.

Рабочая гипотеза: Физические потребности человека, его нравственные установки накладывают отпечаток на его отношение к духовности, что в конечном итоге формирует его жизненное кредо.

Что такое духовность и как ее обычно трактуют? «Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». (Общая психология. Словарь)

Из интернета: «Духовность — это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось».

В общем смысле, можно сказать, что духовность — это совокупность работы над собой и поиска себя, которая даёт человеку способность тонко чувствовать, слышать и понимать свой внутренний и окружающий мир, события, в нём происходящие, то есть восприимчивость и освобождение от своих непривлекательных качеств, полноценность своего «Я» и единение с беспредельным.

Что даёт душе пищу? Это и прочитанные книги, увиденные фильмы и картины, услышанные песни и музыка. Словом, всё то, что человек называет творчеством. Чем отличалось творчество во времена старших поколений от творчества нашего времени? Была в нём некая особенная глубина, не понятная нам душевность, неспешность, мелодичность. Сейчас скорости возросли, и естественным образом убыстряется восприятие мира, отражение его в современных видах искусства. Новое поколение редко сталкивается с творчеством прошлого, практически его не замечая, потому что современные скорости диктуют свои правила. Новые формы внутреннего выражения, такие как: реп, постмодернизм и прочая технократия, — не дают нынешнему творчеству внутренней глубины, используя лишь внешние способы реализации. В наш век капитала творчество получило товарный знак, или себестоимость, — оно стало продаваться. Однако же, общество не совсем окружило себя новыми видами искусства, потому что есть среди молодых людей те, кого творчество прошлых поколений не оставляет равнодушным, ведь творчество — это душа человека, предельная открытость и честность, а разве душа, которой платят, чтобы она производила то, что нужно другим, проданная душа есть душа? Теперь же это диктат рынка над свободой самовыражения.

Да, всё в человеческом мире движется быстрее того, что уже пройдено, но что же в это время происходит с духовностью? Что же действительно важно для современного человека, каковы его ценности сейчас, в сложившейся обстановке, и на что направлены — на созидание или разрушение?

Человек приходит на эту Землю с огромным потенциалом, который ему обязательно надо на что-то направить, иначе он будет чувствовать себя никчёмным.

Я считаю, что этот потенциал нужно направить на свою устремлённость, потому что она действительно расширяет человека. Реализация, духовный рост, очищение себя от надуманного, не естественного.

Творчество бывает разным. На данном этапе своего развития я разделила творческих людей на четыре группы:

  1. Несчастные — люди-разрушители. Те, кто выкладывает в творчество своё негатив, чтобы стало легче. Не считаю это творчеством, но всё же стоит упомянуть.
  2. Люди-метафоры. Те, кто гонится за формами. Например, в стихах — красивые выражения, а в музыки — различные красивые приёмы пения.
  3. Люди как передатчики созданного. У таких людей творческий процесс в том, что они поют или читают чужие произведения. Передают культуру, корни, прекрасное. Вкладывают в чужое своё мировоззрение. И это становится их творчеством, неповторимым.
  4. Творцы. Эти люди не думают о том, что они будут десятыми, двадцатыми, сотыми в своём деле, но кропотливо работают над ним, стараются сказать, «глаголом жечь сердца людей», услышать и внести в этот мир. Это творчество не может быть похожим на чьё-то, оно в любом случае остаётся их творчеством, потому что они вынимают его из своего сердца.

Самая высшая цель человеческой жизни — стать творцом. Это — духовность, работа над собой, с собой, чувствование мира.

Человек всегда ищет, изучает себя и мир. И он не может жить без этого внутреннего стремления выразить свой потенциал. Конечно, поиск происходит на разных уровнях. Всё зависит от внутреннего, духовного возраста. Главное, что я выяснила, это то, что поиск этот не прекращается и играет очень важную роль в жизни людей.

Конечно, в связи с тем, что мы живём в материальном мире, людей очень привлекает материальное. Они в этом нуждаются и верят больше в видимое, чем в невидимое, потому что его можно потрогать и понять. Невидимому же пока не вполне доверяют и не могут идти за ним полноценно.

Карьера и семья, а также общественные ценности и традиции, внушённые нам с детства, очень важны. Для современного человека это является жизненным фундаментом, на котором держится всё его существование и зависит состояние счастья и несчастья.

Нельзя в этом вопросе делать строгих выводов, но можно наблюдать за движением человеческого сознания. Каждый находится на своём уровне и поэтому потенциалы разнообразны. Кто-то живёт в своей скорлупе, кто-то позиционирует себя с обществом, а кто-то выбрал трудную дорогу поиска себя. Так или иначе, но человек по-прежнему остаётся сложным существом со своим сложным внутренним многообразием, который не оставляет надежды найти своё счастье.

Мне приснился сон: я услышал звук

И пошёл за ним, и лишился мук,

И лишился рук — вместо них крыла...

Значит, ожила та моя мечта!

Предо мной теперь только два пути:

Смерть и пустота, если не идти,

И светящийся бесконечный взлёт, –

Жду готовности и иду вперёд.

Хайбулкина Т., 2.03.2016.

Основные термины (генерируются автоматически): творчество, духовность, современный человек, окружающий мир.


Похожие статьи

Современная трактовка понятия «духовность» узбекистанскими...

Духовность — понятие, олицетворяющее внутренний мир, душевные переживания, умственные способности, волю общества, нации или

Важная сторона духовности состоит в том, что она является важным фактором определения места человека в обществе, его самосознания...

Человеческое богатство и его роль в креативном обществе

Современный человек — это рыночный человек, человек для кого-то. Это такой человек, чье существование, труд, мысли и бытиё полностью подчинены спросу, существующему в обществе, и за что человек сможет получить желаемое материальное вознаграждение.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека. Добавить сюда можно нарушение этики и

Духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет человека и не прекращается целую жизнь, и...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как...

Огромное влияние на духовно-нравственное развитие человека производит «душа народа»

Гуманистические идеи духовно-нравственного воспитания ссылаются на то, что человек

«Духовность — это высший уровень становления и саморегуляции зрелой личности, на...

Духовная культура младшего школьника как педагогический...

После снятия запретов и прекращения идеологически обязательной пропаганды атеизма жители России оказались вовлечёнными в активный духовный поиск. В настоящее время всё большее количество людей осознаёт величину ответственности за выбор своих духовных ориентиров.

Художественное творчество — фактор воспитания личности

Они помогали людям не терять веры и оптимизма наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление...

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Это принципиально в понимании духовности, в ее объективности. Духовность присуща каждому человеку, вопрос заключается в ее качественном состоянии в структуре личности.

Процесс формирования духовности в онотогенезе связан с развитием личности человека.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Духовность как особое душевно-интеллектуальное состояние отдельного человека или группы людей, связанное с необоримым стремлением понять, почувствовать и отождествить себя с высшей действительностью, которая неотделима от всего сущего, включая человека.

Развитие творческих способностей младших школьников на...

Творчество – обязательная составляющая жизни современного учителя.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природу и культуры в их единстве, готовит...

Похожие статьи

Современная трактовка понятия «духовность» узбекистанскими...

Духовность — понятие, олицетворяющее внутренний мир, душевные переживания, умственные способности, волю общества, нации или

Важная сторона духовности состоит в том, что она является важным фактором определения места человека в обществе, его самосознания...

Человеческое богатство и его роль в креативном обществе

Современный человек — это рыночный человек, человек для кого-то. Это такой человек, чье существование, труд, мысли и бытиё полностью подчинены спросу, существующему в обществе, и за что человек сможет получить желаемое материальное вознаграждение.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека. Добавить сюда можно нарушение этики и

Духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет человека и не прекращается целую жизнь, и...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как...

Огромное влияние на духовно-нравственное развитие человека производит «душа народа»

Гуманистические идеи духовно-нравственного воспитания ссылаются на то, что человек

«Духовность — это высший уровень становления и саморегуляции зрелой личности, на...

Духовная культура младшего школьника как педагогический...

После снятия запретов и прекращения идеологически обязательной пропаганды атеизма жители России оказались вовлечёнными в активный духовный поиск. В настоящее время всё большее количество людей осознаёт величину ответственности за выбор своих духовных ориентиров.

Художественное творчество — фактор воспитания личности

Они помогали людям не терять веры и оптимизма наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление...

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Это принципиально в понимании духовности, в ее объективности. Духовность присуща каждому человеку, вопрос заключается в ее качественном состоянии в структуре личности.

Процесс формирования духовности в онотогенезе связан с развитием личности человека.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Духовность как особое душевно-интеллектуальное состояние отдельного человека или группы людей, связанное с необоримым стремлением понять, почувствовать и отождествить себя с высшей действительностью, которая неотделима от всего сущего, включая человека.

Развитие творческих способностей младших школьников на...

Творчество – обязательная составляющая жизни современного учителя.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природу и культуры в их единстве, готовит...

Задать вопрос