Сэргэ — как предмет духовно-культурного творчества и традиций народов Саха "Аар-Курдук-Чэрчи-Мас" | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №4 (7) июль 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Янков К. Д., Фёдоров И. Е. Сэргэ — как предмет духовно-культурного творчества и традиций народов Саха "Аар-Курдук-Чэрчи-Мас" // Юный ученый. — 2016. — №4.1. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/young/archive/7/466/ (дата обращения: 18.01.2020).



к1 001.tif

Рис.1. Сэргэ «Аар-Курдук-Чэрчи-Мас»

Материальная и духовная культура якутского народа имеет сложный характер, вызванный тем, что на её южную тюрко-монгольскую основу напластовались элементы северной культуры.

Одним из памятников этой культуры являются коновязные столбы — СЭРГЭ. Условно они выделялись по назначению на три группы: надворные, культовые и ритуальные.

— Надворные служили для хозяйственного назначения (привязывание коня);

— Культовые — для проведения культовых и религиозных обрядов;

— Ритуальные — для традиционных праздников ЫСЫАХ или других событий, дат.

Рассмотрим одно из разновидностей СЭРГЭ — прообраз мирового дерева «Аар — Курдук — Чэрчи — Мас» (Ааар — тэлгэhэ — сэргэ-мас, Аал луо — мас), основанного на фольклоре. В якутской мифологии огромное внимание уделялось чудесному дереву, которое будто бы растёт посреди пупа Земли (сир киинигэр), и оно источает живительную влагу «илгэ», придающую отведавшим её бодрость и новые силы. Чудесное дерево связывает все три мира вселенной: корни — нижний мир, ствол — средний мир, ветви — верхний мир [4, с.119–123].

На ветвях её обитают все добрые духи — хозяева плодородия и покровители животных, символизирующие небесную благодать, счастье и изобилие. Внутри дерева обитает благодетельная богиня вселенной — «Айыы Мичил Хотун», которая даёт добрые советы и придаёт могучие силы. По другой версии это хозяйка Земли «Аан Алахчын Хатын», имеющая двух детей Эрэкэ и Дьэрэкэ, которые бегают в виде амбры или испарения и являются «духами» иччи мелкой растительности.

Данное дерево на снимке тоже является прообразом мирового дерева. «Трёхразвилистый, многоветвистый, двенадцатимесячный почтенный господин сэргэ» относится к культовому сооружению для умножения потомков и живности. Объект исполнения желаний. Он придаёт живительную силу (исцеление), благополучие и изобилие.

Большое сэргэ (ствол) — вселенная, три центральных ветви — три мира, а отростки предназначены для приёма и размещения целой группы духов, съехавшихся со всех трёх миров. Вокруг ствола хоровод людей — 12-ти месяцев года.

По отношению к прообразу человека: корни — связь с предками, ствол — тело, три ответвления — три кут-души («ийэ кут» — мать-душа, «салгын-кут» — воздух-душа, «буор-кут» — земля-душа). Мать-душа — это сознание, разум, интеллект; воздух-душа — творчество, интуиция, деятельность; земля-душа — это тело, материализм. Корень представляет обычаи и традиции [6, с.5–9].

До настоящего времени жертвоприношения священному родовому дереву осуществляются во время обрядов для получения промысловой удачи. Ритуалы жертвоприношений совершались деревьям определенной породы. Обычно такое дерево выделялось своим внешним видом и место расположения. Охотник вырезал на стволе дерева антропоморфное изображение или треугольник, в который складывали приносимое угощение, и просил у духов удачи на промысле и счастья в жизни [1, с. 210–211].

Территория вокруг дерева символизирует прообраз подворья (тэлгэhэ) наших предков. В данном случае является культурно-обрядовой площадкой в этно-традиционнм стиле.

На площадке находятся прообраз жилища «балаган», столб-сэргэ, олицетворяющий саму «хозяйку» подворья — тэлгэhэ, старинная хозяйственная утварь, а так же «Аар ба5ах» сэргэ, служащее пристанищем для «духов-предков» с надголовьями: лошади (благополучие), чорон — изобилие и «тойон-сэргэ».

Ограждение территории в стиле «ат сэргэтэ», «бэриинэ сэргэ» — к верхней перекладине привязывали лошадей, к нижней — быков. Вход в территорию площадки украшала импровизированная «арка очищения» — «кычипкаан», перенятая у эвенков. [2, с.136–145]

к8 001.tif

Рис.2. Янков Кирилл у Сэргэ «Аар-Курдук-Чэрчи-Мас»

Группы коновязных столбов — сэргэ.

1. Надворные коновязи (тэлгэhэ сэргэлэрэ). Относятся столбы, стоящие у жилых домов и использовавшиеся по их прямому назначению — для привязывания коня.

2. Культовые (итэ5эл сэргэлэрэ). Исользовались при проведении культовых, религиозных обрядов.

3. Ритуальные сэргэ, устанавливавшиеся на традиционных праздниках Ысыах [6].

Коновязный столб вкапывали рядом с могилой при похоронах, когда с умершим погребали принадлежавшего ему коня. О значительной древности традиции сооружать одну или несколько коновязей у погребального «жилища» покойника свидетельствует сообщение Геродота о поминальном обряде у могилы скифского царя (VI-V вв. до н.э). По его словам, скифы на поминки отбирали 50 самых достойных мужчин (рабов), а также коней. Затем, задушив тех и других, усаживали мужчин на коней, укрепив их в таком положении кольями расставляли всадников вокруг могилы. Поводы коней привязывали к специально врытым столбам – коновязям. Археологические исследования подтвердили эти сведения [1, с.417–432].

С.В Иванов писал о якутских культовых сооружениях: «По рассказам стариков, особый сэргэ ставили для коня наиболее сильного и знаменитого шамана. Но такого рода столбы предназначались для фантастического коня — крылатого и горбатого. Простым людям видеть его не разрешалось. К таким коновязям никто не решался привязывать своего коня: конь мог погибнуть» [4, с.213–224].

На данный момент невозможно дать точную типовую модель тYhYлгэ, так как каждому обряду соответствуют свои специфические формы сэргэ. Но с учётом возрастающего интереса к традиционным праздникам и обрядам необходимо тщательно их изучать и только после этого внедрять в жизнь.

Приведённый в моей работе материал, лишь частично освещает затронутую в ней тему, но, на мой взгляд, помогает частично ознакомиться с обычаями и традициями и способствует повышению духовно-нравственного потенциала и уважения к наследию предков народов Саха.

Литература:

  1. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в 19-начале 20 вв.
  2. Зыков Ф. М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов 19-начала 20 вв.
  3. Зыков Ф. М. Происхождение сэргэ.
  4. Иванов С. В. Якутские коновязи.
  5. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка.
  6. Яковлев В.Ф Сэргэ. Части 1 и 2.
Основные термины (генерируются автоматически): мировое дерево, чудесное дерево, VI-V, привязывание коня, дерево, конь, столб.


Похожие статьи

Образ Мирового дерева в сказках народов Забайкалья

Выяснилось, что ребята представляют Мировое дерево в виде обыкновенного дерева.

Образ Мирового дерева в сказках представлен во множестве деревьев разных пород.

В сказке «Бурка, Каурка и синегривый конь» Мировое древо представлено в образе царского терема.

Мировое дерево как архаический мотив в кыргызском эпосе

Тема мирового дерева широко распространена в мифологии и фольклора народов мира.

В миропонимании древнего человека мифическое дерево рассматривается как своебразная модель мира.

“Черный пень” отождествляется с мировым деревом или мировым столбом...

Архетип Мирового дерева в поэтике романов якутского писателя...

Романное пространство И.М. Гоголева представляет собой сложную систему, одним из компонентов которой является архетипический фонд – основополагающая матрица в структуре произведений.

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

Также мы заметили на дереве около одной могилы сверток из шкуры рыжей коровы, что выглядит как нарушение традиции. Сами элгесцы утверждают, что черепа коней вешают у могил стариков. А колымские саха говорили, что забивают ездового коня независимо от возраста и...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический...

По варианту Орозбакова, Акимбек уулу Мендибай во время поиска коня Туучунак, встречает сорок покровителей ещё не рожденного богатыря Манаса. Этот случай расценивается как знак, предвещающий рождение сына у бездетных супругов Жакыпа и Чийырды.

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив...

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетный...

Периодические обряды, посвященные духам-божествам...

В этих местах привязывают на деревья ленточки из ткани, подшейные волосы оленей или кладут в подарок различные мелкие предметы.

Богатырь Ивулчен и девушка Гелтынгачан с приданым (стадом оленей, лошадей и коров) должны спуститься с верхнего мира в средний...

Символика образа кукушки в якутском и башкирском эпосах...

Мировое дерево как архаический мотив в кыргызском эпосе. В хакасском, якутском эпосе образы Аан–Алахчын хотун, Хуу-Иней к тому

образ, образ птиц, богатырский конь, родовая гора, прекрасный голос, эпическая формула, эпический герой, якутский эпос, образ коня...

Из истории изучения олонхо в секторе якутского фольклора...

Статья посвящена оценке роли изучения якутского героического эпоса сотрудниками сектора якутского фольклора ИГИиПМНС СО РАН. За 80 лет якутские фольклористы собрали огромный материал по олонхо, опубликовали эпические тексты и исследовали эпос с разных ракурсов.

Похожие статьи

Образ Мирового дерева в сказках народов Забайкалья

Выяснилось, что ребята представляют Мировое дерево в виде обыкновенного дерева.

Образ Мирового дерева в сказках представлен во множестве деревьев разных пород.

В сказке «Бурка, Каурка и синегривый конь» Мировое древо представлено в образе царского терема.

Мировое дерево как архаический мотив в кыргызском эпосе

Тема мирового дерева широко распространена в мифологии и фольклора народов мира.

В миропонимании древнего человека мифическое дерево рассматривается как своебразная модель мира.

“Черный пень” отождествляется с мировым деревом или мировым столбом...

Архетип Мирового дерева в поэтике романов якутского писателя...

Романное пространство И.М. Гоголева представляет собой сложную систему, одним из компонентов которой является архетипический фонд – основополагающая матрица в структуре произведений.

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

Также мы заметили на дереве около одной могилы сверток из шкуры рыжей коровы, что выглядит как нарушение традиции. Сами элгесцы утверждают, что черепа коней вешают у могил стариков. А колымские саха говорили, что забивают ездового коня независимо от возраста и...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический...

По варианту Орозбакова, Акимбек уулу Мендибай во время поиска коня Туучунак, встречает сорок покровителей ещё не рожденного богатыря Манаса. Этот случай расценивается как знак, предвещающий рождение сына у бездетных супругов Жакыпа и Чийырды.

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив...

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетный...

Периодические обряды, посвященные духам-божествам...

В этих местах привязывают на деревья ленточки из ткани, подшейные волосы оленей или кладут в подарок различные мелкие предметы.

Богатырь Ивулчен и девушка Гелтынгачан с приданым (стадом оленей, лошадей и коров) должны спуститься с верхнего мира в средний...

Символика образа кукушки в якутском и башкирском эпосах...

Мировое дерево как архаический мотив в кыргызском эпосе. В хакасском, якутском эпосе образы Аан–Алахчын хотун, Хуу-Иней к тому

образ, образ птиц, богатырский конь, родовая гора, прекрасный голос, эпическая формула, эпический герой, якутский эпос, образ коня...

Из истории изучения олонхо в секторе якутского фольклора...

Статья посвящена оценке роли изучения якутского героического эпоса сотрудниками сектора якутского фольклора ИГИиПМНС СО РАН. За 80 лет якутские фольклористы собрали огромный материал по олонхо, опубликовали эпические тексты и исследовали эпос с разных ракурсов.

Задать вопрос