Положение верующих Санкт-Петербурга в 20–30-е гг. XX в. (на примере общины верующих часовни блаженного Матвея Татомира) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №6 (69) июнь 2023 г.

Дата публикации: 13.05.2023

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Петраченкова, М. А. Положение верующих Санкт-Петербурга в 20–30-е гг. XX в. (на примере общины верующих часовни блаженного Матвея Татомира) / М. А. Петраченкова, А. В. Фролов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 6 (69). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/69/3794/ (дата обращения: 16.12.2024).



В 2022 г. в России праздновался 350- летний юбилей Петра I Великого. Российские и зарубежные исследователи обсуждали последствия и значение эпохи Петра для современной России. Рассматривалась история возникновения и развития «Северной столицы». Обсуждалось многое, но все страницы истории Санкт-Петербурга объять невозможно.

Я решила посвятить свою работу теме, о которой сейчас мало говорят, — «Положение верующих Санкт-Петербурга в 20–30-е гг. XX в. (на примере общины верующих часовни блаженного Матвея Татомира)».

Актуальность работы заключается в том, что существует необходимость более подробно исследовать жизнь верующих людей в «страшные» годы гонений. Когда-то данная тема была популярной в работах исследователей, но сегодня об этом мало говорят.

Объектом исследования является история отношений советской власти и верующих людей.

Предметом — история общины верующих, образовавшейся вокруг часовни Матвея Татомира в 20–30-е гг.XX в.

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать и проанализировать литературу и иные источники о часовне Матвея Татомира и изложить результат исследования в данной работе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Рассмотреть и выбрать исторические источники и литературу по выбранной теме;
  2. Путем анализа выбранных источников, установить условия, в которых находились верующие Санкт-Петербурга в 20–30-е гг. XX в.;
  3. Систематизировать и обобщить полученную из источников информацию;
  4. Сделать научно-обоснованные выводы.

Обзор источников по выбранной теме.

На первом этапе исследования необходимо было найти и рассмотреть источники по выбранной теме.

Очень исчерпывающей оказалась публикация преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии, профессора М. В. Шкаровского «Блаженный Матвей Татомир и его почитание в Санкт-Петербурге». В статье автор тщательно описывает историю самой часовни Матвея Татомира, а также судьбу людей, которые имели к ней отношение.

Атмосферу того времени и условия жизни верующих помогает понять книга русского писателя, мемуариста и публициста Анатолия Эммануиловича Краснова-Левитина, там он приводит свои воспоминания встречи с блаженным Матвеем.

Данные из архива УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и ЛО четко говорят нам об отношении официальной власти к общине часовни блаженного Матвея Татомира.

Также немаловажным источником явилась газета «Безбожник», которая выпускалась в рассматриваемые годы.

Краткое жизнеописание Матвея Тутомира.

После Октябрьской революции в стране к власти пришло большевистское правительство, режим которого отличался явным антирелигиозным характером. Причиной этого была атеистическая идеология новой власти, принципиально отвергающая религию. Действия церкви беспощадно критиковались в советской печати, которая обвиняла её в пособничестве «врагам революции».

С августа 1917 г. по апрель 1920 г. в Успенском соборе Московского кремля заседал Поместный Собор Русской Православной Церкви. На соборе были приняты важнейшие решения по возвращению к Соборному началу в жизни Церкви и восстановлению патриаршества. После четырёх туров голосования Собор избрал трёх кандидатов на первосвятительский престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). Предстоятелем Русской Православной церкви был избран Тихон. Но избрание патриарха не решило проблему отношения Церкви к новой власти: Собор не был готов дать надлежащей оценки новому режиму. Даже в годы Гражданской войны в народе и у его духовных пастырей недоставало осознания атеистической сущности коммунизма [4].

В Санкт-Петербурге во второй половине 20-х — начале 30-х гг. XX в. после уничтожения епархиального устройства церковной жизни и разрушения или закрытия храмов и монастырей верующие потянулись к могилам Александро-Невской Лавры. Особую почитаемость имела часовня над захоронением Матвея Татомира на Никольском кладбище.

Святой блаженный Матвей Татомир родился 16 ноября 1848 г. в семье священника Подольской губернии, в 1867 г. окончил Каменец-Подольскую Духовную семинарию.

Блаженный был ревностным паломником: посещал святые места, 4 года прожил в Иерусалиме, а затем стал затворником в Санкт-Петербурге на частной квартире на Ивановской улице дом 22, кв. 18. 17 ноября 1904 г. Матвей Татомир скончался, его захоронили на Никольском кладбище, а на пожертвования его почитателей над могилой построили часовню [5].

Даже после смерти блаженного, несмотря на все старания официальной власти пропагандировать атеистическую идеологию, жители Санкт-Петербурга почитали его, как православного молитвенника и затворника, на могиле Татомира оставляли записки с просьбами.

Таким образом, блаженный Матвей еще при жизни стал почитаемым старцем, а после смерти верующие не прекращали посещать его могилу.

Община часовни Матвея Тутомира.

В 1920 г. при надгробной часовне Матвея Татомира сложилась община, организатором стала крестная дочь блаженного Любовь Матвеевна Лимонштайн.

Л. М. Лимонштайн изначально принадлежала к лютеранской церкви, но после знакомства с блаженным Матвеем перешла в православие и жила у него в качестве прислуги. В дальнейшем, после смерти Матвея Татомира, Любовь Матвеевна переехала по адресу: Чернорецкий переулок, д.4, кв. 15, что было недалеко от Тихвинских ворот Александро-Невской Лавры [5]. Она каждый день посещала могилу блаженного и ухаживала за ней.

К 1922 г. у Лимонштайн появился помощник — Михаил Николаевич Челюскин, который являлся дворянином и бывшим гвардейским офицером. С помощью Любови Николаевны, для прославления блаженного Матвея, он написал две брошюры о жизни и чудесах св. Матвея Татомира. В 1926 г. Н. М. Челюскин был принят в братию Александро-Невской лавры, и через год наместник Лавры постриг его в монахи с именем Матфей и рукоположил в иеродиакона, а в 1930 г. новый наместник обители Амвросий рукоположил о. Матфея в иеромонаха.

Почитание Матвея Татомира росло среди местного населения. Городские власти противодействовали репрессиями, но все было тщетно. Верующие пытались сохранить квартиру, где когда-то жил блаженный, но лидеров арестовали, а комнату (т. к. к тому времени квартира стала коммунальной и в квартире жили другие люди) Матвея Татомира опечатали. В 1925 г. большевистская власть закрыла доступ к могиле блаженного, объяснив свои действия тем, что священнослужители собирали плату за вход в часовню, но этот запрет вскоре перестал выполняться.

Верующие все равно искали способ быть ближе к почитаемому ими святому. В квартире Лимонштайн находилась икона св. Софии, перед которой молился Матвей Татомир. Перед этой иконой постоянно служились молебны. Считая, что икона чудотворная, верующие часто носили ее по своим домам [1, л. 32–33, 36].

В книгах советского писателя-диссидента А. Краснова-Левитина «Лихие годы 1925–1941» можно встретить его воспоминания о почитателях Матвея Татомира: «На Никольском кладбище часовня, на часовне крест с голубком. Могила блаженного Матфея… Наверху икона Божией Матери и аналой с крестом и Евангелием, панихидный столик. Иеромонахи здесь служили панихиды. Затем спуск вниз, подземелье. Большой деревянный гроб; туда в щелочку опускали записочки с прошениями. А около часовни — община. Во главе — Любовь Матфеевна. (Ее заброшенная могилка и сейчас против часовни, без креста и надписи.) Старушка вся в светлом, седая, в белом платье, в белой косынке, со светлыми четками в руках… Жила на задах лавры, у Тихвинских ворот. В небольшой ее комнатке, как в часовне, много икон, пахнет ладаном. А на кухне жил мой приятель отец Матфей… Во время войны — боевой офицер, драгун. Был контужен и ранен. После революции пристрастился к лавре, стал близким человеком к Любови Матфеевне, все свое время проводил в часовне, на могиле блаженного Матфея. Особенно усилилась его привязанность к Любови Матфеевне после смерти матери — глубоко религиозной женщины, единственного близкого человека. Жил он на кухне, спал на жесткой скамейке, подложив под голову (по «Добротолюбию») полено. Бывшему офицеру, крепкому, здоровому мужчине, нелегко ему, видимо, давался аскетизм. В 1926 г. постриг его преосвященный Григорий в монахи с именем «Матфей» и рукоположил в иеродиакона. Вечно водил он под руку Любовь Матфеевну, старенькую, дряхлую, едва-едва ходившую…

К Любови Матфеевне меня привела, когда мне было 11 лет, одна женщина из лаврских. Любовь Матфеевна меня полюбила. Подружился со мной и отец Матфей, давший мне краткую характеристику с чисто военной прямотой: «Да, ничего. Хороший жиденок». Особенно укрепилась наша дружба с отцом Матфеем после смерти Любови Матфеевны. Целыми часами просиживал я у отца Матфея на кухне. Время в спорах шло быстро. Он был ярый монархист, я же уже тогда поражал его своей левизной. Называл он меня обычно «Толька-футурист»…» [3].

В 1929 г. скончалась Л. М. Лимонштайн и её действительно похоронили вблизи часовни блаженного Матвея. Отец Матфей (Николай Челюскин) остался жить в ее квартире в Чернорецком переулке. Он стал главой общины при часовне.

По свидетельству архимандрита Иоасафа (Журманова), «Челюскин после смерти Л. М. Лимонштайн, несмотря на закрытие склепа, ухитрялся в часовне бывать и пропускать в склеп особенно ревностных почитателей Матвея» [5].

Таким образом, при часовне блаженного Матвея сложилась община верующих, которые при невозможности посещать храмы, тянулись к его могиле. Определились лидеры общины, судьба которых стала неразрывно связана с судьбой часовни.

Репрессии

Городские власти постоянно следили за общиной и ждали случая, чтобы арестовать ее главу. 16 октября1931 г. на допросе в качестве свидетеля епископ Николай Ярушевич рассказал, что Челюскин служил панихиды на могиле блаженного и в квартире Л. М. Лимонштайн, а деятельность о. Матфея «носила несомненно политический характер» [1, л. 32–33, 36].

9 марта о. Матфей был арестован ОГПУ по делу «контрреволюционной группировки бывших офицеров артиллерии». В его комнате был проведен обыск, но он ничего не дал, а уже 16 марта вышло постановление о том, что обвинение не подтверждено.

Около 5 месяцев иеромонах Челюскин оставался на свободе.

20 августа 1931 г. в газете «Безбожник» вышла статья «Культ молчальника Патермуфия в Ленинграде». Автор статьи нелицеприятно отзывался об Александро-Невской Лавре, утверждал, что в 1918 г. в обители «зверски» растерзаны фанатиками-торговцами два красноармейца при попытке правительства занять под лазарет часть покоев. Автор также говорил о том, что у почитаемых захоронений ведется торговля предметами культа, а также антисоветская пропаганда [2]. Нам сейчас не известно, насколько правдивой является информация в той статье, но после нее репрессии стали неизбежны.

Отец Матфей Челюскин и еще два человека были взяты под арест 1 сентября 1931г. — через 10 дней после выхода статьи в «Безбожнике» [1, л. 52].

Отец Матфей на допросе рассказывал о почитании преподобного Матвея Татомира, но своей вины не признал. Свидетелями по делу стали бывшие наместники Александро-Невской Лавры: епископ Николай (Ярушевич) и архимандрит Иоасаф (Журманов), второй дал особенно ценные и такие нужные следствие показания об общине верующих на Тихвинском кладбище, что у властей была официальная причина для действий [1, л. 55].

После ареста о. Матфея Челюскина и других, были уничтожены многие надгробия почитаемых монахов. Часовня блаженного Матвея Татомира избежала подобной участи, но в нее был замурован вход. Люди все равно приходили к часовне, как к святыни. У ворот Никольского кладбища время от времени стояли монахи Александро-Невской Лавры и предупреждали посетителей: «Не ходите на могилу блаженного Матвея, — там всех арестовывают» [1, л. 35–43].

16 ноября 1931 г. следствие в отношении о. Матфея Челюскина было окончено и было вынесено решение, в котором арестованный обвинялся в том, что он и его сообщники: «1. Эксплуатировали верующие массы с целью личной наживы; 2. Могилы «молчальника» Патермуфия и блаженного Матвея превратили в подпольные сборища разных бывших людей и верующих; 3. Придали этим могилам чудодейственные способности и вместе с бывшими людьми, измышляя «чудеса» и «знамения», среди верующих вели систематическую контрреволюционную агитацию; 4. Отождествляли Соввласть с властью антихриста и запугивали верующих «страшным судом»; 5. Усугубляли религиозные предрассудки верующих масс и настраивали их против всех текущих мероприятий Соввласти» [5].

3 декабря 1931 г. Полномочное представительство ОГПУ приговорило осужденных к проведению 5 лет в концлагерях, но уже 14 декабря дело было пересмотрено Коллегией ОГПУ, коллегия постановила осудить о. Матфея Челюскина на 3 года в концлагере, а двух его сообщников на года высылки в Северный край. М. Челюскин отбывал своё наказание в Беломоро-Балтийском лагере на строительстве канала [1, л. 65–67].

Трудно представить, что пережил этот человек, которого, возможно, осудили несправедливо.

После освобождения иеромонах Матфей переехал в Калининскую (Тверскую) область, но через 3 года был вновь арестован по церковному делу, а 17 сентября 1937 г. он был расстрелян в г. Калинин. Так закончилась жизнь одного из самых рьяных почитателей блаженного Матвея.

Таким образом, советская власть сумела расправиться с идейным лидером общины часовни Матвея Татомира, но ей не удалось сломить дух этого человека.

Часовня Матвея Татомира сохранилась до наших дней, мощи святого находятся в Никольской церкви, но верующие все равно приходят к часовне помолится и оставить там записки.

Заключение

Таким образом, в нашей стране упорство людей в вере и подвиг мучеников и исповедников таких, как о. Матфей Челюскин, сыграл решающую роль в том, что все попытки власти покончить с религией, с верой, с христианством так и не увенчались успехом.

На примере общины часовни Матвея Татомира можно сделать вывод о том, что положение верующих Санкт-Петербурга ничем не отличалось от положения верующих в других регионах. Они также подвергались репрессиям, разрушению святых для них мест и подложным обвинениям. Но тем не менее люди смогли пронести свою веру через всю жизнь и сохранить её для потомков.

Литература:

  1. АУФСБ СПб ЛО, ф. арх.-след. дел, д. П-32596, л. 27–31.
  2. Безбожник. 1931. 20 августа. № 45 (475).
  3. Левитин-Краснов, А. Э. Лихие годы 1925–1941 / А. Э. Левитин-Краснов. — Париж: [б. и.], 1977–201–202 с.
  4. Фролов, А. Положение Русской Православной церкви в 1918–1920-е гг. / А. Фролов // Education and science — URL: http://www.rusnauka.com/13_EISN_2013/Pravo/1_136798.doc.htm (дата обращения: 04.03.2023)
  5. Шкаровский, М. В. Блаженный Матвей Татомир и его почитание в Петербурге / М. В. Шкаровский // Санкт-Петербургская духовная академия — URL: https://spbda.ru/publications/shkarovskiy-m-v-blajennyy-matvey-tatomir-i-ego-pochitanie-v-peterburge (дата обращения: 24.02.2023)


Похожие статьи

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже ХХ вв. (на примере г. Ишима)

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

О воспитании «японского» духа в колониальной Корее (вторая половина 30-х – начало 40-х гг. ХХв.)

Повседневность 1920–1950-х годов (на примере малого города Сызрани)

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Государственная политика социальной защиты семей военнослужащих в 20–40 годы ХХ века и в современный период (на примере Мурманской области)

Демографическая ситуация в 1920–1930-е годы (на примере малых городов Поволжья)

Проблема занятости населения в национальных селах Дальнего Востока в 1970-1980-х годах (на примере Быстринского района, Камчатская область)

Изучение особенностей народного образования в Старом Осколе в ХIХ–ХХI веках на примере уездного училища, располагавшегося по адресу: улица Володарского, д. 14

Аграрные преобразования начала 50-х гг. XX в.: просчеты и ошибки (на примере сельских территорий Южного Урала)

Похожие статьи

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже ХХ вв. (на примере г. Ишима)

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

О воспитании «японского» духа в колониальной Корее (вторая половина 30-х – начало 40-х гг. ХХв.)

Повседневность 1920–1950-х годов (на примере малого города Сызрани)

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Государственная политика социальной защиты семей военнослужащих в 20–40 годы ХХ века и в современный период (на примере Мурманской области)

Демографическая ситуация в 1920–1930-е годы (на примере малых городов Поволжья)

Проблема занятости населения в национальных селах Дальнего Востока в 1970-1980-х годах (на примере Быстринского района, Камчатская область)

Изучение особенностей народного образования в Старом Осколе в ХIХ–ХХI веках на примере уездного училища, располагавшегося по адресу: улица Володарского, д. 14

Аграрные преобразования начала 50-х гг. XX в.: просчеты и ошибки (на примере сельских территорий Южного Урала)

Задать вопрос