В статье авторы рассматривают творчество белгородского поэта-фронтовика Ивана Егоровича Овчинникова, который ощутил все тяготы Второй мировой войны и стал лучшим «окопным» лириком Белгородчины.
Ключевые слова: Иван Егорович Овчинников, Валуйский Шолохов, поэт-фронтовик, обыденная фронтовая жизнь, окопная лирика, поэт-энциклопедист.
Иван Егорович Овчинников родился в 1924 году в с. Заморёново Валуйского района. Бухгалтер, учитель, журналист, поэт. Валуйский Шолохов, как любили называть с любовью некоторые почитатели его таланта, до 80 лет оставался на передовой газетного фронта. Он был одним из больших поэтов земли белгородской, хотя скромно жил на тихой улочке села Принцевка. Блеск славы его тем величественнее, что никогда прежде не приходилось встречать таких застенчивых, на первый взгляд, людей, предпочитающих оставаться в тени всеобщего признания. Боевые награды, например, даже на школьные мероприятия не надевал. Не любил кичиться былыми заслугами, хотя вполне мог написать книгу о том, как выжил в кровавой схватке с врагом, каким непомерным трудом достались эти ордена и медали.
Из-под Киева, из-под Сызрани,
Из станиц на Хопре и Дону
Шли колоннами, те, кто призваны,
Чтобы грудью прикрыть страну.
С Енисея стекались в дивизии,
Шли из Ачинска, из Читы.
В вещмешке на неделю провизии -
Шли, чтоб Родину защитить [5;2].
В этом стихотворении поэт говорит от имени своего поколения, тех солдат, которые были рождены в 1923–1924 гг.
Творчество Ивана Егоровича Овчинникова — это поэзия высокой гражданственности, глубокой искренности и доброты. Его лирика проникнута любовью к Родине, ее просторам, ее людям. В ней и притягательная сила картин родной природы, и размышления о том, что есть память и история, суетное и приходящее, вечное и высокое.
Над ничейной речушкой
Встала радуга-дуга.
Встала — сразу смолкли пушки
И у нас, и у врага.
Тишина. И будто нету
Никого там, за рекой,
И война не тут, а где-то...
А она — подать рукой.
А она в земле зарылась,
Чтоб усталость поучать.
Отдохнет — начнет навынос
Землю снова ковырять. [4;19]
В стихотворении отразились все лики войны — трагические, наполненные полифонией чувств мирной земли, где перемешивается запах дождя и красота радуги. Чувствуется, что в невыносимых боях с врагом не черствела душа солдата и думалось о хорошем.
После дождя — в окопах грязь
Да тишина, да дым махорки.
В такую пору в самый раз
Пройтись босому по пригорку,
Пройтись, как дома, не таясь,
С косой в ромашковой купели.
За речкой фрицы против нас,
И наш пригорок на прицеле.
А потому — сиди и жди.
Как гвоздь, что в старой поговорке.
Вот отольют своё дожди -
Вернем и горы, и пригорки.
Тогда закатывай штаны,
Бери сынов носить брусницу.
Сыны... А где они, сыны?
Им предстоит еще родиться [5;20].
Стихотворение построено на противопоставлении природы и войны. Человек, который сутками живет в окопе, и «ромашковая купель» с картинками мирной жизни: покос, еще не родившийся сын, помогающий отцу.
В цикле произведений о войне И. Овчинников предстает перед читателями как поэт-энциклопедист, стремящийся не только чувством, но и разумом, мыслью постичь происходящее. Родина для него — это и родная земля, взлелеянная и спаянная предками, и исторический путь, пройденный народом в понимании его прошлого. Поэт говорит о море крови и неисчислимых сиротских судьбах, о том, какой ценой отстояли свободу своей Родины простые русские солдаты.
Иван Овчинников в своих стихах говорит нам o6 обыденной фронтовой жизни, показывая реальность жестокой войны и то, что в ней люди поступали именно так, а не иначе, и именно это принесло победу. Это и медсестра, которая тащила с поля боя не только его, а постоянно выполняла свою работу; и необходимость находиться, «как гвоздь», в слякоти окопа, когда вокруг прекрасная природа; и невыносимые сапоги после дальнего похода. Ежечасный подвиг в каждодневной жизни, когда человек остается верен тем идеям, которые принес на войну. И такой человек на войне становился выше судьбы, выше могущественного случая.
Гляжу все чаще в телеящик,
Когда войну передают.
Хочу увидеть нас тогдашних,
Увидеть молодость свою.
Под «ноль» остриженную, в каске,
В обмотках, в скатке, с ППШ.
А телевизор для прикраски,
Порою правдою греша,
То в сапоги ее обует,
То роста несколько придаст.
От правды, дескать, не убудет,
То есть от тех далеких нас.
Не надо! Ныне мы уж деды,
Уже и внуков отпасли.
А что касается Победы —
То и в ботинках принесли [5;22]
Воспринимается сегодня, как реквием, как завещание стихотворение «Оброк»:
Война пометила солдата
Лиловым шрамом на спине
И отпустила с провожатым
Как непригодного войне.
Но отпустить-то отпустила,
А вот с учета не сняла:
Незримо следом колесила
Через года с косой тянулась,
Чтоб своего не упустить.
Ей мало тех, что не вернулись,
Что на чужих погостах спит.
И дотянулась. Хоронили
Того солдата всем селом.
Над гробом речи говорили,
О настоящем и былом.
Его сосед на деревяшке,
Помечен тоже был войной.
Военных лет с «Московской» фляжку
Встряхнул, как встарь, над головой:
— Возьми, брат, эту передачу
Для тех, кто раньше нас с тобой
Был в упокойники назначен,
Той распроклятою войной.
Возьми, хотя и я не верю
В загробный мир, в счастливый рок...
Война далекая потери
Все собирает, как оброк [4;25]
Правильно сказано, что «поэты не гибнут, а гаснут, как солнце. Лучи их летят сквозь столетья и дали». Изучив жизненный путь и творчество поэта Белгородчины Ивана Егоровича Овчинникова стало понятно, что он был одним из больших поэтов земли белгородской. И не случайно, почитатели его таланта называли его Валуйским Шолоховым, потому что его творчество пронизано глубокой любовью к малой родине, честным, не приукрашенным, изображением правды жизни.
Литература:
- Гринёва С. В горячем стремлении постичь жизнь. // Белогорье. Краеведческий альманах. Выпуск 2. Белгород, 2000 г.
- Ковтун Б. Курский соловей. // Грозных дней монисто. Белгород, 2004 г.
- Карагодин М. Сквозь сердца воинов-белгородцев. Белгород, 2005 г.
- Овчинников И. Валуйские россыпи. Белгород, 2002 г.
- Овчинников И. Газета «Валуйская звезда» № 39, 1985 г.