В публикации затрагивается тема воздействия факторов культурной привлекательности страны на её влияние во внешней политике, это особенно важно в новом контексте перехода от конкурентного сотрудничества к соперничеству на глобальном уровне.
Ключевые слова: концепция мягкой силы, Русская Православная Церковь, РПЦ, Владимир Путин, Государственный департамент США, Барак Обама.
В конце XX столетия американский политолог Джозеф Най классифицировал способность воздействия государства на две категории: на «жесткую» и «мягкую» силу. «Жесткая сила» означала способность обеспечивать свои дипломатические интересы с помощью военной и экономической мощи, «мягкая сила» означала способность страны апеллировать к собственным культурным и социально-политическим ценностям. [4].
В качестве своей основной функции, Государственный департамент США видит «обеспечение свободы во благо американского народа и международного сообщества через создание и развитие более демократического, безопасного и процветающего мира, состоящего из грамотно управляемых государств, которые отвечают потребностям своих граждан, способствуют сокращению широко распространившейся бедности и проводят ответственную политику в рамках международной системы» [1].В США существует два механизма влияния: официальный механизм (регулирование государства в области внешней политики, например, через структуры Государственного департамента США и публичную дипломатию), неофициальным механизмом являются скрытые от стороннего наблюдателя «клубные» форматы принятия решений, такие как Бильдербергский клуб.
Самым распространенным среди стран присутствия и универсальным курсом политики «мягкой силы» США можно назвать образовательные и научные программы. Однако не все эти программы представлены в равной степени. По данным американских представительств, образовательное и научное направление было больше представлено в странах бывшего СССР (за исключением Казахстана и Армении), а также во Вьетнаме. Можно также отметить, что программы демократизации были в наибольшей степени представлены в постсоциалистических государствах с переходными политическими системами, т. е. там, где была перспектива оказать воздействие на вектор развития политической системы. Политика «мягкой силы» США предусматривает имеющиеся между государствами-объектами отношения. В качестве образца можно привести Азербайджан и Армению, где на ряд программ, реализуемых в обеих странах, США выделяют одинаковые размеры финансирования, что указывает о желании сберечь своеобразный нейтралитет.
Поп-культура создала привлекательный имидж страны и расширила политические и экономические возможности. Мощь онлайн-ресурсов усиливается альянсами политической элиты с крупнейшими СМИ Европы и Соединенных Штатов, которые тиражируют антиправительственные материалы. Социальные сети синхронизируют массовые протесты, базирующиеся на принципах ненасильственного сопротивления, который успешно применялся для смены власти в Сербии, Грузии, Сирии, Ливане, Украине, Алжире и др.
Имя 44-гопрезидента США Барака Обамы многие связывают с новым витком «мягкой силы». Практически сразу после вступления в должность он принял меры по продвижению позитивного имиджа Соединенных Штатов. В качестве примера можно привести его речь, произнесенную в 2009 году перед представителями мусульманского мира в Каирском университете. Он пытался изменить их восприятие Америки, убедить их в том, что американское общество не испытывает враждебности по отношению к исламу. Президент подвергся критике со стороны посланника шиитского духовенства в Иране Али Хаменеи, который выступил с речью по случаю 20-й годовщины смерти Рухоллы Хомейни, аятолла Хаменеи прокомментировал предстоящую речь президента США, заявив: «Даже если они произнесут сладкие и красивые речи перед мусульманской нацией, это не приведет к переменам. Необходимы действия»
Сегодня у России есть свой подход к использованию мягкой силы во внешней политике, и его формулировка сильно отличается от классических американских и англосаксонских идей и взглядов. Этот факт диктует необходимость сформулировать теорию российской «мягкой силы», диктует необходимость совершенствования и конкретизации российской теории «мягкой силы». Это связано с тем, что копирование и перенос западных методов и схем в другую культурно-историческую сферу может привести к противоположным результатам, то есть к издержкам и потерям в российской внешней политике.
В новой редакции концепции внешней политики Российской Федерации, принятой президентом В. В. Путиным 12 февраля 2013 года «мягкая сила» описывается как: «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданско-го общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии» [2]. Если говорить о природе и проявлениях «мягкой дипломатии» в современной российской внешней политике, то Русская православная церковь является важным транслятором российской «мягкой силы». Позиция России как защитницы традиционных семейных ценностей, безусловно, находит отклик у людей с разных континентов. Европейские и американские сторонники традиционных семей приветствуют позицию Владимира Путина по этому вопросу [3]. Роль российских представителей в международных структурах, таких как Всемирная встреча семей, каналы связи, которые Русская православная церковь с Ватиканом, консервативный католицизм и движение христианских правых в США также являются яркими примерами этого «морализма» под руководством России.
Основными столпами «мягкой силы» России были и остаются признанные во всем мире отечественные достижения в области искусства (литература, музыка, балет, театр), наука (космос, высокие технологии), образование, спорт, а также ее духовно-нравственные ценности. Духовно-нравственные ценности продолжают оказывать заметное влияние на менталитет людей в различных регионах и областях. Духовная составляющая является избранной частью «мягкой силы» и имеет высокий коэффициент резонанса, в первую очередь потому, что она оказывает влияние на формирование мировоззрения молодого поколения, представители которого в будущем станут определять экономические и политические направления развития своих государств.
С 2010 года Россотрудничество совместно с МИД России, Минкультуры России, Росархивом, Правительственной комиссией по проблемам соотечественников за рубежом ведет и сохраняет список захоронений, имеющих историко-мемориальное значение, расположенных в 13 странах: Болгарии, Германии, Греции, Египте, Италии, Македонии, Марокко, Нидерландах, Польше, Сербии, Тунисе, Турции и Чехии [5].
Российская политическая элита активно осваивает Интернет и новые медиа. Сергей Миронов, лидер фракции «Справедливая Россия», ведет личный блог, тем самым приближая правительство к народу, давая задавать вопросы на прямую и получать ответы, такая политика «для народа» положительно влияет на имидж страны.
Российский исследователь Илья Викторович Лябухов справедливо заметил, рассуждая об имидже РФ: «Реальная имиджевая политика Российской Федерации на сегодняшний день — это в основном крупномасштабные разовые акции, позитивный эффект от которых не носит длительного характера, и разрозненная работа целого ряда отдельных акторов, которые, преследуя единую благую цель, действуют хаотично, что минимизирует положительный результат».
В заключение обращаю внимание на то, что в современном информационно насыщенном и глобализированном мире привлекательность страны может быть гораздо важнее, чем передовая военная мощь, которой она обладает. Стоит заметить, что «мягкая сила» не только более экономически эффективна, но и более долговечна и устойчива. Это рациональный и устойчивый способ влияния на международные отношения.
Литература:
- Финансовый отчёт Государственного департамента США за 2016г. — Текст: электронный // Бюро бюджета и планирования // Государственный департамент США: [сайт]. — URL: https://2009–2017.state.gov/s/d/rm/index.htm#mission (дата обращения: 17.01.2022).
- Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_142236/ (дата обращения: 17.01.2022).
- Ларюэль, М. По ту сторону антизападничества: Кремлёвский нарратив о европейской идентичности и миссии России / М. Ларюэль. — Текст: электронный // ПОНАРС Евразия: [сайт]. — URL: https://www.ponarseurasia.org/7238/ (дата обращения: 18.01.2022).
- Най, Д. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике/ Д. С. Най. — Текст: электронный // НЭБ: [сайт]. — URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002858115/ (дата обращения: 25.02.2022).
- Кузьмин, В. Россотрудничество получит средства на значимые захоронения за рубежом / В. Кузьмин. — Текст: непосредственный // Российская Газета. — 2019. — № 6. — С. 17–20.