Влияние музыкального образования на формирование личностных качеств ребёнка | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 22.02.2023

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Герасименко, П. Н. Влияние музыкального образования на формирование личностных качеств ребёнка / П. Н. Герасименко, К. С. Галуза. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3482/ (дата обращения: 16.12.2024).



Введение

Данный проект нацелен на выявление влияния музыкального образования на развитие ребёнка в раннем возрасте

Целью проекта является: Создать методическое пособие, с помощью которого, родители смогут сделать осознанный выбор в музыкальном развитии ребёнка.

Задачам данного проекта являются:

  1. Знакомство с трудами нейропсихологов, изучающих влияние музыки на головной мозг человека.
  2. Анализ детского опыта обучения в музыкальных школах.
  3. Разработка методических пособий для родителей выпускников дошкольных учреждений.

Во все времена люди стремились овладеть техникой игры на музыкальных инструментах, изобретение которых приписывается библейскому Иувалу. Он был «...поэтической натурой и прославился изобретением инструментов, посредством которых можно выражать порывы и чувства души. Он первый изобрел гусли и свирель и есть отец всех играющих на них». В античное время люди стали уделять немалое внимание музыке. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку, заметив, что она благотворно влияет на интеллект. Аристотель считал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование личности человека. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. В наше время великий советский композитор Д. Д. Шостакович отмечал: «В горе и радости, в труде и на отдыхе музыка всегда с человеком. Она так полно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая. Насколько бы беднее стал бы мир лишившись прекрасного, своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». Он так же подчёркивал, что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. И если для профессиональных исполнителей, по словам одного из членов жюри музыкального конкурса «Щелкунчик», утром поиграть Баха, это как зубы почистить, то есть это их ежедневный труд, люди других профессий обращаются к музыке в душевном порыве время от времени, «Нам песня строить и жить помогает» пели наши родители. Но музыка не только поднимает настроение, вдохновляет, но и оказывает оздоравливающий и даже лечебный эффект. Существуют специальные техники работы с людьми с психическими отклонениями по выводу из депрессии и ослабляющими влияние деменции. Разобраться с феноменом музыки, влияющим на развитие детей с раннего возраста и до юности, — цель моего проекта.

1. Влияние музыки на человека

В последние годы учёные активно исследуют головной мозг человека и влияние на него музыки. Результаты исследования прошлых десятилетий опровергаются. Оказывается, мозг, чтобы записать новую информацию, не стирает старую, а продолжает записывать её на миллиардах нейронов. Вся наша жизнь записывается на нейронной сети[1], и нам необходимо понять, как можно раньше, насколько любое наше действия отразится на нашем будущем.

Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше — на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы и тембра музыки. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности, на гормональный уровень в крови. Под её воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Таким образом своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Именно поэтому во все времена крупные военные подразделения имели свои оркестры. Недаром А. В. Суворов[2] говорил, что музыка удваивает, утраивает армию. Интересно создание одного из великих музыкальных произведений «Вальс «На сопках Маньчжурии». Когда во время Русско-японской войны в феврале 1905 года 214 Мокшанский полк попал в окружение и закончились боеприпасы, полковник Павел Побыванец скомандовал: «Знамя вперёд! Оркестр вперёд!». Капельмейстер Илья Шатров[3] вывел музыкантов на бруствер[4], и под непрерывным обстрелом оркестр заиграл военный марш. Воодушевлённые солдаты бросились в штыковую атаку и разгромили превосходящего их во много раз противника. Из 61 музыканта в живых осталось семеро. В память о своих товарищах Шатров и написал свой знаменитый вальс. Вероятно, первым позывом к изучению музыки в отсутствии или недоступности театров и профессиональных учителей в сибирских гарнизонах для детей низших сословий были военные оркестры. «Они создавали тело и душу государственности и культуры» (В.Кожинов «История Руси и русского Слова») В. В. Стасов[5] писал «Военные оркестры — проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в процессии, в каждом народном или национальном торжестве, кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него?»

Другим источником, вызывающим интерес к музыке, для общей массы населения православной Руси был колокольный звон. «Красочные, богатые и разнообразные по ритмике, колокольные звоны, несущиеся с тянущихся к небу колоколен, разносились далеко за пределы крепости, символизируя собой не только торжество православной культуры и имперскую силу государей России. Они радовали омичей, развивали в них своеобразные музыкальные способности, обостряли музыкальный слух, позволявший различать колокола, улавливать различие в искусстве звонарей выводить «кудреватые» трезвоны». (М. А. Белокрыс «Музыка: летопись 18–20 веков. Три века омской культуры».) А гений нашей национальной музыкальной культуры М. И. Глинка[6] говорил, что в детстве его музыкальная способность выражалась страстью к колокольному звону «я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям…».

Учение — это протаптывание новых тропинок в нейронной сети. Любая интеллектуальная деятельность полезна для головного мозга, даже разгадывание кроссвордов. Однако, музыка, эта самая загадочная вещь в мире, стоит на первом месте. Занятие музыкой, начатое в раннем детстве, очень ускоряет и интенсифицирует[7] развитие мозга. Оно улучшает качество нейронной сети, тонко и изысканно настраивая ее, подготавливает к мыслительной деятельности. Это также, по словам доктора теории языкознания и физиологии, декана факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета Татьяны Черниговской, «инвестирование в старость», так как влияет на состояние мозга в пожилом возрасте, позволяет при восприятии речи, которое ухудшается со временем, «расшифровывать» звуки.

Не только различные направления и стили музыки по-разному влияют на развитие нейронной сети коры головного мозга, но и музыка разных композиторов. Известен «Эффект Моцарта». Это понятие появилось в 1993 году, когда ученые Калифорнийского университета провели эксперимент: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление[8]. IQ у слушателей увеличивается на 25 процентов, правда всего лишь на полчаса.

Ученые утверждают, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. И чем раньше ребёнок начинает заниматься музыкой, тем лучше. Это помогает сконцентрироваться, улучшает память, развивает речь и эмоциональный интеллект, повышается IQ[9]. Эти качества остаются достоянием человека на всю жизнь. У тех, кто начал заниматься музыкой в зрелом возрасте, этот эффект пропадает, когда они прекращают занятия.

Я считаю, что музыка играет огромную роль в нашей жизни, сопровождает на всех жизненных этапах, даёт моральную поддержку, расцвечивает наши серые будни яркими красками и вдохновляет нас.

2. Поддержка начинающего музыканта

Каждый музыкальный стиль по-своему влияет на состояние человека. Рок будоражит и заряжает энергией. Популярная музыка создает лёгкое настроение, глубоко не проникая в сознание. Её предпочитают люди склонные к романтике. Под звуки джаза человек просто расслабляется и получает удовольствие от музыки, которая как волны океана накатывают на берег и оказывают положительное влияние. По мнению психологов, классическая музыка является идеальной для психики человека. Она приводит в порядок мысли, чувства, эмоции. Классическая музыка способна устранять депрессии и стрессы, помогает прогнать печаль.

Информация о пользе классики помогла тем, кто считали её скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, родители задумались о том, чтобы дать детям хотя бы начатки музыкального образования. Родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Так мой папа, только в зрелом возрасте увлёкшийся игрой на духовых музыкальных инструментах, получил теорию музыки, присутствуя четыре года на моих занятиях скрипкой. Такие родители больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но за тем, как он делает школьные домашние задания. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливыми. Истории известны случаи, когда музыкальных гениев учили жёстко: Паганини отец запирал на чердаке, чтобы он занимался не отвлекаясь, да и Ростропович[10] в одной из телепередач рассказывал, как он взаперти, лежа на подоконнике, ожидал возвращения домой родителей, а потом делал вид уставшего от непрерывного занятия ребенка. Мой опыт и опыт моих подруг, учившихся со мной в музыкальной школе, говорит, что очень бережно необходимо вводить ребёнка в мир музыки. Как правило, дети занимающиеся музыкой более чувствительны и соответственно ранимы. Не каждый успешный музыкант может быть педагогом. Музыканты люди особого склада нервной системы и у них не всегда хватает терпения на работу с учеником. Бывает просто психологическая несовместимость ученика с педагогом, и тогда можно вызвать гнев учителя и услышать оскорбления ученика. Обсуждая эту проблему с окружающими, мы пришли к выводу: в таких случаях необходимо менять педагога. Дети мыслят по-другому и чувствуют глубже. В пользу этого утверждения говорят детские рисунки. И поэтому взрослым нужно проявлять терпение и желание понять ребенка. А то получится как в известной истории: еврейского мальчика лет шести приводят в школу. На собеседовании его спрашивают: — сколько ты знаешь времён года? — Шесть. — А если подумать? — Шесть. Директор отказывает маме, и на улице та спрашивает сына: Ну, Сёмочка, и шо это таки было?! — Мама, я и правда не знаю больше никаких «Времён года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова!

Значимость музыки для ребёнка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира, поэтому музыкальное воспитание оказывает позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие ребёнка, его сознание, чувство и поведение. Музыка приучает ребёнка к ежедневному труду, воспитывает терпение, силу воли, усидчивость, дает особое видение окружающего мира, обогащает умственно, развивает логическое мышление, способствует развитию речи Родителям надо знать, что всё то, что получает, ребёнок в период дошкольного детства во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формировании личности ребёнка, ее интересы и способности. Большая часть приобретаемого в этот период усваивается исключительно быстро и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

Однако музыка, как говорят педагоги, постепенно уходит из семьи как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и школьного музыкального воспитания, пассивной позиции определённой части родителей, недооценки музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребёнка. От родителей требуется психолого-педагогические знания, умение организовать домашнюю работу ребёнка, умение пользоваться специальным материалом (знать нотную грамоту[11]), желание создать обучающее, развивающее, воспитывающее пространство в семье. Результат такой работы мы видим на различных музыкальных конкурсах. Недаром, самый юный девятилетний призер конкурса «Щелкунчик[12]» 2022 года Даниил Абросимов[13] занимается в классе фортепиано своего отца Никиты Абросимова[14]. А в разговоре с участницами скрипичного конкурса имени Ю. И. Янкелевича[15] в Омске я узнала, что они находятся на домашнем обучении по общеобразовательным предметам и пользуются огромной поддержкой родителей. Но это уже касается тех, кто решил посвятить всю свою жизнь музыке. Я, однако, считаю, что всем обучающимся в музыкальных школах не обязательно становиться профессиональными музыкантами, но пользу от этих занятий получают все.

Заключение

В заключение хочется отметить, что все вышеперечисленное положительное влияние занятием музыкой имеет огромное значение не только лично для ребенка, подростка и людей взрослых, но и на общество в целом.

Помимо приобретения музыкальных навыков игры на музыкальных инструментах, развития памяти, воображения координации движений, дисциплины, выносливости, целеустремлённости, интуиции. Обучение в музыкальной школе даёт ребёнку возможность социализироваться, получить опыт общения со сверстниками и учителями в творческой обстановке.

По словам Юрия Михайловича Лобанова: «музыка позволяет человеку пройти не пройденной дорогой, пережить не пережитое в реальной жизни, даёт опыт того, чего с ним не было. Искусство — это вторая жизнь». Я согласна с мнением автора данного высказывания, так как жизнь ребёнка становится значительно интересней, богаче и ярче.

Литература:

  1. Михаил Казиник серия: классика лекций «Тайны гениев» 28.09.2022 г.
  2. Михаил Казиник «Музыкальные парадоксы» 15.10.2021г.
  3. https://monocler.ru/videolektoriy-7-lektsiy-tatyanyi-chernigovskoy-o-mozge-i-yazyike/
  4. Алекс Росс «Дальше — шум» перевод с английского Михаила Калужского и Анны Гиндиной. 2012г.
  5. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32203
  6. https://2dmsh.perm.muzkult.ru/dlya_rodit_uch?mobile
  7. https://mdou232.edu.yar.ru/informatsiya_dlya_roditeley/konsultatsii_dlya_roditeley/vozdeystvie_muziki_na_organizm_chelov_60/vozdeystvie_muziki_na_organizm_chelov_60.html
  8. http://sad5osin.narod.ru/index/fiziologicheskoe_vozdejstvie_muzyki_na_organizm_cheloveka/0–130
  9. https://e-koncept.ru/2017/572012.htm
  10. Дон Кэмпбелл «Эффект Моцарта» АСТ, 1999 г.

[1] Совокупность нейронов головного, спинного мозга и ганглиев периферической нервной системы.

[2] Русский полководец, основоположник русской военной теории.

[3] Дирижёр полкового, эскадронного и подобных оркестров в вооружённых силах.

[4] Земляная насыпь на наружной стороне окопа.

[5] Русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.

[6] Русский композитор. (1804 – 1857)

[7] Процесс в развитии производства за счет применения более эффективных средств производства и его организации.

[8] Один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов и действия с ними в процессе решения всевозможных задач.

[9] Количественная оценка уровня интеллекта человека

[10] Мстисла́в Леопо́льдович Ростропо́вич — советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель; народный артист СССР.

[11] Графическое обозначение музыкальных звуков.

[12] Ежегодный международный телевизионный музыкальный конкурс среди юных музыкантов

[13] Юный нижегородец Даниил Абросимов победил в международном музыкальном конкурсе «Щелкунчик»

[14] Профессиональный пианист.

[15] Международный конкурс скрипачей имени Юрия Янкелевича — соревнование молодых исполнителей, проходящее каждые два года начиная с 2009 г.



Похожие статьи

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Педагогический потенциал уроков музыки в развитии музыкального мышления учащихся

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Похожие статьи

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Педагогический потенциал уроков музыки в развитии музыкального мышления учащихся

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Влияние детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек

Задать вопрос