Апокалиптические мотивы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Старшинина Наталья Дмитриевна, учащаяся 11-го класса
Научный руководитель: Коряков Павел Владимирович, кандидат филологических наук, учитель литературы
ОАНО «Школа святителя Филарета Московского» (г. Москва)
В статье авторы пытаются определить значение апокалиптических мотивов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Ключевые слова: Сан-Франциско, Вавилон, господин, автор, рассказ.
Главной темой в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» становится тема ухода, смерти. Что интересно, не только отдельно взятого человека (богатого, но бездушного американца), но всего человечества, цивилизации. Автор осмысляет затронутую им тему не в обычных смысловых категориях, но в религиозном пространстве «Апокалипсиса» (или «Откровения») — последней книги Нового Завета, в которой изображаются события, предшествующие второму пришествию Иисуса Христа.
По мысли писателя, современный мир (даже солнечная Италия) совершенно изжил себя, ибо в нем «все давно известно-переизвестно» [1]. Наступает эпоха «Заката Европы» (О. Шпенглер), заката человеческой цивилизации, потрясенного до глубины души «излишеством свинства» [3]. Этот мир можно только пожалеть. В дневниковых записях от 21 августа 1915 года, посвященных созданию рассказа, автор говорит: «14–19 писал рассказ «Господин из Сан-Франциско». Плакал, пиша конец» [1].
На первый план в произведении И. А. Бунина выходит три апокалиптических мотива: гибели цивилизации, идолопоклонства и деперсонификации (обезличивания) человека. Именно эти мотивы придают рассказу писателя остроту звучания и религиозно-философскую глубину.
Центральным в рассказе «Господин из Сан-Франциско» становится мотив гибели цивилизации. Этот мотив обозначается уже в эпиграфе рассказа. Эпиграф автор берет из 10 стиха 18 главы Апокалипсиса, где святой Иоанн Богослов восклицает: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» (Откр.18:10).
По толкованию святых отцов, под Вавилоном понимается отнюдь не историческая столица Халдеи — город из камня и глины. По мысли свт. Кесария Арльского, Вавилон — это смешение людей гордых и преступных. Под именем Вавилона, полагает святитель, понимаются люди «стремящиеся к наслаждениям и нечестивые, упорствующие в своих злодеяниях» [4].
Значение эпиграфа трудно переоценить. В нем писатель говорит о воздаянии («горе») и неизбежном суде. Эта апокалиптическая реплика напоминает о последнем пире Валтасара перед падением Халдейского царства и звучит предвестием великих катастроф. Одним эпиграфом Бунин предупреждает о кризисе цивилизации, которая обречена на небытие.
Апокалиптическое предупреждение о гибели цивилизации реализуется в произведении Бунина в символическом образе океанского лайнера, на котором господин из Сан-Франциско совершает путешествие в Новый Свет.
Этот корабль, обозначающий модель современного мира в миниатюре, глубоко символичен в плане своей четкой предопределенности к катастрофе.
Об апокалиптичности лайнера говорит, во-первых, его название — «Атлантида». Оно напоминает об опустившейся на морское дно цивилизации атлантов и направляет «Атлантиду» к гибели. Об апокалиптичности корабля свидетельствует его пространственное разделение на верхние, средние и нижние ярусы. Первый, верхний ярус отдан самым богатым пассажирам. Автор описывает этот ярус как отдельный замкнутый мир, как некий «земной рай», «со всеми удобствами». Второй, средний, отдан людям среднего класса, простым людям. А третий ярус, выглядит как некий девятый (последний) круг ада, где трудятся рабочие, благодаря которым движется корабль.
Наконец, о предопределенности к гибели лайнера (и всей цивилизации) говорят его иллюминаторы — «бесчисленные огненные глаза» [2].
Помимо этого, символично движение лайнера по бескрайнему пугающему океану. Это движение апеллирует к мифологическому сюжету о лодке Харона, которая перевозила души смертных в царство мертвых.
Другим, не менее важным апокалиптическим мотивом в рассказе И. А. Бунина, становится мотив идолопоклонства (поклонения ложным богам). Основные герои произведения (господин, его жена, дочь, азиатский принц и др.) вместо того, чтобы поклоняться единому Богу, поклоняются тому, кто везет их через океан — капитану корабля, который сравнивается автором с языческим богом. По внешнему виду этот человек (капитан) действительно похож на золотого идола. Капитан — рыжий, чудовищной величины и грузности, в морском мундире с широкими золотыми нашивками. Этот человек, как и положено языческому богу, живёт в капитанской каюте — наивысшей точке корабля, куда запрещён вход пассажирам. Он редко показывается на людях, но они безоговорочно верят в его власть и знания.
Это происходит потому, что пассажиры не живут, а влачат существование. Они выхолощены, внутри них — пустота; они вызывают у писателя брезгливое презрение. Чтобы закрыться от Бога и грешить без стыда совести, они придумывают себе ложного покровителя — бога-капитана. Хотя он обыкновенный человек, простой смертный, который чувствует себя неуверенно и надеется на телефонный аппарат в соседней каюте.
Наконец, третьим апокалиптическим мотивом в рассказе И. А. Бунина становится мотив деперсонификации (обезличивания человека). Наиболее ярко этот мотив выражает главный герой рассказа — господин из Сан-Франциско. Его имени автор не упоминает в рассказе ни разу. Бунин это объясняет это тем, что имени господина так никто и не запомнил.
Однако здесь чувствуется авторская ирония по поводу героя. Настоящая причина, по которой герой не имеет имени — это отсутствие имени господина в апокалиптической Книге Жизни (Откр.3:5; 17:8; 20:15 и др.).
Герой Бунина никогда не заботился о духовном росте. Он эксплуатировал труд низшего класса. Из-за отсутствия добрых дел господин не был записан в Книгу Жизни и был предназначен «в озеро огненное» (Откр.20:15).
Деперсонифицированы и другие герои произведения. Прежде всего, пара нанятых влюбленных, которые похожи не на людей, а на механизмы.
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о неотвратимости гибели цивилизации, в которой не осталось ничего живого, человеческого. Люди без имени, люди-механизмы, отступившие от Бога и поклоняющиеся идолам, не могут и не должны жить. Поскольку умерли еще при жизни.
Необходимо возрождение любви к Богу и ближним, ибо после Второго пришествия Христова раскроется совесть каждого человека: богатого и бедного. И последний в ней, как бы в книге, как верно говорит профессор А. П. Лопухин, «сам прочтет все, что было сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности» [5].
Литература:
- Бунин И. А. Дневники. 1915 г. bunin-lit.ru: http://bunin-lit.ru/bunin/bio/dnevniki-bunina-8.htm
- Бунин И. А. Господин из Сан-Франциско. Интернет-библиотека Алексея Комарова: https://ilibrary.ru/text/1016/p.1/index.html
- Бунин И. А. Окаянные дни. Ночь на 24 апреля. Lib.ru: «Классика»: http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/text_2262.shtml
- Кесарий Арльский, свт. Изложение Откровения. ОПТИНА ПУСТЫНЬ. Официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря: https://bible.optina.ru/new:otkr:18:02
- Лопухин А. П. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета. Толкование на Откр. 20:12. ОПТИНА ПУСТЫНЬ. Официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря https://bible.optina.ru/new:otkr:20:12#lopuxin_ap