Введение
Общеизвестно, что соблюдение правил агротехники является залогом хорошего урожая растений. Одним из таких правил является внесение удобрений.
Удобрения — это вещества для подкормки растений и повышения плодородия почв. Их эффект обусловлен тем, что они предоставляют растениям один или несколько дефицитных химических элементов, необходимых для их нормального роста и развития.
Больше всего растениям нужны три элемента: азот, фосфор и калий. Но растению вреден как недостаток этих элементов, так и избыток. Азот, например, способствует усиленному росту стеблей и листьев (зелёной массы). И если азота с удобрениями поступить слишком много, растение, как говорят, «жирует», развивает много зелёной массы в ущерб цветению, вырастает изнеженным, легко поддается грибковым заболеваниям. При недостатке азотных удобрений, растения, наоборот, плохо развиваются, чахнут.
Фосфорные удобрения особенно нужны взрослым растениям. Они способствуют зацветанию, обильному цветению и плодоношению.
Калий обеспечивает пропорциональное, здоровое развитие всех органов, повышает их механическую прочность, усиливает действие фосфорных удобрений.
Помимо этих элементов, растениям нужны и другие: марганец, бор, железо, сера, кальций, даже медь.
Применяя удобрения, нельзя забывать еще об одной заповеди растениеводства: удобрения будут усваиваться в том случае, если растение получает всё необходимое ему количество света. Без достаточного освещения удобрительный полив и опрыскивания не только не принесут пользы, но даже могут пойти во вред растению. Почему так связаны между собой два условия существования растений — минеральные вещества и свет, ясно даже из школьной программы по биологии. Именно свет дает растению ту энергию, с помощью которой оно усваивает минеральные соли [1].
Некоторые садоводы и огородники вносят удобрения, не читая инструкции, видимо, полагая, что чем больше удобрения, тем лучше будет урожай.
В своём эксперименте мы решили проверить, как будет влиять избыток внесения удобрений на рост и вегетацию растений.
Цель работы : выяснить, как будет влиять избыток внесения кальциевой селитры на прорастание семян и вегетацию редиса.
Задачи:
- Изучить литературные источники по теме исследования;
- Провести наблюдение за прорастанием семян, ростом и развитием редиса при внесении разных доз удобрения;
- Сделать выводы из поставленного эксперимента.
Практическая значимость работы и новизна исследования: в доступной нам (и огородникам) литературе нет данных о влиянии избыточных доз кальциевой селитры на прорастание семян и вегетацию у редиса.
Материалы и методы исследования
План эксперимента : проверка воздействия сельскохозяйственного удобрения кальциевая селитра на всхожесть и урожайность (или иные показатели жизненного состояния растений) редиса. Использованы 4 пластиковых короба с почвогрунтом, в каждом коробе высадили семена редиса.
1 короб: «контроль» без использования удобрения;
2 короб: с применением удобрения в норме, прописанной в инструкции к удобрению;
3 короб: применение удобрения в двукратной норме;
4 короб: применение удобрения в десятикратной норме.
Семена: использованы семена трех скороспелых сортов редиса, сроки вызревания 21 день.
Периодичность проведения наблюдений и фиксации процесса: исходя из сроков вызревания, 1 раз в 7 дней.
Сроки завершения: 21–28 дней исходя из сведений о сроках созревания, указанных на упаковках семян.
Рис. 1. Во все короба размещен почвогрунт
Рис. 2. На короба нанесены обозначения. «К» — контроль, «1» — норма внесения, «2» — двукратная норма внесения, «10» — десятикратная норма внесения
Приготовление раствора удобрений . В инструкции (рис. 3) к удобрению «Кальциевая селитра» указаны нормы внесения для открытой почвы в разных условиях, а также нормы внесения для теплиц и парников. Поскольку выращивание производилось в закрытом грунте, было принято решение применять нормы для теплиц и парников.
Согласно инструкции в этом случае применяется раствор удобрения в концентрации 20 г на 10 л воды (или 2 г на 1 л воды). При этом расход раствора при поливании должен быть 10 л на 1 кв. м.
Расчет нормы внесения удобрения на 1 короб:
Площадь короба — 42 см. * 20см= 840 см. кв. = 0, 084 м кв. Следовательно, на норму удобрения 1 короба по площади требуется 10 * 0, 084= 0, 84л раствора удобрения.
Расчет концентрации для двукратной дозировки удобрения: 40 г на 10 л воды (или 4 г на 1 л воды).
Расчет концентрации для 10-кратной дозировки: 200 г на 10 л воды (или 20 г на 1 л воды).
Удобрение взвешивали на электронных кухонных весах (точность +-0,1 г) и вносили с помощью воронки в пластиковые бутылки объемом не менее 1л. Затем содержимое каждой бутылки растворяли 1 л водопроводной воды. По мере расходования на полив растворы пополняли.
Рис. 3. Инструкция с указанием норм внесения удобрений
В изученной литературе мы нашли сведения и влиянии кальциевой селитры на растения:
— нейтрализует кислые почвы;
— способствует развитию в почве почвенных микроорганизмов;
— повышает усвоение азота;
— нейтрализует действие тяжёлых металлов;
— увеличивает стрессоустойчивость растений к неблагоприятным факторам среды;
— повышает иммунитет растений;
— стимулирует прорастание семян;
— улучшает сахаристость плодов. [2]
Азот, фосфор и калий действуют на растение только «в связке» и способствует их усвоению — кальций. Для усвоения фосфора и калия нужен азот, а азот требует наличия кальция в почве [1].
Произведен посев семян трех сортов редиса
Размещение семян в коробах: по 9 семян каждого сорта в каждом коробе. Итого по 27 семян 3 сортов в каждом коробе. Семена каждого сорта внесены в каждый короб в равных количествах. Посев семян осуществляли в бороздки: в каждом коробе сделали по 3 бороздки, по 9 семян в каждую. Семена редиса довольно мелкие, посев производили на глубину 2 см.
Короба были размещены на закрытой лоджии, в условиях естественного освещения.
Полив осуществлялся по мере высыхания почвогрунта в коробах, не чаще 1 раза в сутки:
«К» — водопроводной водой без удобрений;
«1» — раствором удобрения в концентрации, соответствующей 1 норме, указанной в инструкции;
«2» — раствором в 2 нормы;
«10» — раствором в 10 норм.
Таблица 1
Первые проростки, наблюдавшиеся на 3 день эксперимента
Вариант |
Изображение |
К |
|
1 |
|
2 |
|
10 |
|
Результаты и выводы
1. День 7 эксперимента
Оценка всхожести редиса
Таблица 2
Проростки растений редиса с двумя семядольными листьями (7 день эксперимента)
Вариант |
Изображение |
К |
|
1 |
|
2 |
|
10 |
|
Всего взошло:
«К» — 30 растений.
«1» — 32 растения.
«2» — 28 растений.
«10» — 22 растения.
«Лишние» всходы объясняются тем, что при посадке в отдельные лунки могли попасть не по 1, а по 2 семени. Однако обращает на себя внимание низкая всхожесть растений в коробе «10».
Всхожесть можно оценить как отношение числа проросших семян к числу посеянных семян:
Вариант |
Посеяно семян |
Количество проростков |
Всхожесть (%) |
К |
27 |
30 |
~100 % |
1 |
27 |
32 |
~100 % |
2 |
27 |
28 |
~100 % |
10 |
27 |
22 |
81,4 % |
~взошло не менее 100 % от посеянных семян
2. День 14 эксперимента
Жизненное состояние растений (табл. 3) на 14 день эксперимента дополнительно количественно не оценивалось, однако из приведенных фотографий очевидно, что побеги в коробе «2» и «1» развились лучше, чем в коробе «К».
Взошедших дополнительно к подсчитанным ранее (табл. 2) или погибших растений к 14 дню не наблюдалось.
Таблица 3
Растения с двумя настоящими листьями (14 день эксперимента)
Вариант |
Изображение |
К |
|
1 |
|
2 |
|
10 |
|
При проведении эксперимента выявлена интересная особенность прорастания семян редиса. На фото хорошо видно, что первые листья отличаются по форме от появившихся позже. Это вышедшие из почвы семядоли семени. На свету в них образуется хлорофилл, и они начинают фотосинтезировать, обеспечивая проросток органическими веществами.
Такое прорастание семян называется надземным прорастанием [3].
3. День 28 эксперимента
Проведена общая оценка жизненного состояния растений (табл. 4). Так, наилучшее развитие у побегов в коробах «2» и «1», наихудшее — короб «10».
Поведен осмотр подземных частей растений (рис. 4) в каждом коробе. Корнеплоды не развились ни в одном из коробов.
В коробе «10» погибли 11 растений.
Для количественной оценки жизненного состояния растений произведены замеры длины наиболее развитого листа каждого растения (в мм). Средние значения представлены в табл. 5.
Эксперимент завершен на 28 день.
Таблица 4
Растения на 28 день эксперимента
Вариант |
Изображение |
К |
|
1 |
|
2 |
|
10 |
|
Рис. 4. Сформировавшиеся подземные части растений (корни)
Корнеплоды не сформировались ни в одном из вариантов.
Таблица 5
Средняя длина листьев растений в эксперименте
Вариант |
Число измеренных листьев |
Средняя длина (мм) |
К |
10 |
101,0 |
1 |
10 |
143,9 |
2 |
10 |
156,0 |
10 |
10 |
65,6 |
5. Результаты эксперимента
- При воздействии раствором удобрения в 10 норм наблюдали сниженную всхожесть до 81,4 %. Следовательно, избыток удобрения угнетает процесс прорастания семян.
- В процессе развития на 7, 14 и 28 день наблюдали наилучшее развитие и состояние побегов растений при воздействии раствором удобрения в 2 нормы и 1 норму, наихудшую — при воздействии раствором в 10 норм. Это объясняется содержанием в удобрении азота, которые стимулирует рост зеленой массы растения. А избыток азота действует угнетающе.
- Средняя длина листьев на 28 день оказалась максимальной у растений под воздействием раствора удобрения в 2 норм, незначительно меньше — 1 норм. Наименьшая длина листьев у растений под воздействием раствора удобрения в 10 норм. Это можно объяснить тем, что при десятикратном увеличении нормы внесения удобрения, в почве короба получился излишек кальция. Избыток кальция опаснее для растения, чем его недостаток. Он связывает соединения железа и делает их недоступными для растений. Кроме того, это нарушает усвоение растениями азота, калия и бора [2].
Вот поэтому листья у растений в этом коробе оказались меньше по размеру.
- Корнеплоды не сформировались ни в одном из вариантов. Предполагаемая причина известна: редис — длиннодневное светолюбивое растение. В июне-июле в условиях длинного светового дня он цветет и не образует корнеплодов. Поэтому и выращивают его в условиях короткого светового дня (апрель — середина мая). Либо в августе, когда световой день становится короче. Описанный в настоящей работе эксперимент проводился в условиях длинного светового дня (июль 2022 г.), растение просто готовилось к цветению в таких условиях. И то, что не образовались корнеплоды — это не результат внесения (или отсутствия) удобрений, а просто реакция растения на длину светового дня.
6. Выводы
- Полив удобрением кальциевая селитра оказал влияние на всхожесть семян и вегетацию растений редиса.
- Концентрация, рекомендуемая инструкцией, и, в еще большей степени двойная доза, оказывает стимулирующее воздействие на рост и развитие вегетативных органов.
- Концентрация раствора, в 10 раз превышающая указанную в инструкции, оказывает ингибирующее (подавляющее) воздействие как на всхожесть, так и на развитие и рост растений редиса.
- Чтобы добиться активного роста посевов, необходимо использовать чётко ограниченное количество нужных растению питательных элементов.
Литература:
- Артюшин А. М. Краткий справочник по удобрениям. — М.: Колос, 2002.
- Вендило Г. Г. Удобрение овощных и бахчевых культур на приусадебном участке. — М.: Агропромиздат, 2002.
- Куцева И. К. Методические рекомендации к выполнению учебно-исследовательских заданий по ботанике для учащихся 5–6 классов. Университет Наяновой. Ульяновск: Вектор-С, 2007.