В статье автор раскрывает значимость игры «Археологическая экспертиза» для более интересного изучения тем по древней истории.
Ключевые слова: археология, захоронения, раскопки, культура, экспертиза.
Археологические раскопки играют важную роль в изучении и в сохранении неизвестной древней истории Казахстана, о которой нет письменных источников. Древние курганы могут рассказать о быте, культуре племен проживающих на территории Казахстана в древности, и раскрыть особенности формирования казахской народности. В данное время при изучении истории Казахстана в школах уделяется большое внимание рассмотрению древней истории, но все темы изучаются только с теоретической стороны, что вызывает затруднение в запоминании особенностей древних культур. Школьные программы не предусматривают выезд учащихся на археологические раскопки, поэтому об археологии знают только из учебников. Исходя из этого актуальной темой для запоминания материала и изучения древней истории с практической стороны является проведение археологической экспертизы, что может оказать влияние на расширение кругозора. Создание игры «Археологическая экспертиза» будет способствовать погружению в игровой форме в атмосферу раскопок, почувствовать ту ответственность, которую несут археологи, проводя раскопки, а также запомнить особенности представленных на макете культур, что должным образом должно запомниться ученикам. Особый интерес данная игра должны вызвать у общеобразовательных школ, в связи с тем что темы древнего Казахстана изучаются в 5 классе, а в НИШ, как известно, ученики начинают обучение с 7 класса. Помимо школ игра будет интересна и тем, кто всегда мечтал побывать на раскопках, но не мог.
Археология — одна их древних наук, которая позволяет открывать множество тайн в истории человечества. Археологи Казахстана, так же, как и мира занимаются поиском древних останков цивилизаций, которые своим трудом воссоздают древнюю историю крупинка за крупинкой.
Идея создания игры появилась в результате того, что школы не участвуют в археологических экспедициях, хотя это очень интересует учеников. Исходя из опыта изучения тем древнего Казахстана и беседуя со сверстниками, было определено, что для хорошего усвоения тем теоретического материала из учебников недостаточно. Ребята отмечают, что хорошо запоминаются те темы, которые проходят в форме игры. Воссоздать археологические раскопки на уроках невозможно. В результате анализа ситуации появилась идея создания игры «Археологическая экспертиза», которая позволяет, не выходя из учебного кабинета или дома погрузиться в изучение древних культур. Для того чтобы определить какие культуры необходимо взять и в дальнейшем их охарактеризовать была изучена литература. А. Х. Маргулан в своем труде «Древняя культура Центрального Казахстана» описывает особенности андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры. Э. А. Федорова-Давыдова в работе «К проблеме андроновской культуры» характеризует основные особенности захоронений андроновцев их жизнь и быт. В. В. Варфоломеев в работе «Бегазы-дандыбаевский феномен: культура и субкультура» описывает специфику данной культуры. Изначально исследовать особенности Тасмолинской культуры начал М. К. Кадырбаев, его работу продолжил А. Х. Маргулан. В настоящее время актуальны труды Бейсенова А. З. В своем труде «Тасмолинские курганы в урочище Айыртас в Центральном Казахстане» дает подробное описание особенностей Тасмолинской культры.
Таким образом, проанализировав литературу были определены три древние культуры, которые имеют яркие отличительные характеристики: Андроновская, Бегазы-Дандыбаевская и Тасмолинская.
Макет игры изготовлен из глины, камней, песка и других природных материалов, также имеется скелет, покрашенный в белый цвет и коробки, изготовленные на заказ. Модель проекта включает в себя захоронения с насыпью и предметов характерных для представленных культур. Для исследования были определены учащиеся 7 класса, которые изучали темы по Истории Казахстана относительно археологических раскопок в 5 классе.
В результате проведенного опроса была подтверждена гипотеза о сложности запоминания тем по древней истории Казахстана, несмотря на то что данные темы очень интересны. В результате была разработана игра «Археологическая экспертиза». Смысл игры заключается в необходимости проведения раскопок представленных древних культур и по предложенному описанию определение принадлежности к той или иной культуре. Поэтому для создания макета были изготовлены 3 коробки, которые будут представлять собой три различные культуры: Андроновскую, Бегазы-Дандыбаевскую и Тасмолинскую. Предварительно была изучена литература и выписаны основные характеристики каждой культуры. Далее были подготовлены схемы, на которых отображалось месторасположение элементов курганов и захоронений. Было подробно изучено как выглядит керамика каждой культуры, характерные черты орнамента, а также религиозные представления изучаемых эпох, что на прямую будет связано с погребальным обрядом древних людей.
Вся керамика, представленная в макете, была изготовлена самостоятельно из глины. Для более достоверного изготовления была изучена литература об археологических раскопках указанных культур. Также в связи с тем, что на период изготовления макета на улице уже лежал снег и найти скало видные камни было очень сложно, пришлось купить дренаж в магазине. Наконечники стрел, представленные в макете, были изготовлены из подручных средств. Черепа и останки животных также изготавливались из глины. Таким образом, реализация макета, визуализация выбранных культур осуществлялась собственными руками, при помощи изучения литературы, посещения краеведческого музея и фантазии.
По предварительно подготовленным чертежам в коробках были размещены объекты археологической экспертизы. Вся изготовленная конструкция во всех трех коробках была засыпана песком и камнями. Сделать макет более приближенным к условиям раскопок практически невозможно. Различные слои почвы повторить каждый раз при игре будет проблематично. Поэтому был выбран один материал — песок, чистый и приятный на ощупь и камни (дренаж).
В ходе работы над проектом была создана игра «Археологическая экспертиза», состоящая из трех коробок содержащими макеты различных археологических культур. Вся работа над проектом строилась для создания условий лучшего усвоения материала среди учеников по сложным темам истории Казахстана. Были проведены опросы и анкеты, которые данные теории подтвердили. На основе анализа потребностей сверстников была создана игра и правила к ней (приложение 2), которые содержат краткое описание особенностей каждой культуры. В апробации участвовало 12 учащихся. До начала игры учащимся была предложена анкета, состоящая из 5 вопросов. Результат был не высокий, в средний показатель 3,5 балла. Далее была предложена игра. Игра вызвала большой интерес среди них. После игры каждая группа дала краткую характеристику культуры, которой они исследовали. После апробации ребятам вновь были предложены вопросы, результат был совершенно другой. С большим усердием ученики проводили раскопки, орудуя лопатками и кисточками. Все группы в результате определили, к какой археологической культуре принадлежит их могильник. После игры ученики опять ответили на вопросы, и уже результат был совершенно другой. Средний показатель составил 4,7. Это наглядно демонстрирует результативность игры.
Допускались ошибки, но большая часть ответила верно. Апробация показала результативность практической деятельности многие ученики отмечали высокий интерес к раскопкам и что подобные игры способствуют пересмотру отношений к темам истории древнего Казахстана.
Вывод: игра археологическая экспертиза, как и предполагалась, заинтересовывает учащихся в древней истории Казахстана и способствует лучшему запоминанию материала. В будущем планируется перенос игры в электронную версию, так реализация игры будет доступна многим учащимся в любое удобное время.
Литература:
- Бейсенов А. З., Шашенов Д. Т. Тасмолинские курганы в урочище Айыртас в Центральном Казахстане
- Маргулан А. Х. Древняя культура Центрального Казахстана
- Федорова-Давыдова Э. А. К проблеме андроновской культуры
- В. В. Варфоломеев. Бегазы-дандыбаевский феномен: культура и субкультур