Написание научных сказок как метод обучения химии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №10 (62) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Шангин, С. И. Написание научных сказок как метод обучения химии / С. И. Шангин, А. М. Аршакян, О. И. Васильева, Е. С. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 10 (62). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/young/archive/62/3253/ (дата обращения: 17.12.2024).



Многие точные и естественнонаучные предметы у обучающихся с самого начала вызывают непонимание и отторжение, т. к. требуют немедленного включения в работу. Так, ребятам в 8 классе с самых первых уроков приходится вникать в суть формул, используемой символики по химии, вспоминать свои знания с уроков математики, физики и биологии. Всё это кажется им трудным и зачастую непосильным. И пропуск пары недель уроков грозит тотальным непониманием всего происходящего в дальнейшем.

Как же сделать обучение более интересным? Как вовлечь обучающихся? Конечно, на помощь здесь приходят примеры из жизни, проведение лабораторных, и как бы странно это ни звучало: написание сказок. Сказка в понимании учеников 8х классов — это что-то из детства. А значит, на психологическом уровне это не связано с большими затратами сил, энергии и мысли. Написать сказку не кажется сложным. И это главное! Ребята с интересом берутся за дело. Это ведь так просто, и при этом можно получить хорошую оценку.

Отметим, что данный метод обладает своими преимуществами в сравнении с уже традиционными заданиями, такими как: подготовить сообщение/доклад, сделать презентацию. Ведь, что значит — сделать сообщение? Скорее всего, ученик просто скопирует информацию с первого, второго и третьего ему попавшегося сайта. А потом перескажет её одноклассникам, при этом, не вникнув в её суть. Так, сообщение о титане, скорее всего, будет содержать информацию о том, что это переходный металл. А что такое «переходный металл»? Ответ на этот вопрос восьмиклассник, конечно же, не даст. После пойдет долгое перечисление формул тех минералов, в которых можно титан найти. Но все эти формулы в начале 8 класса так и останутся перечислением каких-то непонятных символов. Совершенно другая история происходит, когда ученик готовит не сообщение, а сказку. Здесь информацию приходится не только читать и копировать, но и осмыслять, сравнивать с уже накопившимся багажом знаний и творчески обрабатывать. Такое задание позволит ребёнку вникнуть в суть информации, а не просто воспроизвести её.

Далее в тексте статьи представлено несколько сказок, написанных обучающимися 8-х классов. Сказки приведены без смысловых и стилистических изменений, только с поправкой пунктуации и орфографии.

Вожак металлов. Шангин Сергей (8К)

Жили-были элементы, жили — не тужили. Было много их. По отдельности им трудно было. Вот и решили они объединяться в разные группы. Да у всякого общества всегда вожак есть. И стали они выбирать главу свою. Вот среди металлов вызвалось несколько кандидатов: Золото, Платина и Алюминий.

Выдвинули они кандидатуры, и каждый объяснил почему:

Золото : «Я самый популярный торговый элемент. Я составляю основу торговли уже несколько десятков столетий. При мне будет надёжность в завтрашнем дне».

Платина : «Да, я не могу сказать о надёжности, но в свою очередь я выскажу следующее: дорогу молодым, за мною будущее!».

Алюминий : «Я не могу ничем похвастаться, кроме своей простоты и трудолюбия. Но я сделаю все, что в моих силах».

Вдруг из толпы послышался чей-то голос. Хозяином этого голоса был Титан. А произнёс он следующее: «Вы слабаки, нет в вас стержня. Всех вас согнуть, сломать легко, если вы одни, без сплава, без помощи».

«Итак, у нас появился еще один кандидат!», — послышался голос со сцены, — «Ну же выходи к нам!».

Встал Титан, поднялся на сцену. Да как узрели его все, так и обомлели. Был он силён, умен, и чувствовался в нём характер. Начали выбирать. Почти все голоса за него были! Не понравилось это Золоту, ну и подговорил он несколько элементов пригрозить Титану. Дождались они ночи, подкараулили его, окружили со всех сторон. Золото предлагало Титану снять свою кандидатуру, чтобы его отпустили. Титан не из робких оказался, да и сказал: «Меня народ выбрал! Да и если захочу — сам уйду. А вы у меня ещё прощения просить будете». Золото смеётся и командует: «Давай его! Ребята!». Начали элементы сужать круг… Титан обтёр руки друг об друга. Да на них пыль от него осталась. Подбросил он эту пыль, зажёг спичку и поднёс её к пыльному облаку… Раздался хлопок такой силы, что отбросил он всех его противников. Лежит Золото и видит нависающую тень Титана. Извинился Золото. Да сказал на это Титан: «Я же говорил: захочу — уйду. Да только помни ты, что у меня корни древние и защита великая. И зовут меня в честь титанов, персонажей древнегреческой мифологии, детей Геи, покровительствуют они мне. Много у меня ещё козырей в рукаве, так что помни: меня не нужно бояться, меня уважать надо». Так и оставил их в ту ночь Титан. Золото после долгих раздумий больше не смело ему противостоять.

Титан

Рис. 1. Титан

Стал Титан отличным главой группы. Металлы он уважал: и он всех, и все его. А с Золотом они стали лучшими друзьями. Подружился он и с Алюминием, образовав высокоантикорозийный сплав. Со многими он образовывал союзы, и в разных областях его применяли. Благодаря его свойствам стали использовать его и в медицине — срастался он с костной тканью на атомном уровне. И даже в космосе его использовали — для фюзеляжа самолётов и ракет. В ювелирных изделиях тоже побывать успел — его интересную смену цветов в зависимости от сплава еще давние ювелиры подметили.

Так жил-поживал Титан, да пользу людям приносил. На сём и сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Элемент, которого не любили… Аршакян Ангелина (8Е)

Жил-был на свете химический элемент. Его звали Фтор. Жил он грустно. Его никто не любил. Он во всем отличался от остальных жителей химического городка. Цвет его был не как у всех, а светло- желтый. Но с цветом соседи ещё могли смириться, но запах у Фтора был ужасный: резкий и раздражительный. он отпугивал всех жильцов и соседей. Поэтому друзей у Фтора не было.

Фтор

Рис. 2. Фтор

Фтор был на всех зол. И однажды решил уйти и повидать мир, и, возможно, найти похожих на себя элементов. Шёл он долго, встречал много различных элементов, но никто не хотел принимать его.

Но в один день Фтор познакомился с Хлором. Он был желто-зеленого цвета, и запах был резким. Фтор был очень рад знакомству с Хлором, потому что они были похожи. Дальше они ушли вместе.

Шли они, шли, и встретили Бром, Йод и Астат. Все были рады новому знакомству. И решили все вместе основать новый городок под названием Галогены. И жили они все вместе весело и счастливо!

Хрупкий подарок. Васильева Ольга (8К)

Однажды Дмитрий Иванович Менделеев купил своей доченьке Любочке оловянного солдатика. 29 декабря, когда Любе исполнилось 6 лет, отец вручил ей оловянный подарок. Девочка очень обрадовалась. Написав письмо Деду Морозу, Люба захотела выйти с сестрой Олей на улицу, чтобы покататься на санках и насладиться детством. Собравшись гулять, Люба взяла с собой подарок отца-солдатика. Дмитрий, когда узнал, что дочка собралась взять на прогулку хрупкую игрушку, строго предупредил её о том, что солдатика нужно оставить дома. Но дочка его не послушала и спрятала игрушку в рукавицу. Выйдя гулять, Люба показала всем подругам отцовский подарок. Девочкам так понравилось, что они захотели его потрогать, но владелица солдатика не согласилась. Через час, когда у Любочки замёрзли руки, она решила надеть варежки. Она вытащила подарок, но он стал крошиться. Девочка недоуменно посмотрела на оловянную игрушку и, заплакав, сразу побежала домой.

Олово

Рис. 3. Олово

По приходу она тут же побежала к отцу и показала солдатика. Дмитрий грозно на неё посмотрел и сказал: «При температуре ниже 13,2 °C происходит увеличение удельного объёма чистого олова на 25,6 %, и оно спонтанно переходит в другое фазовое состояние — серое олово (α-Sn), в кристаллической решётке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды».

Девочка ничего не поняла и заплакала. Но отец быстро понял, что объяснил слишком сложно и тогда просто сказал, что олово при морозе разрушается. Дочь осознала свою ошибку. Она попросила прощения за своё непослушание. Папа сказал, что подарит такого же солдатика на Новый год, но с условием, что теперь дочь будет остерегаться ещё и горячих для оловянного солдатика мест, например, рядом с камином, где он тоже может разрушиться, чтобы не пришлось покупать еще и третьего. Девочка поблагодарила отца и убежала.

Менделеев достал свой блокнот и приписал в таблицу 50-й элемент.



Задать вопрос