Лингвистический словарь как способ формирования информационной грамотности в средней школе: исследовательский проект | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №10 (62) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.10.2022

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Чёрный, В. В. Лингвистический словарь как способ формирования информационной грамотности в средней школе: исследовательский проект / В. В. Чёрный, Л. М. Дударева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 10 (62). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/62/3247/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье изучены аспекты использования лингвистических словарей на уроках русского языка и литературы как способа формирования информационной грамотности обучающихся в средней школе.

Ключевые слова: лингвистическая единица, лингвистический словарь, тип лингвистического словаря.

Ко Дню словарей и энциклопедий в России

День словарей и энциклопедий в России отмечается 22 ноября. Праздник был учрежден в 2010 году с целью повышения и развития культуры пользования справочной литературой. Этот день выбран неслучайно: 22 ноября — день рождения русского писателя, этнографа и лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801–1872), составителя «Толкового словаря живого великорусского языка».

Постановка проблемы. Необходимость использования словарей на уроках русского языка и литературы отмечают многие отечественные учёные и писатели (В. В. Виноградов, С. Я. Маршак, Н. М. Шанский, Л. В. Щерба и др.), поскольку овладение богатством языка немыслимо без постоянного обращения к справочной литературе, а изучение любого языка невозможно без умения пользоваться словарями разного типа.

Актуальность исследования мотивирована важностью теоретических знаний о лингвистических словарях и умением эффективно работать печатными и электронными типами словарей.

Цель статьи: изучить аспекты использования лингвистических словарей на уроках русского языка и литературы как способа формирования информационной грамотности обучающихся в средней школе.

Задачи исследования: теоретические 1) ознакомиться с научными статьями по теме проекта; 2) узнать, что такое лингвистический словарь; 3) определить, какие сведения предоставляют разные типы лингвистических словарей и практические 1) установить информацию о лингвистической единице «маскарад» в словарях русского языка.

Методы исследования : обзор литературы, работа со словарем, метод картографирования; анализ данных.

Базу лексикографических источников статьи формируют 10 типов лингвистических словарей, представленных 13 печатными и электронными словарями.

Основная часть исследования. Систематическое использование словарей предполагает усвоение слов и оборотов речи и формирует внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте, вырабатывает быстроту и точность выбора слова.

З. П. Эльдарова отмечает, что в современном образовательном минимуме для начальной школы подчеркивается необходимость формирования информационной грамотности уже у младших школьников. Учитель должен предусмотреть работу со словарями русского языка, учить детей находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности [15].

О. Н. Левушкина считает: «Умение добывать информацию из словарей и энциклопедий различного типа позволяет формировать общеучебные познавательные умения и навыки. Это основополагающее умение способствует личностному развитию учащихся и их социализации, поскольку формируется в процессе овладения учащимися всеми видами речевой деятельности» [8, с. 100].

По мнению А. И. Синицой, важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная работа со словарями помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь учащихся, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку [9].

Лингвистический словарь — словарь, объектом описания которого являются языковые единицы . Цель описания в лингвистическом словаре — предоставить сведения не о самом обозначаемом предмете, а о лингвистической единице, характер же предоставляемой информации различается в зависимости от вида словаря. Мы изучили 10 типов словарей русского языка и составили картотеку лингвистической информации лексемы «маскарад». Каждая карточка содержит результат поиска — словарную статью данной лексемы и источник ее фиксирования (см. образец Карточка 1).

Карточка 1

Результат поиска 1: МАСКАРАД, -а, м. Бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний м. Все это — один м. (перен.: обман, притворство), II прил. маскарадный, -ая, -ое. М. костюм

Источник: Толковый словарь Ожегова онлайн // URL: https://slovarozhegova.ru/

Результат поиска 2: МАСКАРАД, маскарада, м. (фр. mascarade). 1. Бал, участники которого являются в масках, в характерных и фантастических костюмах. Маскарад и бал в собраньи был (Некрасов). 2. перен. Лицемерная внешность, принимаемая кем-н., личина, притворство (книжн.). Демагогический маскарад фашистов. 3. Баня (разг. эвф. шутл.). Пойти в маскарад

Источник: Толковый словарь русского языка: [В 4 т.] / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Изд. центр Терра, 1996

Результат поиска 3: МАСКАРАД, а; м. [франц. mascarade] 1. Празднество, бал, на который приходят в масках и особых костюмах (сказочных, этнографических и т. п.). В парке состоится м. Прибыть на м. Готовить наряд к маскараду. Участвовать в маскараде. 2. Необычный наряд, вид, должный изменить внешность кого-л., чтобы не быть узнанным кем-л. Задумать м. Узнать по маскараду. Прийти на бал в маскараде. 3. О поведении, имеющем целью скрыть внутреннюю сущность чего-л.; притворство. М. не поможет скрыть истинные ваши замыслы. <Маскарадный, -ая, -ое. М. костюм. М. вид. М-ое поведение

Источник: Большой толковый словарь // URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?word= %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4&all=x

Разные типы словарей предоставляют следующие сведения о лингвистической единице:

1) наиболее полные сведения даёт толковый словарь : раскрывает значение слова в определении, достаточном для понимания слова и его употребления. В необходимых случаях приводятся примеры, иллюстрирующие его употребление в речи [2; 13; 14];

2) орфоэпический словарь фиксирует нормы произношения и ударения [1];

3) орфографический словарь указывает нормативное написание слова, соответствующее правилам правописания [2];

4) словарь синонимов дает возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, отвечает на вопрос: как сказать иначе?. Слова приводятся в виде рядов синонимов к основным словам [3; 11];

5) словарь антонимов предлагает описание антонимов и реализует следующие задачи: систематизированное представление лексических единиц с противоположными значениями (включая фразеологию); анализ семантики антонимических пар (парадигм) [6];

6) словарь паронимов содержит слова, сходные по морфологическому составу и звучанию, но имеющие разный смысл. Информация представлена в виде паронимических рядов с грамматическими характеристиками слов, определениями значений паронимов и словообразовательными отличиями [4];

7) словарь омонимов описывает слова, которые совпадают по своему оформлению (звучанию и/или написанию) и различаются значениями [7];

8) этимологический словарь содержит справки о происхождении слова, языковых источниках поступления в речь: первоначальное звучание и значение в языке-источнике, дополнительные сведения о слове, объясняющие понятийное содержание слова [16];

9) словарь ино странных слов имеет такую же цель и структуру словарной статьи, что и толковый, но отличается тем, что здесь собраны слова иностранного происхождения [10];

10) словообразовательный словарь содержит сведения о морфемном членении слова, его словообразовательной структуре. Слова собраны как по корневым гнездам, так в алфавитном порядке [12].

Особенности информации о лингвистической единице «маскарад» в словарях русского языка можно представить в таблице 1.

Таблица 1

Лингвистическая единица «маскарад» в словарях русского языка

Тип лингвистического словаря

Информация о лексеме «маскарад»

Толковый словарь

1) бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы; 2) перен. лицемерная внешность, принимаемая кем-н., личина, притворство (книжн.); 3) баня (разг. эвф. шутл.); 4) необычный наряд, вид, должный изменить внешность кого-л., чтобы не быть узнанным кем-л.

Примечание: информация в словарях отличается количеством лексических значений синонимов

Орфоэпический словарь

маскарáд, -а

Орфографический словарь

маскарáд, -а

Словарь синонимов

бал-маскарад, машкерад, костюмированный бал, притворство, актерство, лицедейство, комедианство, лицемерие, гулянье, комедия, бал.

Примечание: информация в словарях отличается количеством синонимов

Словарь антонимов

искомое слово отсутствует

Словарь омонимов

искомое слово отсутствует

Словарь паронимов

искомое слово отсутствует

Этимологический словарь

Впервые: в машкараде, у Петра I; см. Смирнов 190. Из франц. mаsсаrаdе от ит. mаsсhеrаtа, производного от maschera «маска»; слово араб. происхождения (см. ма́ска); ср. Литтман 100; Бернекер 2, 23; Преобр. I, 512; Гамильшег, ЕW 597. Форма на -ш- получена через польск. maszkarada из стар. нов.-в.-н. Маskаrаdе (1600 г.; см. Шульц — Баслер 2, 84)

Словарь иностранных слов

маскарадъ, м. [фр., отъ ит. mascherare — надевать маску]. Родъ бала, на которомъ все присутствующiя въ маскахъ

Словообразовательный словарь

маск(а) –– маск/арáд ––маскарáд-н-ый

Выводы:

1) лингвистический словарь рассматривается в работе как способ формирования информационной грамотности ученика средней школы;

2) лингвистические словари преследуют разные цели: одни толкуют, объясняют значения слов, другие устанавливают правописание, произношение, системные отношения между словами, морфемный состав слова, его образование, происхождение, грамматические признаки и др.;

3) одна лексема в словаре одного типа может быть представлена по-разному;

4) лексема может быть представлена не во всех лингвистических словарях, что может свидетельствовать о ее особенностях (напр. лексема не вступает в антонимические, омонимические отношения, не является заимствованной и т. д.);

5) исследование лингвистической единицы «маскарад» в словарях русского языка позволило запомнить принцип работы и с печатными словарями, и со словарями с использованием компьютерных технологий, узнать имена русских языковедов и лексикографов;

6) использование электронных словарей способно значительно ускорить работу.

Закончить наше исследование, хочется словами французского писателя и литературного критика Анатоля Франса «Словарь — это Вселенная, уложенная в алфавитном порядке».

Литература:

  1. Аванесов, Р.И., Еськова, Н. А. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М.: Русск. Яз., 1989. — С. 251.
  2. Академический орфографический словарь // URL: аhttp://gramota.ru/slovari/dic/?word= %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4&all=x
  3. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник: Ок. 11000 синонимических рядов . — М.: Русск. яз., 2001. — С. 202.
  4. Бельчиков, Ю. А. Панюшева, М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М.: Рус. яз., 1994. — 454 с.
  5. Большой толковый словарь // URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?word= %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4&all=x
  6. Введенская, Л. А. Учебный словарь антонимов русского языка. — М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. — 314, [1] с.
  7. Введенская, Л.А., Колесников, Н. П. Учебный словарь омонимов русского языка. — М.: Феникс, 2011. — 255 с.
  8. Левушкина, О. Н. Работа со словарями как когнитивная стратегия современного образования // Мир русского слова. — 2017. — № 2. — С. 99–105.
  9. Синица, А. И. Использование электронных словарей на уроках русского языка и литературы // Электронный журнал «РОНО». — 2014. –Вып. 23.
  10. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Сост. под ред. А. Н. Чудинова. — Санкт-Петербург: В. И. Губинский, 1894. С. 503 // URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_2580527/
  11. Словарь русских синонимов // URL: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-35428.htm )
  12. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М.: Культура и традиции, 1996. — С. 578.
  13. Толковый словарь Ожегова онлайн // URL: https://slovarozhegova.ru/
  14. Толковый словарь русского языка: [В 4 т.] / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Изд. центр Терра, 1996.
  15. Эльдарова, З. П. Использование словарей на занятиях по практическому курсу русского языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2008. — № 3.
  16. Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера // URL: https://lexicography.online/etymology/vasmer/


Ключевые слова

лингвистическая единица, лингвистический словарь, тип лингвистического словаря

Похожие статьи

Оценка валидности иноязычного лексического материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык»

В статье рассматривается потенциал учебного материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык», с точки зрения актуальности и релевантности его лексического наполнения на примере учебно-методического пособия по направлению информационные тех...

Место словаря в обучении иностранному языку

В статье поднимается проблема использования словарей в процессе обучения иностранному языку в рамках билингвального образования. Автор делает особый акцент на активную работу с различными словарями для оптимизации и интенсификации процесса овладения ...

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Работа с ономастической лексикой на занятиях по обучению русскому языку китайских студентов

Статья посвящена проблеме работы с ономастической лексикой на занятиях по обучению русскому языку китайских студентов. Анализируется классификация ономастических лексических единиц и рассматриваются критерии их отбора для введения в процесс обучения ...

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп

В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.

Семантические трансформации географических терминов в английском и туркменском языках: анализ и перевод

В данной статье проводится анализ семантических трансформаций географических терминов в английском и туркменском языках с целью выявления особенностей перевода таких терминов. Исследование проведено на основе анализа литературных и лингвистических ис...

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе

Статья посвящена проблеме формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. В статье представлены возможности использования «облака слов» в качестве средства формирования обществоведческой терминологии в курсе историчес...

Похожие статьи

Оценка валидности иноязычного лексического материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык»

В статье рассматривается потенциал учебного материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык», с точки зрения актуальности и релевантности его лексического наполнения на примере учебно-методического пособия по направлению информационные тех...

Место словаря в обучении иностранному языку

В статье поднимается проблема использования словарей в процессе обучения иностранному языку в рамках билингвального образования. Автор делает особый акцент на активную работу с различными словарями для оптимизации и интенсификации процесса овладения ...

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Работа с ономастической лексикой на занятиях по обучению русскому языку китайских студентов

Статья посвящена проблеме работы с ономастической лексикой на занятиях по обучению русскому языку китайских студентов. Анализируется классификация ономастических лексических единиц и рассматриваются критерии их отбора для введения в процесс обучения ...

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп

В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.

Семантические трансформации географических терминов в английском и туркменском языках: анализ и перевод

В данной статье проводится анализ семантических трансформаций географических терминов в английском и туркменском языках с целью выявления особенностей перевода таких терминов. Исследование проведено на основе анализа литературных и лингвистических ис...

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе

Статья посвящена проблеме формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. В статье представлены возможности использования «облака слов» в качестве средства формирования обществоведческой терминологии в курсе историчес...

Задать вопрос