Роль и статус женщины в традиционном казахском обществе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №10 (62) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.10.2022

Статья просмотрена: 1273 раза

Библиографическое описание:

Рахымжан, А. А. Роль и статус женщины в традиционном казахском обществе / А. А. Рахымжан, Ш. Р. Сыдыкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 10 (62). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/young/archive/62/3234/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор прослеживает этапы гендерной революции женщин со времен традиционного казахского общества и ее эволюции современном Казахстане в различных сферах жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: гендерное равенство, права женщин, традиционное общество, патриархат.

До октябрьской революции 1917 года в казахском традиционном обществе сложилась своя социальная организация, где четко были расписаны гендерными роли с высоким уровнем символического наполнения. Во главе его находилось патриархальное соглашение между мужчиной и женщиной.

В традиционном казахском обществе существовало четкое разделение труда. Мужское население занималось кочевкой стада, кормлением, водопоем скота, включая уход и забой скота, рыли колодцы, строили хозяйственные постройки. Среди мужчин сохранялась также иерархия и разные роли в соответствии с их статусом и возрастом. Мужчины старшего возраста принимали решения в отношении ведения хозяйства, а мужчины младшего возраста и мальчики выполняли основную часть физического труда.

Женщины также участвовали в хозяйственном процессе, и в их обязанности входило уход за молодняком, переработка продуктов скотоводства, производили молоко, масло, сыр, были ответственны за топливо — производили его из навоза, занимались обработкой шерсти и шкур животных, и несли ответственность за сохранность мяса. Помимо этого, женщины — готовили, шили, убирали, стирали, ставили и разбирали юрты, ухаживали за детьми, стариками и молодняком, а также они создавали предметы материальной культуры — кошму, ковры, одежду, ткали и т. д., и они находились под опекой своего мужа.

Несмотря на тот факт, что у женщин было много обязанностей, она имела право на содержание со стороны мужчин — отца в девичестве и мужа в замужестве по нормам адата. Но, при этом, у женщин не было права собственности и имуществом пользовалась с мужем, но не имела права им распоряжаться. Право на стадо и продукты животноводства оставалось за мужчинами и привилегии имели старшие мужчины в роду. Также женщины вступив в брак, полностью исключали связи со своими родственниками. Из-за строгого соблюдения табу на заключение брака до семи поколений казахская женщина была, как жена — чужестранка из-за больших расстояний между кочевками разных родов и степень разрыва ее с родственниками была высокой.

Так как казахское общество было глубоко патриархальным, женщина воспитывалась в соответствии с социальными нормами, которые с детства придерживалась предписанных норм поведения, своих прав и обязанностей, положение в коллективе и собственное место в иерархии. Казахская женщина соблюдала правила игры, то есть, не имела права голоса, не обладала свободой действий взамен на полную ответственность мужчины за благополучие семьи. В случае нарушения этих ном, непослушании воле мужа расценивалось как порок. И даже, если женщина имела сильное влияние на мужа, она не афишировала это, проявляя свою покорность и уважение к его родственникам.

Но следует подчеркнуть, что такая форма лидерства, оставалась скрытым, как и среди родственников мужа, так и внутри семьи, что позволяло поддерживать авторитет мужа, отца семейства среди детей путем выражений покорности — как отец решит, так и будет, надо спросить разрешение отца, что еще раз подчеркивало тот факт, что общественный статус женщины всегда зависел от статуса мужа и сыновей.

Следует отметить, тот факт, что женщины были исключены из всех формальных политических институтов, то есть они не участвовали в решении относительно маршрутов кочевок, в разрешении конфликтов и взаимоотношений с соседними племенами, не могли приносить присягу в суде, присутствовать лично в суде, их интересы защищал либо муж, либо родственники мужа. Таким образом, одним из табу в казахском обществе было исключение женщины из публичной сферы.

В повседневной жизни женщина каждой возрастной группы имела свой предписанный статус и строго придерживалась норм. Молодая замужняя женщина не могла называть по именам отца мужа, братьев мужа, даже самого мужа.

Таким образом, в традиционном казахском обществе роль женщины была регламентирована, стереотипы поведения четко отработаны, и они воспитывались практически с рождения, мужчина — был кормилец, а женщина была в ответ покорна и заботлива.

После прихода к власти большевики начали борьбу со старыми традиционными обычаями, особенно в сфере семейно-брачных отношений. В соответствии с этим были приняты ряд законодательных актов: Декрет ЦИК и СНК КАССР об отмене калыма (1920 г.), декрет СНК КАССР О брачном праве киргизов от 17 января 1921 г., закон от 1921 г. «О наказуемости многоженства». К середине 1920-х годов было на законодательном уровне запрещено принуждать женщин выходить замуж (1922 г.), наказание за двоеженство и многоженство (1924 г.), за брак с малолетними и аменгерство (1925 г.).

Новой советской власти приходилось осознавать, что такими методами наказания за короткий срок не удастся поменять традиции казахов в области семейно-брачных отношений, и зачастую, советское правосудие оставалось бессильным перед традиционными обычаями казахского народа. Поэтому для борьбы со старыми брачными установками они начали применять разные формы агитации и пропаганды, также разработали серьезный проект, направленный на воздействие массового сознания через организацию массовых праздников.

Для приобщения женщин к великим идеям социализма был введен праздник 8 марта, как Международный день работниц, «символ раскрепощения пролетарок» в 1921 году, а в Казахстане его начали праздновать с 1923 года, но на тот период праздник не нашел отклика у населения.

Для того, чтобы общество приняло новый гендерный порядок, большевики умело использовали прессу, благодаря именно СМИ и пропаганды в ней постепенно ломается стереотипный образ казахской женщины — матери многочисленного семейства, хозяйством которого она умело управляла. Женщину прошлого теперь показывали униженной, бесправной, задавленной бытом. Ей противопоставляется образ новой — свободной, раскрепощенной, работающей, образованной женщины. Часто в газетах и журналах прославляли матерей, писали статьи и заметки о женщинах, и подвергали умалчиванию роли мужчин в обществе. По мимо СМИ, по заказу государства казахстанские писатели стали в своих произведениях показывать старые обычаи и традиции, ценности и установки как нечто ужасное. Женщина прошлого показывалась как несчастная и лишенная всяких прав, которую продавали за калым, в неравный брак. Писатели того времени, должны были закрепить через литературные образы новый гендерный порядок большевиков.

Становление современной казахской или казахстанской женщины, активно стал формироваться уже с середины XX века. Начиная с этого периода она получает и имеет все права учится в университете, право выбирать профессию во всех отраслях, включая области науки и техники, математики и естественных науки.

Мною было проинтервьюировано десять женщин в возрасте 60–75 лет. В воспоминаниях представительниц этой возрастной категории отражена, по сути, вся социально-политическая и культурная жизнь Казахстана в XX веке. Эти женщины были непосредственными участницами и свидетельницами важнейших событий в жизни страны, в такие периоды ее истории, как «оттепель», период застоя, перестройка, обретение независимости и становление национальной государственности.

Лилия Федоровна Бондаль, 74 года 1948 года рождения

Она спортивного характера человек. Стала педагогом по спортивной части. Училась в России в университете, но потом с мужем перевелись в Казахстан, когда только открывался педагогический институт имени И. Жансугурова в 1973 году. У нее 2 детей, сын и дочь. Лилия Федоровна с мужем вместе дали своим детям образование, они помогали друг другу во всем.

Лилия Сначала работала в мед колледже руководителем, потом в городской больнице врачом ЛФК. Она продолжала работать на пенсии (по своей воле), в колледже «Темырказык» старшим преподавателем по спортивной части. В общей сложности работала до 70 лет. Муж ничем не ограничивал жену в плане работы. Они оба горели желанием работать.

В 1970 годы декретный отпуск составлял 3 года. Она занималась детьми, пока муж был на работе и этого времени было достаточно, чтобы ребенок уже встал на ноги, а потом уже дальше работать, ведь уже тогда работали садики. По ее словам, пока человек молодой, это совсем не трудно и работать и делать домашние обязанности, то есть она всегда могла совмещать и работу и дом, а самое главное это то, что по дому ей помогали муж и дети, не было никаких вредных привычек, обязанностей, все дела делались вместе.

Как я сказала ранее, у нее есть дочь, и она работает в Лондоне по своей специальности. Лилия Федоровна отметила, говорит, что не нужно слишком близко при себе держать детей, особенно девочек, воспитывать в них культуру вовремя создавать семью. Детям нужна свобода, чтобы они развивались, выбрали свой путь, были уверены в себе и в своем будущем, их не нужно ограничивать, а наоборот помочь и поддержать.

Жанна апа, 65 лет

Выросла в ауле Жетысу, помогала родителям в отгонах. Так как родители занимались скотоводством, у них не было времени смотреть за детьми, и Жанна апа выросла на руках бабушки. Братья Жанны апа, и она сама даже в студенческие годы помогали родителям по хозяйству, ухаживать за скотом, работать на огороде. Папа у нее умер в раннем возрасте (примерно в 36 лет), и ее мама осталась одна с 6 детьми. Она сама вырастила их, помогла получить образование, женить сыновей и выдать замуж дочерей. Жанна апа закончила колледж, устроилась на работу. На работе она встретила своего будущего мужа, вышла замуж за него. Жила она со свекровью. На данный момент у Жанны апа есть 2 сына, за которыми она сама смотрела, а также работала, занималась огородом, держала домашний скот (курицы, коровы, овцы). Со всем хозяйством живя в ауле она справлялась сама, так как муж работал. Затем они переехали в город Талдыкорган, где она переучилась на бухгалтера и работала в бухгалтерии. Эпоха застоя повлияла на многих людей. Жанна апа чуть не лишилась работы, но своим трудом доказала, что она достойна своего места. Она просто была вынуждена работать, ведь у нее есть семья, много родственников, которым она всегда помогала.

В рассказах моих респонденток 70–80-е годы — это годы, когда женщины уже достигли какого-то определенного социального уровня, когда сформировался определенный уклад жизни. Этот исторический период называют «застойным». Женщины вспоминают о нем как о спокойном и вполне оправдывающем свое название периоде

Истории женщин независимого Казахстана отличаются тем, что они финансово независимы, но продолжают придерживаться традиционных ценностей казахского общества.

Интервью:

Гайни Дархамбаева, 46 лет, Бизнес-леди

Росла в обеспеченной семье, родители дали ей хорошее традиционное воспитание, занимались ее образованием, уважали и ценили ее выбор. В 18 лет вышла замуж, жила со свекровью. Свекровь и Гайни всегда уважали друг друга, не ругались, жили мирно и спокойно. Муж Гайни, был против ее устройства на работу, но со временем, через 7 лет муж разрешил ей начать работать. У нее четверо детей, и она продолжает работать в сфере образования уже 18 лет. За эти годы она стала начальником отдела кадров. 3–4 года назад она открыла «ИП», и работает на себя. Нагрузки стало намного больше, но и доход соответственно вырос, по сравнению с предыдущей работой. Параллельно с работой она так же выполняет домашние обязанности. Перед приходом мужа стол всегда накрыт, дом убран. Муж помогает Гайни с воспитанием детей, но не участвует в процессе уборки и готовки.

Айдана Саматовна, 26 лет, Учитель

Выросла в многодетной семье, так как она самая старшая, на нее возлагали надежды, поддерживали ее во всех начинаниях. В школе она училась на отлично, родители гордились ею. Она сама поступила на грант и закончила Жетысуский Государственный Университет. Сейчас работает учителем русского языка и литературы и классным руководителем первого класса. Год назад вышла замуж, живут вместе со свекровью. Муж поддерживает ее, приносит вкусности на работу, так как очень часто она работает допоздна. Отношения со свекровью хорошие, теплы, нет никаких конфликтов. Айдана любит готовить и каждое утро она готовит завтраки мужу на работу, перед тем как идти на работу заранее готовит обед и ужин для свекрови, которая обычно остается дома. После работы приходит и занимается домашними делами, ей всегда помогают муж и свекровь.

Райхан Айдаровна, 34 года

Выросла и живет в ауле, с детства помогала родителям в домашнем хозяйстве, ухаживала за скотом. Родители помогли ей получить образование Райхан и отправили ее учиться в Шымкент, в Южно-Казахстанский государственный университет имени Ауэзова, на педагогический факультет.

В 23 года вышла замуж, у нее 4 детей. До 26 лет жили с родителями мужа, потом стали жить отдельно, купив дом. По-прежнему Райхан остается в близких отношениях со свекровью и свекром, ведь они очень помогли ей в начале, поддерживали, как в моральном плане, так и в денежных делах, помогали одеть детей, пока Райхан с мужем только начинали зарабатывать, смотрели за детьми. Сейчас Райхан работает в ауле, учителем начальных классов уже на протяжении 10 лет, параллельно занимается хозяйственными делами, скотом, так же помогает родителям, свекрови со свекром в материальном плане.

Анализ изученных материалов и повествований женщин позволяет сделать вывод, что значительная часть событий и обстоятельств жизни была воспринята и оценена ими достаточно сходно и доказывает, что казахские женщины по своей природе, изначально обладали определенной свободой. Элементы свободы находят свое выражение в повседневной, бытовой жизни, что в первую очередь было связано с их значительной экономической ролью в обществе. Отсюда, как нам представляется, в силу своей открытости и относительной свободы они довольно быстро могли реагировать на социальные изменения в обществе, с которыми они начали сталкиваться после свержения монархии династии Романовых в России в 1917 году.

Следует обратить внимание, на тот факт, что казахские женщины, оставаясь неграмотными в плане владения письменности и чтения, обладали уникальным даром носителя устной истории, передавая из поколения в поколения эпосы, мифы, легенды, сказки и песни и т. д. Владели навыками народного творчества выражая ее через уникальные образцы искусства при изготовлении предметов быта, пошиве национальной и повседневной одежды и изготовлении многих предметов материального мира.

Литература:

1. Дамир Саттаров. Модернизация ранней советской эпохи в судьбах женщин Казахстана — 1920–1930 годы.

2. Патриархальная сделка — Patriarchal bargain — 2021.

  1. И. Д. Старынкевич. Формы заключения брака у турецких племен Сибири и у кочевников Средней Азии — Сб. МАЭ. т. IX, Л., стр. 233, 1930.

4. Роль женщины в обществе: насколько важно искоренить дискриминацию — 2019.

  1. И. В. Стасевич. Социальный статус женщины у казахов: традиции и современность — 2011.


Задать вопрос