Исследование духовной сферы подростков через интерес к православному христианству и веру в Бога | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №8 (60) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.08.2022

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Першикова, В. М. Исследование духовной сферы подростков через интерес к православному христианству и веру в Бога / В. М. Першикова, Т. А. Сороканюк, Н. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 8 (60). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/young/archive/60/3189/ (дата обращения: 20.04.2024).



Высшая из добродетелей — это есть дар рассуждения, то есть всё рассматривать по совести и разуму. Вот эти две линии, когда они вместе пересекаются, дают ту искомую точку зрения, которая нам нужна.

Алексей Ильич Осипов

Вращаясь плотно в подростковой среде и являясь собственно подростком, я заметила, что мои сверстники практически не обсуждают духовные вопросы. Их в основном интересуют материальные дела, только собственные переживания. Они редко задумываются о ближнем, о чувствах других людей. Обсудить духовную сферу, нравственность, веру в Бога с моими сверстниками сложно, и часто не из-за того, что они не хотят об этом говорить или им не интересно, сколько из-за того, что ребята просто не знают, не чувствуют или не имеют никакого представления о том, что эта сфера существует.

Я думаю, что наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции школы. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи.

В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом.

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что — нет [1, 4]

В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством — с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга — это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека» [3]

За последнее десятилетие в мире увеличилось количество подростков, которые находятся в состоянии депрессии, которые склонны к насилию. Подростковый возраст — это возраст исключительной эмоциональной уязвимости.

Получается, что перед семьей и обществом стоит задача, которая выходит за рамки обычного воспитания — научить детей духовным ценностям, развивать духовно-нравственную сферу подростков и молодых людей. Как же это сделать? Какими путями двигаться?

Цель нашего исследования — исследовать понимание души и веру в Бога у подростков, проанализировать причины веры или не веры в Бога. Хотим отметить, что данная работа не имеет целью кого-то в чем-то убедить, или задеть чувства верующих людей, а исключительно выполняется в исследовательских целях.

Задачи:

1) Изучить теоретические источники по теме;

2) Изучить мнение эксперта в вопросе богословия;

3) Провести анкетирование подростковой группы;

4) Проанализировать полученные ответы, сделать выводы;

5) Организовать и провести беседу с подростками в форме круглого стола, получить обратную связь.

Гипотеза: мы предполагаем, что причиной духовной неразвитости подростков является низкая их осведомленность о духовной жизни, безверие, неумение или нежелание говорить взрослых с детьми о душе, Боге, духовности вообще.

Таким образом, объектом нашего исследования является духовная сфера жизни подростков. Предмет исследования — вера в Бога у современных подростков.

Новизна нашего исследования заключается в том, что она достаточно мало освещается, исследуется, школьники вообще избегают таких тем, как и преподаватели, что только подтверждает ее актуальность.

Результаты нашего исследования будут полезны родителям и педагогам, и всем, кто желает изменить сложившуюся в современном обществе ситуацию, развивать духовно-нравственные качества у своих детей и учащихся.

Следуя цели изучения мнения подростков о религии, вере в Бога, духовности и нравственности, мы создали анкету. В анкету в аккуратной форме, с учетом возрастных особенностей опрашиваемых и возможных религиозных предпочтениях, включили закрытые и открытые вопросы.

Группа анкетируемых составила 30 человек в возрастном диапазоне 9–11 лет. В результате мы получили следующие ответы.

  1. Как вы думаете, кто создал людей?

Бог — 64 % Природа — 36 % Инопланетяне — 0 %

  1. Носите ли вы какой-нибудь символ веры?

Крестик 62 % Кулон помощи (изображения святых) — 4 %

Буддистский символ — 4 % Полумесяц — 0 % Ничего — 30 %

  1. О ком вам известно больше?

Иисус Христос — 100 % Будда — 0 % Аллах — 0 % Другие — 0 %

  1. Какой фрагмент из жизнеописания бога вам понравился больше всего?

Исцеление людей — 54 % Наказание за первородный грех — 11 % Появление Бога на Земле — 4 % Распятие — 4 % Воскрешение — 76 % Про Адама и Еву — 11 % Бессмертие и справедливость Бога — 8 %

  1. Какой фрагмент из жизнеописания бога вам не понравился?

Казнь, распятие — 42 % Наказание человечеству за грех Адама и Евы в виде смертности — 45 % Создание первых людей, а именно то, что Адам создан из земли и то, что он был создан первым — 15 %

  1. Какие грехи вы замечали в себе и хотите исправить?

Гневливость — 45 % Зависть — 11 % Неблагодарность — 4 % Ложь — 12 % Наглость — 19 % Злорадство — 8 % Оскорбление — 19 % Жестокость — 12 % Вспыльчивость — 36 % Бессердечие — 4 % Советование греха — 8 % Леность — 52 % Обжорство — 32 %

  1. Какие вы имеете хорошие качества и способности?

Чистота сердца — 44 % Честность — 24 % Осознание своих грехов — 68 % Мужество — 20 % Любовь к близким — 64 % Верность — 44 % Миролюбивость — 16 % Трудолюбие — 24 % Умение благодарить — 48 % Дисциплинированность — 32 %

  1. Какой ваш самый лучший поступок за последний год?

Помощь бездомным животным — 24 % Подаренный подарок — 4 %

Проявление уважения к старшим — 8 % Получение хороших оценок — 4 % Спасение природы — 4 % Помощь близким и друзьям — 32 % Забота о себе, спорт — 28 %

На основе нашего анализа и наблюдений, полученных из анкетирования, мы составили беседу в форме круглого стола. Участвовали все опрошенные ранее подростки. Для наглядности в беседе мы использовали презентацию с результатами анкетирования, обсуждали их, смотрели отрывок лекции профессора богословия Осипова А. И. «В чем суть духовной жизни?», делали совместные выводы и умозаключения по поводу услышанного.

Круглый стол прошел успешно. Ребята активно участвовали, отвечали на вопросы, спорили, им было интересно отвечать на вопросы темы, многие вопросы ребята задавали себе впервые в жизни. Живой интерес подростки проявили к результатам анкетирования, мы объясняем это тем, что в этом возрасте высока потребность в самопознании и познании группы общения.

Особенная реакция была нами замечена на анализ результатов по вопросам: «Какие грехи вы у себя замечали и хотите исправить?» и «Какие добрые дела я сделал (а) за последнее время?». Мы отметили, что подростки очень четко понимают, что хорошо и что плохо, отдают себе отчет в нравственности тех, или иных чувств и поступков, хорошо понимают, к какому образу в плане духовной развитости нужно стремиться. Очень позитивно реагируют на добрые поступки своих сверстников, берут на заметку, что можно сделать хорошего, с удовольствием планируют такие дела.

В заключение круглого стола ребята оставили в письменном виде обратную связь, они отвечали на вопросы: что им запомнилось, что они поняли, и что еще хотели бы сказать. Вот что они писали: особенно запомнилась информация от профессора Осипова, ребята писали что, впервые поняли, что такое быть верующим человеком что, духовность и вера не зависит от ритуалов а, связано с целями и мотивами поступков в повседневной жизни; и ещё можно отметить, что большая часть ребят выразили благодарность за беседу на такую интересную тему и писали о том, что с ними на такую тему ни кто ещё не разговаривал настолько просто и понятно.

Высказаться на круглом столе успели практически все, недосказанности у ребят не осталось.

Еще значимым нам представляется то факт, что подростки сделали для себя вывод: существуют высоко развитые духовные люди, и область богословия и духовно-нравственного развития — это вполне ощутимая сфера, и существует прямо рядом с нами, что если кто-то, являясь обычным человеком, смог развиваться в духовном плане, значит это доступно и остальным, некоторые ребята отмечали, что через веру в Бога развить свои духовные качества легче, чем каким-то иным путем.

Еще раз хотим отметить, что данная работа не имеет целью кого-то в чем-то убедить, или задеть чувства верующих людей, а исключительно выполнялась в исследовательских целях.

Прежде всего, мы выявили, что религиозность — это определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом.

Литература:

  1. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // Интерфакс: Религия. — 28.12.2007. — Адрес в Интернет: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700
  2. Осипов А. И. «Бог», 2005
  3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. — М.: Педагогика, 1981
  4. Ширшов В. Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009
  5. Ушинский К. Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861


Задать вопрос