Концепт privacy в произведениях английского писателя сэра Артура Конан Дойла | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Иностранные языки

Опубликовано в Юный учёный №3 (6) май 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Лещинская, К. С. Концепт privacy в произведениях английского писателя сэра Артура Конан Дойла / К. С. Лещинская, О. А. Куприянова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/336/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная работа посвящена исследованию концепта privacy в аспекте анализа личности Шерлока Холмса — детектива всех времен — в произведениях английского писателя Артура Конан Дойля. Целью исследования является анализ английской ментальности и роли в ней концепта privacy с точки зрения его понимания, эмоционального состояния, отношения, поведения и оценки в английском языке.

Почему именно Шерлок Холмс? Шерлок Холмс — истинный англичанин, в котором заложены все отличительные особенности менталитета жителей «туманного Альбиона». Конан Дойл отобразил в характере и поведении своего героя черты, присущие настоящему англичанину: сохранение индивидуальности при стремлении узнать что-то новое, самообладание в любой ситуации, сдержанность, практичность, стремление к умственной деятельности и порядку, уважение к властям. Именно потому, что в этом детективе очень ярко отражены менталитет, характер англичан, рассказы Артура Конан Дойла и стали опорным пунктом для нашего исследования. Мы ограничимся анализом английской ментальности и роли в ней концепта privacy, так как считаем его исконно английским феноменом, который может прослеживаться и у других народов.

Прежде чем приступить к анализу концепта privacy, приведем его определения.

Longman Dictionary of English Language and Culture (LDELC) приводитследующееегоопределение: «the (desirable) state of being away from other people, so that they cannot see or hear what one is doing, interest themselves in one`s affairs, etc. In many western countries, this is usually given particular value and people expect to have their privacy respected by others».

На русский язык этот концепт можно перевести лишь весьма приблизительно — уединение, уединенность, право на частную жизнь, приватность (последний перевод предлагает О. Г. Прохвачева, определяя приватность как «осознание человеком своей личной сферы в противоположность общественной»).

При анализе теоретического материала мы убедились, что концепт privacy является национально-специфическим отражением поведения человека в избирательно-личностных отношениях (концепт — основная ячейка культуры в ментальном мире человека); в работе рассматривался данный концепт в рамках английской концептосферы. Практическая часть работы строилась на анализе примеров, иллюстрирующих поведение и характер главного героя Шерлока Холмса в произведениях Артура Конан Дойля, что позволило определить ценностные преобладающие компоненты культурного социума английской культуры, которые нашли отражение в модели концепта privacy в английском языке, а именно:

1. вторжение в частную жизнь «Invasion of privacy» — в английской культуре считается нечто недопустимым.Хотя сам Шерлок Холмс легко узнает самые сокровенные тайны любого человека, вторжение в его частную жизнь не является чем-то, что можно назвать естественным, и он не терпит этого.

2. общественная жизнь «Society» — остается в стороне от частной жизни и практически не строиться на общении.Доказательством этого явления остается клуб «Диоген», где соединяется и личное пространство каждого человека, и в то же время — это общественное место для людей, ищущих уединения.

3. свобода «Freedom» — главными субъективными признаками являются уединение, закрытость.Под понятием «свобода» подразумевается не только свобода действий человека, но его личное пространство, свобода мыслей, чувств и возможность уединения, когда ему это необходимо.

4. домашний очаг «Home» — в английском языке — уединение, рефлексия и спокойствие.Дом — это место, где как Шерлок Холмс, так и доктор Уотсон могут перевести дух от житейских проблем и их приключений, место, где каждый способен уединиться, погрузиться в свои мысли, проанализировать прошлое и поразмышлять о будущем.

5. личное пространство «Personaldistance» — данный компонент очень силен в английском языке.Privacy в значении уединённости, изолированности, личного пространства — это дело каждой отдельной личности, это сфера, в которую можно входить лишь с разрешения самого индивида.Бесспорно, каждый человек имеет право на личное пространство. Даже преступники, нарушившие закон, требуют уважения к их личному пространству, и никто не может с этим поспорить. Ведь золотое правило морали гласит: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Считаем, что в основе связанного с концептом privacy лежат ментальные, географические, культурные причины. На самом деле потребность в privacy — общечеловеческое свойство, присущее в той или иной степени большинству людей, независимо от национальности.

Литература:

  1. Электроннаябиблиотека «Оригинал». The adventures of Sherlock Holmes by sir Arthur Conan Doyle.
  2. Прохвачева О. Г. Лингвокультурный концепт “приватность». Волгоград, 2000
Основные термины (генерируются автоматически): личное пространство, частная жизнь, английский язык, концепт, английская культура, английская ментальность, LDELC.


Похожие статьи

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Семантические доминанты в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница»

Данная статья посвящена выявлению основных характеристик, сущностных черт образа женщины в русской литературе с помощью метода графосемантического моделирования, которое проводилось по нескольким этапам: сбор материала исследования, компонентный анал...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Язык международного общения

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа английского языка и других языков, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Наша задача — определить статус английского языка и причины, которые позволили ему стать универсаль...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Роль отражающих когнитивную и эмоциональную сферу лексем в романе Дж. Фаулза «Коллекционер»

Статья посвящена изучению эмотивной лексики и лексики ментального, представленной в романе Дж. Фаулза «Коллекционер». Цель работы — выявить и описать эмотивы и лексемы ментального поля, использованные автором для характеристики героев.

Похожие статьи

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Семантические доминанты в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница»

Данная статья посвящена выявлению основных характеристик, сущностных черт образа женщины в русской литературе с помощью метода графосемантического моделирования, которое проводилось по нескольким этапам: сбор материала исследования, компонентный анал...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Язык международного общения

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа английского языка и других языков, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Наша задача — определить статус английского языка и причины, которые позволили ему стать универсаль...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Роль отражающих когнитивную и эмоциональную сферу лексем в романе Дж. Фаулза «Коллекционер»

Статья посвящена изучению эмотивной лексики и лексики ментального, представленной в романе Дж. Фаулза «Коллекционер». Цель работы — выявить и описать эмотивы и лексемы ментального поля, использованные автором для характеристики героев.

Задать вопрос