Данная работа посвящена исследованию концепта privacy в аспекте анализа личности Шерлока Холмса — детектива всех времен — в произведениях английского писателя Артура Конан Дойля. Целью исследования является анализ английской ментальности и роли в ней концепта privacy с точки зрения его понимания, эмоционального состояния, отношения, поведения и оценки в английском языке.
Почему именно Шерлок Холмс? Шерлок Холмс — истинный англичанин, в котором заложены все отличительные особенности менталитета жителей «туманного Альбиона». Конан Дойл отобразил в характере и поведении своего героя черты, присущие настоящему англичанину: сохранение индивидуальности при стремлении узнать что-то новое, самообладание в любой ситуации, сдержанность, практичность, стремление к умственной деятельности и порядку, уважение к властям. Именно потому, что в этом детективе очень ярко отражены менталитет, характер англичан, рассказы Артура Конан Дойла и стали опорным пунктом для нашего исследования. Мы ограничимся анализом английской ментальности и роли в ней концепта privacy, так как считаем его исконно английским феноменом, который может прослеживаться и у других народов.
Прежде чем приступить к анализу концепта privacy, приведем его определения.
Longman Dictionary of English Language and Culture (LDELC) приводитследующееегоопределение: «the (desirable) state of being away from other people, so that they cannot see or hear what one is doing, interest themselves in one`s affairs, etc. In many western countries, this is usually given particular value and people expect to have their privacy respected by others».
На русский язык этот концепт можно перевести лишь весьма приблизительно — уединение, уединенность, право на частную жизнь, приватность (последний перевод предлагает О. Г. Прохвачева, определяя приватность как «осознание человеком своей личной сферы в противоположность общественной»).
При анализе теоретического материала мы убедились, что концепт privacy является национально-специфическим отражением поведения человека в избирательно-личностных отношениях (концепт — основная ячейка культуры в ментальном мире человека); в работе рассматривался данный концепт в рамках английской концептосферы. Практическая часть работы строилась на анализе примеров, иллюстрирующих поведение и характер главного героя Шерлока Холмса в произведениях Артура Конан Дойля, что позволило определить ценностные преобладающие компоненты культурного социума английской культуры, которые нашли отражение в модели концепта privacy в английском языке, а именно:
1. вторжение в частную жизнь «Invasion of privacy» — в английской культуре считается нечто недопустимым.Хотя сам Шерлок Холмс легко узнает самые сокровенные тайны любого человека, вторжение в его частную жизнь не является чем-то, что можно назвать естественным, и он не терпит этого.
2. общественная жизнь «Society» — остается в стороне от частной жизни и практически не строиться на общении.Доказательством этого явления остается клуб «Диоген», где соединяется и личное пространство каждого человека, и в то же время — это общественное место для людей, ищущих уединения.
3. свобода «Freedom» — главными субъективными признаками являются уединение, закрытость.Под понятием «свобода» подразумевается не только свобода действий человека, но его личное пространство, свобода мыслей, чувств и возможность уединения, когда ему это необходимо.
4. домашний очаг «Home» — в английском языке — уединение, рефлексия и спокойствие.Дом — это место, где как Шерлок Холмс, так и доктор Уотсон могут перевести дух от житейских проблем и их приключений, место, где каждый способен уединиться, погрузиться в свои мысли, проанализировать прошлое и поразмышлять о будущем.
5. личное пространство «Personaldistance» — данный компонент очень силен в английском языке.Privacy в значении уединённости, изолированности, личного пространства — это дело каждой отдельной личности, это сфера, в которую можно входить лишь с разрешения самого индивида.Бесспорно, каждый человек имеет право на личное пространство. Даже преступники, нарушившие закон, требуют уважения к их личному пространству, и никто не может с этим поспорить. Ведь золотое правило морали гласит: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Считаем, что в основе связанного с концептом privacy лежат ментальные, географические, культурные причины. На самом деле потребность в privacy — общечеловеческое свойство, присущее в той или иной степени большинству людей, независимо от национальности.
Литература:
- Электроннаябиблиотека «Оригинал». The adventures of Sherlock Holmes by sir Arthur Conan Doyle.
- Прохвачева О. Г. Лингвокультурный концепт “приватность». Волгоград, 2000