Стресс в современном обществе. Стрессоустойчивость педагогов и подростков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №7 (59) июль 2022 г.

Дата публикации: 04.07.2022

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Лесникова, А. А. Стресс в современном обществе. Стрессоустойчивость педагогов и подростков / А. А. Лесникова, С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3161/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются причины и основные симптомы стресса, а также его влияние на организм человека, приведены результаты исследования уровня стрессоустойчивости педагогов и учащихся, проведенного автором.

Ключевые слова : стресс, стрессоустойчивость, уровни стрессоустойчивости, психическое здоровье.

Стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья. Каждый день тысячи людей обращаются к врачам, жалуясь на изнуренность, беспокойство, нервозность, апатию. Эти признаки болезни когда-то врачи называли усталостью. Термин изменился, но суть остается той же: усталость и стресс лишают человека всяческих жизненных сил.Стрессу подвержены все, без исключения, а вот умение выйти из стрессового состояния есть не у всех.

В самом начале XX века Ганс Селье — физиолог, в деталях изучил все симптомы, связанные с реакцией борьбы или бегства, то есть того, из-за чего первоначально и возникал стресс у первобытного человека. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, он определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Ганса Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».

Стресс — это защитная реакция организма на изменение условий, в которых существует живой организм, для сохранения внутренней среды (гомеостаза) в границах, пригодных для выживания и размножения вида [1]

Виды стресса: Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. Эмоциональный стресс. Так называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение [3] Психологический стресс. Как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Стрессам и депрессиям могут быть подвержены и женщины, и мужчины примерно в равной степени. Однако каждый организм имеет свои характерные особенности. Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия. Ведь недаром говорят, что «все болезни от нервов».

Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны. Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения [4]

Стрессоустойчивость — это способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям. Это то качество, которое позволяет нести значительные эмоциональные и волевые нагрузки без ущерба для своего здоровья и окружающих. «Нас убивает не сам стресс, а наша реакция на него» (Селье Ганс). Эта цитата как нельзя лучше описывает понятие стрессоустойчивости.

В зависимости от индивидуальных особенностей личности выделяется три уровня устойчивости к стрессам: высокой, средний и низкий.

Высокий уровень стрессоустойчивости: человек сохраняет спокойствие при любых обстоятельствах, даже тех, в которых большинство из нас впадет в панику или, как минимум, испытает душевное смятение.

Средний уровень стрессоустойчивости: человек со средним уровнем стрессоустойчивости способен противостоять проблемам и неприятностям, хоть и через определенное время, но отпускает критические ситуации: потерю работы, разрыв отношений. Он не геройствует, но и не паникует, способен трезво оценить проблему, ищет пути преодоления трудностей.

Низкая степень стрессоустойчивости: характерна для тревожных личностей с повышенным эмоциональным фоном. Такие люди большинство стрессовых ситуаций воспринимают как несущие угрозу их безопасности и комфорту. Реакции проявляются в форме беспокойства, психического и физического напряжения, нервозности. Данный уровень стрессоустойчивости опасен возникновением различных психосоматических заболеваний.

Мы провели исследование с целью выяснить, насколько подвержены стрессам старшеклассники и педагоги нашей школы. В исследовании мы воспользовались методикой Т. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса». Она позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса. В исследовании приняли участие 84 человека, из которых 60 учащихся в возрасте 15–18 лет и 24 педагога в возрасте 26–50 лет.

Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников и педагогов нашей школы имеют средний уровень стрессоустойчивости. Они подвержены стрессам, но умеют с ними справляться. Для их жизни характерны деятельность и напряжение.

Доля педагогов с высоким уровнем подверженности стрессам больше, чем среди учащихся. Среди преподавателей был выявлен 1 человек, который постоянно находится в состоянии стресса, что может представлять опасность для его здоровья. Деятельность педагогов содержит факторы повышенной психической напряженности, приводящие к выраженному развитию стресса. Основными причинами развития стресса у педагогов являются такие особенности содержания деятельности, как высокая значимость труда и личная ответственность за качество обучения, дефицит времени, большие нагрузки, организационные недостатки и низкое материальное вознаграждение за труд.

Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Помните, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, радуйтесь жизни и дарите радость своим близким! И тогда стресс будет обходить вас стороной.

Литература:

1. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М.: Слово, Эксмо, 2007.

3. Губачев Ю. М. Эмоциональный стресс. — М.: Владос, 2003

4. Левитов Н. Д. Психические состояния человека. — М.: ЗАО «Издательский дом Ридерз Жайджест», 2001

5. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. — М.: Медицина, 2004



Ключевые слова

стресс, стрессоустойчивость, психическое здоровье, уровни стрессоустойчивости
Задать вопрос