Хронотоп стихотворения Роберта Рождественского «Джоконда» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №6 (58) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Прохорова, Д. П. Хронотоп стихотворения Роберта Рождественского «Джоконда» / Д. П. Прохорова, И. М. Сарачакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3111/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье авторы пытаются определить хронотоп стихотворения Роберта Ивановича Рождественского «Джоконда».

Ключевые слова: анализ стихотворения, хронотоп, образ лирического героя.

Стихотворение Роберта Ивановича Рождественского «Джоконда» было напечатано в 1977 году. При визуальном осмотре текста возникают ассоциации с «лесенкой» Маяковского [3]. Во-первых, она помогает передать разговорную интонацию, а Роберт Иванович не медитировал в своих произведениях, он требовал коммуникации с умным читателем: задавал вопросы, намекал на ответы, поддерживая активный диалог: восемь раз в стихотворении он использует умолчание, намеренно обрывая высказывание, передающее взволнованность речи восклицательными знаками и предполагающее, что читатель догадается о невысказанном. Размер стихотворения — пеон 2, который также можно назвать трёх-четырёхстопным ямбом с пиррихиями. 4-х стопный ямб по темпу приближает повествование к прозе, как будто ведётся невидимый рассказ.

Во-вторых, лесенка помогает показать эмоциональное напряжение, где каждое слово — как выкрик. А «Джоконда» требовала особого ритма.

На первый взгляд, стихотворение о взаимоотношениях мужчины и женщины. Композиционно поэт разбивает стихотворение на 5 частей:

  1. Знакомство с женщиной, которая много знает про лирического героя.
  2. Её шепот о времени-западне.
  3. Рассказ о времени, воспрянувшем от вьюг.
  4. Описание той же женщины, но теперь она не говорит, смотрит беспомощно и торжественно.
  5. Исчезает образ конкретного лирического героя, остаётся женщина, которая много знает…

Хронотоп стихотворения представляет собой три этапа жизни лирических ОН/ МЫ, ОНА (Таблица 1).

Таблица 1

Хронотоп стихотворения

ХРОНОТОП

ОН/МЫ

ОНА

Сталинский время

Я чувствую, закрылась западня, бесстыдный мозг, неживые заросли, страх, радения

ВНЕ ВРЕМЕНИ

Знает про меня

Знает и молчит

Глядит поверх

беспомощно,

торжественно

Знает и молчит

Хрущёвская оттепель

Воспрянули, расправили павлинии хвосты, распахнуты ночные кабаки

Будущее

Трава судьбы горчит

Рассмотрим произведение с точки зрения трёх сюжетных линий, описывающих состояние лирического героя в конкретный временной промежуток.

В первом временном промежутке автор раскрывает тему советской цензуры, её влияния на жизнь творцов-шестидесятников, рассказывает о переживаниях лирического героя-поэта (для творчества Роберта Рождественского характерно использование образов лирического Я, а не Героя как такового) в эти непростые времена; во втором временном промежутке — Хрущёвская оттепель, когда смягчилось партийное давление на культурных деятелей, а также о будущее.

Первый временной промежуток (Сталинское время):

…Я чувствую:

скрежещуще

закрылась западня!.. [7, с. 448].

Рождественский использует эпитет «скрежещуще», а не «грохочуще» для описания закрытия некой западни. Скрежещет ржавая дверь, захлопываясь за тобой. Как в своё время Петр Первый прорубил «окно» в Европу, открыв Россию Миру, так и во времена сталинского режима не только закрыли окно, но и дверь и опустили железный занавес. Лирический герой «чувствует», что оказался в западне.

…У ветра вкус ирисочный…

Ириска обладает удивительными качествами — она необычайно плотная и липкая, вам придётся приложить немалое усилие, чтобы освободить слипшиеся из-за лакомства челюсти. Приторная сладость, заполняющая рот — метафора советской идеологии. Как бы ни был Рождественский верен ей, неприятное послевкусие и желание выпить проточной воды не было ему чуждо. Образ ветра иллюстрирует распространение скорби в советском обществе, желание перемен и правды, мечта о свободе слова и действия. А ещё напоминает ветер из «Анчара» А. С. Пушкина:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный ... [6].

Даже ветер у Рождественского, как и у Пушкина, пропитан тлетворной ирисочной липкостью. Люди тяготели к либеральным взглядам, они устали от режима, но революции не планировали. Булат Окуджава рассказывал: «Большинство из нас не было революционерами, не собиралось коммунистический режим уничтожать. Я, например, даже подумать не мог, что это возможно. Задача была — очеловечить его» [5].

… Река черна,

как морс…

Нередко авторы прибегают к приёму тёмных или мутных жидкостей. А река воспринимается как жизнь, как время, которое течёт. У Александра Твардовского в поэме «Василий Теркин» есть строки:

…Кому память, кому слава,

Кому — темная вода,

Ни приметы, ни следа [8].

Это помогает передать неясность, неопределённость судьбы лирического героя. Он увяз в непонимании, как в густом настоянном морсе.

… Садится иней

призрачный

Мы видим отсылку к наступлению зимы, как остановке жизни, и депрессивному настроению автора. У Рождественского любовь часто ассоциируется с весной. В стихотворении «Все начинается с любви» есть строки:

Весна шепнет тебе:

«Живи...»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься [7, с. 588].

Весна у поэта означает начало жизни, а значит, и любви. Но кроме весенней любви Рождественский говорит и о зимней любви. Эта любовь окрашивается в иные, холодные тона и краски. Зимой, по мнению поэта, лучше не начинать отношений. Эту мысль он выразил в стихотворении «Зимняя любовь»:

Слишком холодно на дворе,

Зря любовь пришла в декабре.

У любви зимой — короткий век.

В последней строфе автор противопоставляет весну и зиму:

Клятвы зимние холодны,

Долго буду я ждать весны...

Основанием любви выступает весна. Весна вдыхает в природу жизнь, весной природа расцветает и оживает. Таким образом, расцвет любви, согласно философской концепции любви поэта, связан с определенными циклами времени. Время либо подталкивает любовь, либо обдает ее холодом.

На мой бесстыдный мозг…

Почему бесстыдный? По словарю Ожегова, бесстыдный — лишённый чувства стыда, противоречащий общественной морали , непристойный [4].

Герой понимает, что происходит вокруг него и что он не как все. Увязнуть, значит остановиться без движения, а это для него подобно смерти. Призрачный иней «сел на мозг», ограничил возможности героя мыслить свободно и непринуждённо. Он ощущает себя неживым: иней садится и не тает на окоченевшем теле, в голове:

…Где

неживые заросли

непроходимых трав.

Где глухо и безжалостно

Ворочается страх.

В голове героя неживые мысли, страх воспринимается как живое существо, которое ворочается глухо, но безжалостно. Чего боится герой? Может быть, ответ в следующих строчках?

Где за полночь

радения

щемящи,

как вокзал.

Радение — форма коллективного богослужения у некоторых религиозных конфессий, характеризующаяся исполнением эмоциональных песнопений и ритуальных танцев, как правило, связанных с круговым движением, с целью приведения участников в экстатическое состояние. Скорее всего, лирический герой вспоминает о чёрных машинах, которые ездили каждую ночь и арестовывали неугодных. Был человек — и нет. Отсюда и сравнение ощущения «как вокзал» с щемящим чувством расставания.

Где вдруг хлестнут

видения,

Как бритвой по глазам!...

Анафора «где» встречается четырежды, нагнетает напряжение, создаётся замкнутое ощущение тяжести. Понимает ли герой, что происходит вокруг него? Наверно, да, поэтому и эти видения, «хлестающие» по глазам… Роберт Рождественский много курил, об этом рассказывала его дочь в интервью «Комсомольской правде». Частые стрессы, чувство тревоги, неконтролируемое употребление никотина сходны с состоянием лирического героя.

Легально заниматься искусством в тоталитарном государстве становится практически невозможно — власть формирует подтекст произведений. Политика руководит творчеством.

Во втором временном промежутке

…Сады от вьюг воспрянули,

беснуются коты...

И мы опять

расправили

павлинии

хвосты…

На смену холодной цензуре и сталинскому режиму приходит Оттепель (речь идет о этапе истории, носящем название «Хрущёвская оттепель»). Рождественский показывает наступление весны через очевидные ассоциации: гулящие коты, сады, ожившие после зимних вьюг сады.

Впервые со времён Серебряного века настала эпоха популярности поэзии. Поэты-шестидесятники «расправили павлинии хвосты» (жаль, не крылья), они собирали многотысячные аудитории. Иx сборники быстро раскупались, а сами авторы стали символом творческого подъёма, свободомыслия, перемен в обществе.

Но что-то не так на этом празднике жизни…Почему потерялось Я, а появились МЫ? Герой теряет свою индивидуальность, своё Я, становится частью МЫ. Павлины, с которыми сравнивает себя и своих современников поэт, славятся своей красотой. Они производят большое визуальное впечатление. Летать они в случае опасности тоже умеют, однако, Рождественские павлины расправили только хвост, а крылья оставили в покое. Шестидесятники чувствовали себя свободными.

То свадьбой,

то поминками

врезаются года...

Время полетело с ошеломительной скоростью. Но годы запоминались только горестными «поминками» и радостными «свадьбами». Больше ничего не происходит, ничего не меняется. Более того, появляется разгул:

А мы о ней –

с подмигами.

Красавица,

айда!

Святое превращается во что-то простое, доступное.

Шестидесятники привнесли уйму новшеств в жизнь простых людей, задавали свои тренды (Красавица, айда!). Общество смогло выдохнуть и начать жить в удовольствие:

Айда! -

в тугую патоку.

Айда! -

на сквозняки

Железный занавес ещё не открылся, но окно открыли, потянуло сквозняком, свежим ветром.

Скорей!

уже распахнуты

ночные кабаки!

В этом месте хочется, как Блок, надеяться и кричать:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты… [1],

потому что свободу подменили общим весельем.

Все это наша вотчина,

пока не сгинул

век!..

Вотчина — родовое, наследственное земельное владение. Герой понимает, что время не выбирают, в нём живут. Он уверен, что до конца жизни человека будут преследовать падения (вроде изоляции Рождественского) и взлёты (нарастающая популярность поэзии и творческих лидеров). Людям всегда будет о чём думать, рассуждать.

Однако причём тут Джоконда? Кто эта много знающая, но хранящая молчание женщина, трижды упоминаемая в стихотворении?

Леонардо Да Винчи написал известнейшее полотно с улыбающейся девушкой еще в 1503 году. Теофиль Готье был первым, кто написал об улыбке Джоконды. До этого современники восторгались мастерством художника в передаче выражения лица, виртуозном исполнении и выборе красок, живости и натуральности изображения, но не усматривали в картине скрытых знаков, намеков и зашифрованных посланий.

Поэт пишет:

…Как много

эта женщина

знает про меня!..

Итак, ОНА — это кто-то/что-то бесконечное, проходит через годы, ей известно всё о мире, в котором живёт лирический герой. ОНА очевидно не человечна. Может, это СУДЬБА? Значит, строки поэта можно расценивать, как игру с судьбой.

…Все это ей прошепчено.

Расхвастано, звеня...

Лирический герой ЕЙ прошептал? Скорее всего, ОНА, как провидец, шепчет ему, но наш герой не воспользовался знаниями, они присвоены как свои, разбросаны в толпу, как монеты.

Несмотря на время, ОНА знает про него больше, чем он про себя.

А мы о ней —

с подмигами.

Исчезает Я, появляется МЫ. Лирический герой становится частью массы, теряя индивидуальность. Да, появляется ощущение кажущейся свободы, но настоящая свобода заменяется разгулом.

Она неразговорчива.

Она глядит

поверх.

Женщина-провидец смотрит критически поверх собеседника. Она уже ничем не может ему помочь, потому что знания, которые ему нашепчены, не слышатся лирическим героем.

Как много

эта женщина

знает.

И молчит…

Если в начале стихотворения эта женщина знает много про лирического героя, то в конце исчезают знания ПРО МЕНЯ, остаётся видение ВООБЩЕ. В отличие от Моны Лизы Леонардо да Винчи Рождественская Джоконда тоже молчит, но уже не улыбается.

Так о чём же всё-таки стихотворение Роберта Рождественского «Джоконда»? О времени, когда герой — личность, но ощущает себя неживым, потому что в его голове ворочается страх. Наступает новое время, но герой теряет себя как индивидуальность, становится частью общества, поддаётся общему веселью.

Вне этих времён стоит женщина-судьба, женщина-провидец. Лирический герой слышит её шёпот, но не внемлет ему. В период общего веселья ему не хватает времени остановиться и проанализировать её шёпот. Женщина-провидец смотрит критически поверх собеседника. Она уже ничем не может ему помочь, она молчит. Где-то на подсознании ОН всё понимает, но остановиться не может, поэтому трава судьбы горчит.

И поэт чувствует этот удар, ему горчит трава судьбы, но важно жить сегодняшним днём, быть тем, «чем до тебя никто не был», как завещал И. Бродский [2].

Литература:

  1. Блок, А. А. Стихотворение «Россия»/ А. А. Блок — 1908 г.
  2. Бродский, И. А. стихотворение «Не выходи из комнаты»/ И. А. Бродский — 1970г
  3. Григорьева, Т. [Электронный ресурс] статья «Зачем Маяковский писал лесенкой?»/ портал КУЛЬТУРА.РФ — Режим доступа: https://www.culture.ru/s/vopros/stihi-lesenkoy/ (Дата обращения: 18.05.2022)
  4. Ожегов, С. И. толковый словарь/ С.И Ожегов — 1949 г. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/ (Дата обращения: 18.05.2022)
  5. Окуджава, Б.Ш. [Электронный ресурс] «Мечтали зло унять и новый мир построить».../ Центральная электронная библиотека Нижнего Тагила — Режим доступа: http://okudjava-tagil.ru/o-pisatele (Дата обращения: 18.05.2022)
  6. Пушкин, А. С. Стихотворение «Анчар»/ А. С. Пушкин — 1832 г.
  7. Рождественский, Р. И. Собрание стихотворений, песен и поэм в одном томе/Роберт Рождественский.-М.:Эксмо, 2014. _ 1088с.
  8. Твардовский, А.Т. поэма «Василий Теркин»/А. Т. Твардовский — М:. Вече, 2012 г. — 317 с.


Ключевые слова

хронотоп, анализ стихотворения, образ лирического героя
Задать вопрос