Особенности эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (58) июнь 2022 г.

Дата публикации: 30.05.2022

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Абдрахманова, К. В. Особенности эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса / К. В. Абдрахманова, А. В. Маркер. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3105/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье приводятся результаты исследования эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса. Результаты исследования показали, что у школьников профильного лингвистического класса лучше развито понимание эмоций, как своих, так и чужих. Это вполне объяснимо, так как иностранный язык стимулирует ранее развитие образного мышления, рефлексии, коммуникативных качеств.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профильный класс.

Сегодня многие люди находятся в активном движении, стремятся к значимым достижениям и быстрому развитию. Живя в таком ритме все труднее справляться с собственными эмоциями, не говоря уже о том, чтобы управлять эмоциями окружающих.

Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, неоспоримы. Интеллектуальные тесты, популярные в начале 20 века, в настоящее время всё реже применяются в целях отбора соискателей на определенную работу или школьников в соответствующие специализированные классы, хотя первоначально были созданы для этого. Возникла потребность в новом подходе к оценке успешности личности. Ответом на практический запрос стала концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психологическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67 % лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза. [1]

Проблема исследования сводится к недостаточной изученности структуры эмоционального интеллекта у школьников. В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности.

Нами было проведено тестирование среди учащихся профильного лингвистического класса МАОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27» и школьников, обучающихся в классах с традиционной образовательной программой в возрасте 16–17 лет. Группа участников анкетирования, которая обучается по традиционной образовательной программе, была сформирована из школьников других образовательных учреждений. Всего в исследовании приняли участие 20 школьников юношеского возраста, среди которых 10 человек из профильного класса и 10 из классов с традиционной образовательной программой.

В ходе исследования была выбрана методика «ЭмИн» (автор: Д. В. Люсин), предназначенная для измерения эмоционального интеллекта. [2]

Результат исследования эмоционального интеллекта у учащихся профильного и традиционного класса по методике «ЭмИн» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного исследования уровней и видов эмоционального интеллекта школьников разных классов по тестовой методике «ЭмИн» (в %)

Шкалы эмоционального интеллекта по методике «ЭмИн»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ПК

ТК

ПК

ТК

ПК

ТК

МЭИ (межличностный ЭИ)

40 %

40 %

50 %

50 %

10 %

10 %

ВЭИ (внутриличностный ЭИ)

30 %

60 %

50 %

20 %

20 %

20 %

ПЭ (понимание эмоций)

40 %

50 %

30 %

50 %

30 %

0 %

УЭ (управление эмоциями)

50 %

40 %

30 %

30 %

20 %

30 %

Примечание: ПК — профильные классы, ТК — классы с традиционной программой обучения.

На основе данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что у учащихся обоих классов одинаковое соотношение уровней межличностного интеллекта. Так, 10 % из каждого класса имеют высокий уровень МЭИ, т. е. они хорошо понимают чужие эмоции и умеют управлять ими. Большая часть опрошенных имеют средний, либо низкий МЭИ. Скорее всего, это связано с тем, что в юношеском возрасте адаптация к взрослой жизни только начинается и многим непросто определить эмоции собеседников, так как не хватает опыта.

Внутриличностный эмоциональный интеллект намного лучше развит у учащихся профильного класса. Это способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими. У 60 % учащихся традиционного класса ВЭИ на низком уровне и всего лишь 20 % на высоком. В то время как у профильных классах 50 % обучающихся — средний показатель. Так как для тестирования был выбран профильный класс с углубленным изучением языков, мы предполагаем, что у таких учащихся развиты коммуникативные качества, образное мышление, рефлексия. Общение с людьми неразрывно связано внутриличностным ЭИ человека, потому что умение понимать и контролировать свои эмоции помогает построить хорошие, благоприятные отношения с окружающими, а осознание собственных чувств позволяет лучше понимать других.

Если сравнить понимание эмоций (ПЭ) в целом (своих и чужих) в каждом классе по отдельности, можно сделать вывод, что у учеников профильной группы в среднем хорошие показатели. У 40 % — низкий уровень, у 30 % -средний, а высокий уровень у 30 % учащихся. Т. е. большая часть класса умеет распознавать свои эмоции и чужие. Как и говорилось ранее, это связано с особенностями деятельности, потому что класс — лингвистический. Такой класс изучает языки, а это предполагает постоянное общение.

А вот показатель в традиционном классе не имеет высоких результатов. 50 %-средний показатель и 50 %-низкий. Возможно, в силу того что такой возраст, постоянные стрессы в школе, подготовка к экзаменам, а также мало навыка в общении. В таком состоянии трудно понимать как себя, так и других.

Что касается управлений эмоций, то в профильном классе 50 % имеют низкий результат. По статистике, те люди, которые изучают языки, экстраверты, а экстраверты в свою очередь люди очень эмоциональные. Поэтому, возможно, таким людям тяжело управлять не только своими, но и чужими эмоциями.

В традиционном классе показатели хорошие: 40 %-плохо управляют эмоциями, а остальные 60 % имеют средний или высокий уровень. Факторы, которые повлияли на такой результат, могут быть разными. Это и характер, и общение с родителями, и окружение.

Вывод. Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) — это понимание и управление чужими эмоциями на базовом интуитивном уровне. По шкале МЭИ различий в группах школьников, обучающихся по разным программам, выявлено не было. В свою очередь, понимание и управление своими эмоциями (шкала ВЭИ) на базовом уровне уже имеет отличия. Школьники профильного лингвистического класса показали более высокие результаты на среднем и высоком уровне выраженности данного показателя, а именно показателя ВЭИ.

Эти результаты (о том, что школьники профильного класса уже на базовом уровне лучше понимают свои эмоции), были подтверждены данными по шкале ПЭ — понимание эмоций. Так, только школьники профильного лингвистического класса показали высокий уровень понимания уже и своих, и чужих эмоций. Также у них ниже показатели низкого уровня понимания эмоций.

По шкале управления и своими, и чужими эмоциями, а также контроля экспрессии — это шкала УЭ — различия имеются. Учащиеся профильных классов более экспрессивны, у них крайне небольшой уровень контроля эмоций.

Полученные различия нами объяснились с позиции особенностей «языковых» детей. У данной категории более развито образное мышление, которое позволяет увидеть ситуацию, предмет, человека, во всём многообразии признаков, эмоций и чувств. Также изучение иностранных языков развивает коммуникативные навыки, диалоговую речь, умение включать в общение и вербальные, и невербальные средства общения, что также способствует развитию определенных сторон эмоционального интеллекта (например, лучшему пониманию эмоций, но более слабому их контролю).

Литература:

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2021
  2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004


Задать вопрос