Особенности эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (58) июнь 2022 г.

Дата публикации: 30.05.2022

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Абдрахманова, К. В. Особенности эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса / К. В. Абдрахманова, А. В. Маркер. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3105/ (дата обращения: 24.11.2024).



В данной статье приводятся результаты исследования эмоционального интеллекта учащихся профильного лингвистического класса. Результаты исследования показали, что у школьников профильного лингвистического класса лучше развито понимание эмоций, как своих, так и чужих. Это вполне объяснимо, так как иностранный язык стимулирует ранее развитие образного мышления, рефлексии, коммуникативных качеств.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профильный класс.

Сегодня многие люди находятся в активном движении, стремятся к значимым достижениям и быстрому развитию. Живя в таком ритме все труднее справляться с собственными эмоциями, не говоря уже о том, чтобы управлять эмоциями окружающих.

Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, неоспоримы. Интеллектуальные тесты, популярные в начале 20 века, в настоящее время всё реже применяются в целях отбора соискателей на определенную работу или школьников в соответствующие специализированные классы, хотя первоначально были созданы для этого. Возникла потребность в новом подходе к оценке успешности личности. Ответом на практический запрос стала концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психологическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67 % лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза. [1]

Проблема исследования сводится к недостаточной изученности структуры эмоционального интеллекта у школьников. В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности.

Нами было проведено тестирование среди учащихся профильного лингвистического класса МАОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27» и школьников, обучающихся в классах с традиционной образовательной программой в возрасте 16–17 лет. Группа участников анкетирования, которая обучается по традиционной образовательной программе, была сформирована из школьников других образовательных учреждений. Всего в исследовании приняли участие 20 школьников юношеского возраста, среди которых 10 человек из профильного класса и 10 из классов с традиционной образовательной программой.

В ходе исследования была выбрана методика «ЭмИн» (автор: Д. В. Люсин), предназначенная для измерения эмоционального интеллекта. [2]

Результат исследования эмоционального интеллекта у учащихся профильного и традиционного класса по методике «ЭмИн» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного исследования уровней и видов эмоционального интеллекта школьников разных классов по тестовой методике «ЭмИн» (в %)

Шкалы эмоционального интеллекта по методике «ЭмИн»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ПК

ТК

ПК

ТК

ПК

ТК

МЭИ (межличностный ЭИ)

40 %

40 %

50 %

50 %

10 %

10 %

ВЭИ (внутриличностный ЭИ)

30 %

60 %

50 %

20 %

20 %

20 %

ПЭ (понимание эмоций)

40 %

50 %

30 %

50 %

30 %

0 %

УЭ (управление эмоциями)

50 %

40 %

30 %

30 %

20 %

30 %

Примечание: ПК — профильные классы, ТК — классы с традиционной программой обучения.

На основе данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что у учащихся обоих классов одинаковое соотношение уровней межличностного интеллекта. Так, 10 % из каждого класса имеют высокий уровень МЭИ, т. е. они хорошо понимают чужие эмоции и умеют управлять ими. Большая часть опрошенных имеют средний, либо низкий МЭИ. Скорее всего, это связано с тем, что в юношеском возрасте адаптация к взрослой жизни только начинается и многим непросто определить эмоции собеседников, так как не хватает опыта.

Внутриличностный эмоциональный интеллект намного лучше развит у учащихся профильного класса. Это способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими. У 60 % учащихся традиционного класса ВЭИ на низком уровне и всего лишь 20 % на высоком. В то время как у профильных классах 50 % обучающихся — средний показатель. Так как для тестирования был выбран профильный класс с углубленным изучением языков, мы предполагаем, что у таких учащихся развиты коммуникативные качества, образное мышление, рефлексия. Общение с людьми неразрывно связано внутриличностным ЭИ человека, потому что умение понимать и контролировать свои эмоции помогает построить хорошие, благоприятные отношения с окружающими, а осознание собственных чувств позволяет лучше понимать других.

Если сравнить понимание эмоций (ПЭ) в целом (своих и чужих) в каждом классе по отдельности, можно сделать вывод, что у учеников профильной группы в среднем хорошие показатели. У 40 % — низкий уровень, у 30 % -средний, а высокий уровень у 30 % учащихся. Т. е. большая часть класса умеет распознавать свои эмоции и чужие. Как и говорилось ранее, это связано с особенностями деятельности, потому что класс — лингвистический. Такой класс изучает языки, а это предполагает постоянное общение.

А вот показатель в традиционном классе не имеет высоких результатов. 50 %-средний показатель и 50 %-низкий. Возможно, в силу того что такой возраст, постоянные стрессы в школе, подготовка к экзаменам, а также мало навыка в общении. В таком состоянии трудно понимать как себя, так и других.

Что касается управлений эмоций, то в профильном классе 50 % имеют низкий результат. По статистике, те люди, которые изучают языки, экстраверты, а экстраверты в свою очередь люди очень эмоциональные. Поэтому, возможно, таким людям тяжело управлять не только своими, но и чужими эмоциями.

В традиционном классе показатели хорошие: 40 %-плохо управляют эмоциями, а остальные 60 % имеют средний или высокий уровень. Факторы, которые повлияли на такой результат, могут быть разными. Это и характер, и общение с родителями, и окружение.

Вывод. Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) — это понимание и управление чужими эмоциями на базовом интуитивном уровне. По шкале МЭИ различий в группах школьников, обучающихся по разным программам, выявлено не было. В свою очередь, понимание и управление своими эмоциями (шкала ВЭИ) на базовом уровне уже имеет отличия. Школьники профильного лингвистического класса показали более высокие результаты на среднем и высоком уровне выраженности данного показателя, а именно показателя ВЭИ.

Эти результаты (о том, что школьники профильного класса уже на базовом уровне лучше понимают свои эмоции), были подтверждены данными по шкале ПЭ — понимание эмоций. Так, только школьники профильного лингвистического класса показали высокий уровень понимания уже и своих, и чужих эмоций. Также у них ниже показатели низкого уровня понимания эмоций.

По шкале управления и своими, и чужими эмоциями, а также контроля экспрессии — это шкала УЭ — различия имеются. Учащиеся профильных классов более экспрессивны, у них крайне небольшой уровень контроля эмоций.

Полученные различия нами объяснились с позиции особенностей «языковых» детей. У данной категории более развито образное мышление, которое позволяет увидеть ситуацию, предмет, человека, во всём многообразии признаков, эмоций и чувств. Также изучение иностранных языков развивает коммуникативные навыки, диалоговую речь, умение включать в общение и вербальные, и невербальные средства общения, что также способствует развитию определенных сторон эмоционального интеллекта (например, лучшему пониманию эмоций, но более слабому их контролю).

Литература:

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2021
  2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004


Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Задать вопрос