«Бесы» — роман-пророчество | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая научная новизна Необычная тема исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 1192 раза

Библиографическое описание:

Никонова, В. Н. «Бесы» — роман-пророчество / В. Н. Никонова, И. М. Игнатьев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3050/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье роман Ф. М. Достоевского «Бесы» рассматривается как роман-предсказание, роман-предупреждение. В исследовании раскрывается пророческий потенциал данной книги.

«Бесы» — это не просто гениальный роман, это еще и роман-предостережение, роман- пророчество . Достоевский буквально предсказал то, что произошло с Россией в первой трети XX века. Автор достаточно точно описал характер и черты революционера-радикала, который в итоге окажется у власти в новом, советском государстве.

Теме пророчества романа посвящено не так много научных работ, а во многих исследованиях она упоминается лишь вскользь. Возможно, в определенной мере пророческий потенциал романа недооценен, и мы считаем, что данной проблеме должно быть уделено особое внимание.

Роман уникален по многим причинам: это и мастерское соединение, казалось бы, неважных, поверхностных деталей и глубокого смысла, который скрывается за ними; это и переплетение религиозных, философских и политических идей, и полное погружение в современные реалии. Но помимо всего этого произведение имеет пророческий потенциал. «Бесы» — пророческий роман, в котором мир представлен в момент своего конца, это роман-предупреждение, призыв людей к бдительности. Писатель предвидел общественную катастрофу и появление личностей подобных Нечаеву. Создавая «Бесов», Достоевский опирался на материалы дела Нечаева.

21 ноября 1869 г. под Москвой руководителем тайной революционной организации «Общество народной расправы» (целью которого были подрывные политические акции) С. Г. Нечаевым и четырьмя его сообщниками — П. Г. Успенским, А. К. Кузнецовым, И. Г. Прыжовым и Н. Н. Николаевым — был убит студент И. И. Иванов (член этой же организации), в связи с тем, что тот высказывался против лидера общества — Сергея Нечаева.

Данный роман — первое и последнее политическое произведение Достоевского. Свершились катастрофические пророчества писателя: Россия попала в пучину социальной революции, в «царство бесов», которое было предсказано Достоевским. Главная трагедия заключается не столько в ложности политических устремлений, сколько в открытом предпочтении зла добру и в утрате православной веры. Писатель показал зарождение в обществе разрушительных идей, становление под их влиянием различных типов экстремистских личностей, влияние их на обывателей и, вследствие этого, разрушение устоев, культурных и моральных ценностей. Достоевский — единственный, кто из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью.

Словами Степана Трофимовича Достоевский дает надежду на исцеление: « Эти бесы — это все язвы, все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и бесенята, накопившиеся в великом и малом нашем больном, за века, за века! Но великая мысль и великая воля осенят ее свыше, как того безумного, бесноватого, и выйдут все эти бесы. Вся нечистота… Но больной исцелится и сядет у ног Иисусовых… и будут все глядеть с изумлением…»

Роман остается актуальным по сей день. Достоевский описывает реальных людей и реальные ситуации. Одинаковые личности формируют одинаковые события и социум. Время идет, люди не меняются. Личности, описанные в произведении, существуют до сих пор: пытаясь быть вовлеченными в общественную жизнь, считая себя выразителями общественного мнения, они начинают рассуждать о глобальных вещах, ничего в них не понимая и не отвечая за последствия. В «Бесах» есть мучительный поиск религиозной нравственности, что и составляет мировую ценность литературных произведений Ф. М. Достоевского.

Революция 1917 года использовала те же методы создания смуты и хаоса в обществе для «раскачивания» всех слоев населения и подготовки к перевороту, что и в романе.

И в романе, и в реальных событиях 1917 года действовали молодые люди. Молодежь всегда настроена бунтарски. У нее пока нет ответственности за семью, детей, нет жизненного опыта, поэтому ей легче принять идеи тотального разрушения. Молодой человек еще ничего не создал, ему нечего терять. В романе все главные «бесы» — молодые люди.

Революционные настроения в начале XX века также вызревали в молодой студенческой среде и проникали к рабочим на заводы и фабрики. Лозунг «Свобода, равенство, братство!» — это лозунг Французской революции, после которой тоже пролились реки крови. Идеологи и организаторы революции 1917 года действовали похоже. Точно так же, как в романе, среди них были идейные вдохновители, руководители, исполнители.

В начале ХХ века так инструктировали революционеров организаторов: «Идите к молодежи, основывайте тотчас боевые дружины везде и повсюду и у студентов, и у рабочих особенно. Пусть тотчас же вооружаются они сами, кто как может, кто револьвером, кто ножом, кто тряпкой с керосином для поджога и т. д. Отряды должны тотчас же начать военное обучение. Одни сейчас же предпримут убийство шпика, взрыв полицейского участка, другие — нападение на банк для конфискации средств для восстания. Не бойтесь этих пробных нападений. Они могут, конечно, выродиться в крайность, но это беда завтрашнего дня. Пусть каждый отряд сам учится хотя бы на избиении городовых: десятки жертв окупятся с лихвой тем, что дадут сотни опытных борцов, которые завтра поведут за собой сотни тысяч».

Печатали листовки, прокламации, агитировали и «разъясняли». Провокациями подстрекали людей к забастовкам и бунту.

Очень похоже на «программу» действий Верховенского.

В романе каждый из революционеров исповедует свою теорию, бесовщина их связана с отрицанием не только существующего общественно-политического строя, но и всех его достижений (военных, культурных, экономических и пр.), а также с верой в Бога и с неверием в него.

В начале века все это приобрело большие масштабы: образовались партии, с непримиримыми взглядами на дальнейшее устройство страны, на отношение к Богу. Большевики исповедовали атеизм. Много было расстреляно священников. После ликвидации большевиками свободы печати, институтов права и собственности в ноябре-декабре 1917 года физическое устранение «классово чуждых элементов» стали только вопросом времени.

А идея Шигалева с помощью большого количества «петров верховенских» в начале века превратились в зловещий террор, обращенный против народа. Трагедия гражданской войны расколола народ и привела к неисчислимым жертвам. Погибли сотни тысяч людей. И если в романе показано одно убийство человека, не разделившего взгляды революционного кружка, то после победы большевиков истребляли людей по классовому признаку: расстреляли всю царскую семью, убивали военных, общественных деятелей и людей другого сословия. Революция с ее хорошими лозунгами утонула в крови. Грабежи, насилия, убийства, карательные акции в отношении сел и деревень в районах действий красных партизан, особенно на востоке России — это исторические факты, которые отрицать бессмысленно. Был «красный» и «белый» террор, ужасный по жестокости и ненависти.

Литература:

  1. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы»: некоторые аспекты восприятия» // Вестник СПБГУКИ. –2013. — № 4. — С. 133–136.
  2. Чудинов Сергей Иванович, Соина Ольга Сергеевна. Нигилистические типы личности и экстремистское сознание в творчестве Ф. М. Достоевского (на материале рома на «Бесы») // Манускрипт. — 2019. -№ 10. — C. 197–201.
  3. Нечаев С. Г. «Катехизис революционера» Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. М.: Археографический центр, 1997. — С. 244–248. — 576 с.
  4. Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990. 480 с.
  5. https://polka.academy/articles/525


Похожие статьи

Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»

В статье рассматривается вопрос использования «говорящих имен» в художественных произведениях А. П. Чехова как средство характеристики героев. Эта работа представит возможность составить собственное мнение о герое, понять толкование «говорящих» фамил...

Морфологический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует морфологический способ выражения сравнения в рассказах о природе.

Синтаксический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует синтаксический способ выражения сравнения на примере трех рассказов.

Эмоциональные концепты «страх» и «одиночество» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»

На материале романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» известного австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля изложены результаты исследования эмоциональных концептов «страх» и «одиночество», занимающих значительное место в концеп...

Мифы о памяти

В статье разоблачаются популярные мифы и заблуждения в области памяти. Автор провел исследование, в котором участвовали ученики Государственного автономного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации «Школа-интернат лицей-инте...

Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева «Дневник Сатаны» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

Концептосфера «любовь» в романном творчестве Маргерит Дюрас (на материале романа «Модерато кантабиле»)

В данной статье рассматривается концептосфера «любовь» в романе М. Дюрас «Модерато кантабиле».

Методология анализа иноязычных вкраплений в художественном тексте (на материале произведения Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»)

В данной статье рассматриваются методы изучения иноязычных вкраплений в творчестве Ф. М. Достоевского. Подробно описывают методы исследования и приводятся конкретные примеры анализа.

Писатели-фантасты — предсказатели будущего

Работа представляет собой анализ произведений писателей-фантастов. В статье описаны предметы и явления, которые были придуманы авторами давно и считались вымыслом, но в наше время они существуют.

Похожие статьи

Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»

В статье рассматривается вопрос использования «говорящих имен» в художественных произведениях А. П. Чехова как средство характеристики героев. Эта работа представит возможность составить собственное мнение о герое, понять толкование «говорящих» фамил...

Морфологический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует морфологический способ выражения сравнения в рассказах о природе.

Синтаксический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует синтаксический способ выражения сравнения на примере трех рассказов.

Эмоциональные концепты «страх» и «одиночество» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»

На материале романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» известного австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля изложены результаты исследования эмоциональных концептов «страх» и «одиночество», занимающих значительное место в концеп...

Мифы о памяти

В статье разоблачаются популярные мифы и заблуждения в области памяти. Автор провел исследование, в котором участвовали ученики Государственного автономного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации «Школа-интернат лицей-инте...

Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева «Дневник Сатаны» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

Концептосфера «любовь» в романном творчестве Маргерит Дюрас (на материале романа «Модерато кантабиле»)

В данной статье рассматривается концептосфера «любовь» в романе М. Дюрас «Модерато кантабиле».

Методология анализа иноязычных вкраплений в художественном тексте (на материале произведения Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»)

В данной статье рассматриваются методы изучения иноязычных вкраплений в творчестве Ф. М. Достоевского. Подробно описывают методы исследования и приводятся конкретные примеры анализа.

Писатели-фантасты — предсказатели будущего

Работа представляет собой анализ произведений писателей-фантастов. В статье описаны предметы и явления, которые были придуманы авторами давно и считались вымыслом, но в наше время они существуют.

Задать вопрос