Что таят в себе конфетные фантики | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая научная новизна Необычная тема исследования

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №4 (56) апрель 2022 г.

Дата публикации: 02.04.2022

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Чечёткина, М. Е. Что таят в себе конфетные фантики / М. Е. Чечёткина, Л. И. Тевелева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/3012/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье авторы пытаются определить, что таят в себе конфетные фантики.

Ключевые слова: фантики, конфеты.

I. Что таят в себе конфетные фантики?

1. Знаете ли вы, что…

(Этимология слова «конфета» и немного истории)

Слово «конфета» придумали итальянские аптекари: так они называли засахаренные или переработанные в варенье фрукты.

Масштабное производство конфет появилось в России только в 19 веке. Итальянское слово «confettо» — «конфета, пилюля» — восходит к латинскому «confetus» — «приготовленное в сахаре».

«Крупнейшим производителем конфет, например, в Одессе на рубеже 19–20 вв. была кондитерская фабрика братьев Крахмальниковых. Для продажи больших количеств (килограмм) своей продукции предприниматели создали собственное производство упаковки — бонбоньерок («bonbonniere» — «конфетница»: «bonbon» — «конфета») Конфетницы были самые разнообразные: картонные, деревянные, жестяные... Упаковка в том числе служила и рекламным целям: содержала сведения об адресах магазинов, наградах производителя» [3].

Любопытный исторический факт: в Москве 1920-х годов рекламой конфет «монпансье» из Моссельпрома — крупнейшего магазина в тогдашней Москве — занимался поэт Владимир Маяковский, причем считал эту работу нужной и важной.

Вот что он писал в статье «Агитация и реклама»:

«Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь… Реклама должна быть выдумкой… Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР все должно работать на пролетарское благо» [1].

Знаменитое «Нигде, кроме как в Моссельпроме!» Маяковский придумал специально для «Московского губернского объединения предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности»:

«Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации».

Если вы давно удовольствий не имели,

Купите здесь Моссельпромовской карамели!

2. От «фанта» — к «фантику»…

Для перевозки и хранения продуктов люди традиционно использовали то, что попадало под руку. С изобретением бумаги, ткани, фольги, целлофана, парафинированной бумаги появилась собственно упаковка.

«Именно парафинированная бумага стала материалом для фантика. Придумал ее в 1872 году известный американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон, тот самый Эдисон, который также усовершенствовал телеграф, телефон, изобрел фонограф и предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло» [6].

Существительное «фантик» — производное от исходного «фант». Что же такое фант? Слово это заимствованное (польское fant, немецкое pfand) и обозначает «залог».

Откроем толковый словарь С. И. Ожегова: «фант:

1) игра, в которой ее участники выполняют шуточное задание, назначаемое по жребию.

2) вещь, отдаваемая участником этой игры для жеребьевки».

Что такое «фантик»?

По словарю, фантик — это пустая облатка, вощеная бумага, обертка для конфет. Конечно, данное существительное — производная форма (суффикс-ик) от исходного «фант». Еще одним увлечением советских ребят (хобби советского детства) было собирание (коллекционирование) фантиков. Оказывается, «этот вид коллекционирования не ушел в небытие, более того — получил наименование «сакулумистика» и достаточно популярен и в настоящее время.

Благодаря инициативе московских сакулумистов — Виктора Кудрявцева и Игоря Смиренного в мае 2011 года в Москве была организована, имела шумный успех Ретроспективная художественная выставка «Серебряный век русского фантика».

Итак, для чего нужны фантики?

Кроме основного предназначения в качестве упаковки (конфетной обертки), фантик использовался как во взрослых, так и в детских играх, это объект коллекционирования (сакулумистики). Кроме этого, возможно вторичное использование фантика в качестве закладок для книг, различных поделок (корзинки для мелочей, медальоны...).

3.Фантик как предмет прикладной графики

Фантик, его оформление не рассматривалось как вид искусства, тем не менее в конце XIX — начале XX в.в. этикетки для российских товаров (и не только этикетки) создавались художниками М. Врубелем, В. Васнецовым, И. Билибиным, А. Бенуа, Н. Андреевым.

В первые годы Советской власти созданием эскизов для конфетных оберток также занимались профессиональные художники В. Кандинский и А. Родченко.

Художественное оформление фантика для конфет следовало за общим характером развития искусства.

«Не прошел мимо фантика, например, стиль модерн: конфетные обертки стали украшать характерными для модерна стилизованными растительными орнаментами, женскими головками, изображением барышень в длинных платьях, оригинальными пейзажами. Оформление упаковки для кондитерских изделий российские предприниматели заказывали также «отцу» стиля модерн чешскому художнику Альфонсу Мухе, который бывал в России» [3].

4.Фантик-свидетельство русской истории

Если взглянуть на ассортимент конфет, которые производились в России конца XIX — начала XX веков, среди них можно встретить карамели «Царская», «Царь Федор Михайлович». К 300-летию Дома Романовых, например, была выпущена конфетная серия «Цари», другая же серия была посвящена 100-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Фантики советских лет, их названия, действительно, живая история: это карамели «Серп и молот», «Пролетарская», «Красноармейская», «Наша индустрия», конфеты «Пионер», «Народная», «Республиканская», «Объединенный труд», «Красная звезда».

5.Фантики могут «образовывать»

Помимо всего прочего, конфетные фантики, действительно, могут «образовывать» потребителя — ненавязчиво, как бы развлекая, «случайно».

В России XIX в., например, фабрика Жоржа Бормана выпуска монпансье, на этикетках которого были помещены портреты русских писателей (Гоголя, Достоевского, Толстого) с цитатами из их произведений, выпускались и серии шоколада: «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Народы Сибири», «Спорт».

На рубеже XIX–XX в.в. одесская кондитерская фабрика братьев Крахмальниковых выпускала интересную серию конфет «Типы женщин всех стран».

По оберткам конфет советского периода можно было изучать марки автомобилей, породы собак, кошек, правила дорожного движения…

Существовали фантики «образовательные» — с таблицей умножения или азбукой и развлекательные — с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.

6. Исследуем названия на конфетных фантиках

В качестве материала для наблюдения и классификации нами были взяты 126 конфетных фантиков. Мы рассматривали названия исключительно на русском языке. Назвать и сообщить две главные функции языка, которые современная наука определяет как номинативную (то есть называющую) и коммуникативную (способствующую коммуникации).

В русском языке существует несколько способов номинации: с помощью приставок, суффиксов, на базе словосочетаний, с помощью заимствования отдельных слов и морфем.

Для обозначения новых названий лингвистика использует термин «номинации», а специалисты по маркетингу в таких случаях употребляют термин «нейминг».

Нейминг — (англ. «наименование») — профессиональная разработка названий. Это умение давать товарам и компаниям звучные, уникальные имена, которые способствуют их продвижению на рынке.

Задачи нейминга: создание оригинального называния фирмы или товара, позволяющего легко их узнавать и подчеркивать преимущества.

Что же выяснилось в результате наблюдения? Что представляют собой названия конфет, их состав и структура?

Названия конфет

Отдельные слова (70)

Словосочетания (54)

Фразы (2)

Имена существительные (32)

Существительное + прилагательное (36)

Кто сказал: «Мяу»?

«А ну-ка отними!»

Существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами (19)

Существительное + существительное (17)

Сложные слова (дефисные написания) (10)

Числительное + существительное (1)

Имена прилагательные (9):

единственного числа (5)

множественного числа (4)

В результате наблюдений и систематизации языкового материала мы пришли к следующим выводам:

1. По составу названия конфет — это названия, состоящие из одного слова (70). Именно благодаря краткости и простоте подобные названия — броские, звучные («Магия», «Фантазия»). Они лаконичны, легко произносятся, «слетают» с языка и мгновенно воспринимаются на слух. Они привлекают больше покупателей, чем сложные названия, состоящие из нескольких слов.

54 из 126 названий конфет представляют собой словосочетания. Чаще (36 из 54) это названия, состоящие из сочетания существительного и прилагательного («Красная шапочка», «Красный мак»). Именно они, на наш взгляд, используются для того, чтобы более точно охарактеризовать продукт, а также придают названию эмоциональную окраску.

Фраз-предложений в названиях конфет всего два. Такое маленькое количество можно объяснить тем, что, если название длинное, люди не запоминают его, сокращают (конфеты «Кто сказал: «Мяу»?» покупатели называют «Мяу», «А ну-ка отними!» — «Отними»). Поэтому маркетологи избегают слишком длинных наименований.

2. Названия 1 группы (отдельные слова) отличает точность и краткость; названия 2 группы (словосочетания) эмоционально выразительны, дают качественные характеристики предмета (бешеная, веселая, сочная), географические «координаты» (альпийская, заморская, французский) или называют материал («продукт») (ананасовая, молочная, смородиновый), обозначают принадлежность (коровкина, королевский).

3. По структуре названия конфет также можно объединить в подгруппы:

а) названия, состоящие из одного слова, соответственно представлены:

— именами существительными (32)

— именами существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами (19)

— сложными словами (дефисные написания) (10)

— именами прилагательными (9)

б) названия, представляющие собойсловосочетания, объединяют:

— существительное + прилагательное (36)

— существительное + существительное (17)

— существительное + числительное (1)

II . Заключение

В ходе исследования мы познакомились с историей фантика (этимология термина, авторство фантика, жизнь фантика во времени) и убедились, что фантик — это не только обертка для конфет, а предмет прикладной графики, свидетельство русской истории, способен выполнять также образовательную функцию.

Нами были изучены и структурированы 126 названий конфет: это три группы (отдельные слова, словосочетания, предложения), а также подгруппы (по принадлежности к той или иной части речи).

Названия конфет отличает точность, эмоциональная выразительность, смысловая информативность (могут давать качественную характеристику предмета, являться «географическими координатами» или обозначать принадлежность…).

Выдвинутая в начале исследовательской работы гипотеза подтвердилась: удел фантика — не быть только конфетной оберткой; его возможности намного шире и разнообразнее.

При систематизации названий конфет мы убедились, например, в значимости имени существительного как части речи (именно они преобладают в наименованиях); повторили и разряды имен прилагательных, приняли к сведению их принципиальную разницу и функции в языке.

Литература:

  1. Баулина А. Исторические события в фантиках. Москва, Инсбук-бизнес, 2007
  2. Бутромеев В. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999
  3. Гоц А. История России в фантиках. — http://mgk.olimpiada.ru/media/work/19516/История_России_в_фантиках.
  4. Граник Г., Бондаренко М., Концевая Л. Секреты орфографии. Москва, «Просвещение», 1991
  5. Жорова В. Сладкая история России: конфетная обертка как культурный артефакт. — https://gorod-812.ru/sladkaya-istoriya-rossii/
  6. Истории фантика. — http://stranamasterov.ru/node/33544
  7. История фантика и конфет. — http://pochemuha.ru/istoriya-fantika
  8. Мироненко О., Ивашкова Т. Кулинарное путешествие по СССР. Москва, ОГИЗ, 2013
  9. Миронова М. Орфограммы на фантиках конфет. — http://pch.ru/orfogrammy-fantiki
  10. Обертки конфет дореволюционного периода. — http://humus.livejournal.com/1927164.html
  11. Обертки советского периода. — http://www.savok.org/produkty/1099- sovetskie-konfety.html
  12. Современное производство конфет. — http://www.uniconf.ru/ru/catalog/
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фантик
  14. http://www.liveinternet.ru/users/karol-li/post132296188/


Ключевые слова

конфеты, фантики
Задать вопрос