Гипотеза: автобиографические произведения могут содержать как достоверные сведения, так и художественный вымысел
Цель: проанализировать рассказ «Уроки французского»
Задачи: раскрыть образ главного героя, изучить биографию В. Г. Распутина, найти автобиографические сходства и различия, проанализировать концепцию рассказа
Актуальность: рассказ «Уроки французского» спустя полвека является интересным и значимым, как и в момент написания
Методы исследования: культурологический, поисковый, анализ и сбор информации, сопоставительный
Практическая значимость: данная работа может быть использована при изучении творчества В. Г. Распутина на уроках литературы в средней школе
Рассказ «Уроки французского» является автобиографическим произведением, в котором Валентин Григорьевич Распутин рассказывает читателям о своих школьных годах, а именно о сложностях учебы в послевоенное время.
Впервые рассказ был опубликован в газете «Советская молодежь» в 1973 году.
В рассказе есть как автобиографические моменты, так и предположительно художественный вымысел.
Автобиография — это последовательное описание человеком событий своей жизни. Автобиография относится к жанру художественной литературы, поэтому порой для нее присущи вымысел и вариативное изменение действительности.
Главного героя рассказа «Уроки французского» зовут Володя, автор намеренно не дает ему свое имя. И это является первой ярко видимой отличительной чертой.
Школьные годы писателя пришлись на сложное послевоенное время, поэтому В. Г. Распутин не понаслышке знает о том, как тяжело было получить даже среднее образование.
Главный герой рассказа — Володя является собирательным образом подростка, учившегося в разлуке с семьей. До него никто не покидал родную деревню писателя с целью получения образования больше 4 классов, так как в деревне была только начальная школа.
Володю собирают на учебу всей деревней. Кто-то приносит ему недостающие учебники, другие стараются передать немного денег, а некоторые помогают и едой.
Местный шофер единственной в колхозе машины с энтузиазмом берется помогать семье Володи. Он отвозит мальчика в райцентр, передает посылки из дома, помогает маме добираться в гости.
В райцентре нашему герою пришлось столкнуться со многими трудностями: голод и как следствие этого малокровие, трудности при изучении французского языка, конфликтные ситуации со сверстниками.
Неожиданно человеком, протянувшим ему руку помощи, стала учительница французского языка Лидия Михайловна. Валентин Григорьевич взял данный момент из своей жизни. Ему в детстве также помогала учительница, в рассказе он заменил только имя.
Удивительно, но когда рассказ Распутина вышел в печать, то учительница, так искренне и старательно помогавшая своему ученику не смогла вспомнить все детали посылки, нюансы игры. И это показывает то, что истинное добро, которое делается от чистого сердца, забывается тем, кто делает и хранится в памяти того, кому это добро было сделано.
Тема рассказа не только любовь к ближнему и помощь, но и нравственный выбор учителя, его доброта и понимание.
Яркие описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в одном из отдаленных сибирских сел, небольшого сибирского городка. «Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку». И эти воспоминания являются автобиографичными.
Вывод: рассказ «Уроки французского» содержит в себе автобиографические черты, а также имеет художественный вымысел, который помогает читателю лучше понять тяготы послевоенного детства автора.