Лыжероллеры — спорт, набирающий космическую популярность | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Физическая культура

Опубликовано в Юный учёный №4 (56) апрель 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Зайцев, А. А. Лыжероллеры — спорт, набирающий космическую популярность / А. А. Зайцев, Р. Р. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/2856/ (дата обращения: 16.04.2024).



Движение — кладовая жизни.

Плутарх

Невооруженным глазом простого обывателя видно, что молодежный спорт в России не достиг такого уровня развития, как в Европе, но продолжает интенсивно развиваться. Именно поэтому популяризация спорта и здорового образа жизни один из способов помочь развитию спорта в России.

Я тоже решил внести небольшой вклад в популяризацию спорта среди своих одноклассников и друзей, а именно рассказать об молодом виде спорта — лыжероллеры, которыми сам увлечен.

Лыжероллеры — летние лыжи, на которых можно заниматься, когда нет снега в любое время года. Тренировки на лыжероллерах в межсезонье — это один из лучших способов улучшить вашу физическую форму и лыжную технику к будущей зиме. По кинематическим характеристикам передвижение на лыжероллерах наиболее близко к передвижению на лыжах, в то время как энергозатраты несколько ниже. Фазовая структура, кинематические и угловые характеристики коньковых ходов передвижения на лыжероллерах имеют большое сходство с передвижением на лыжах.

Катание на лыжероллерах вовлекает в тренировочный процесс именно те специфические мышцы, которые используются зимой на лыжне и которые не задействуются (либо задействуются слабо) в других видах подготовки — таких, как бег или велосипед: мышцы рук (главным образом трицепсы), мышцы плечевого пояса, грудные, дельтовидные и широчайшие мышцы получают полезную нагрузку во время тренировок на лыжероллерах. Также при занятиях задействуются мышцы живота и спины, а также основные мышцы ног, включая четырехглавые мышцы бедер, бицепсы бедер, икроножные мышцы, отводящие и приводящие мышцы, камбаловидные и передние большеберцовые мышцы. Благодаря занятиям на лыжероллерах в межсезонье повышается их аэробная выносливость и сила.

Лыжи, лыжероллеры и смежные виды спорта, например, скандинавская ходьба, задействуют 90 % мышечных групп и помогают укрепить весь мышечный корсет. Лыжероллеры улучшают циркуляцию крови, способствует насыщению организма кислородом, улучшают выносливость, развивают силу, тренируют опорно-двигательный аппарат. Работа на свежем воздухе при работе стольких мышц приводит к потреблению большого количества кислорода, что благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему. Кроме того, это прекрасная профилактика болезней дыхательных путей. Катание на лыжероллерах помогает снять стресс, улучшить настроение и укрепить иммунную систему.

В отличие от бега и велосипеда лыжероллеры помогают вспомнить опытным лыжникам, а начинающим развить чувство баланса и устойчивости при движении по поверхности. Любители лыж оправдано замечают, что после межсезонья, проведенного в интенсивных занятиях на лыжероллерах, им гораздо легче дается начало зимы на лыжах, на снегу. Благодаря тренировкам на лыжероллерах с самого начала лыжного сезона вы будете обладать отличной силой, функциональной подготовкой и устойчивостью на лыжах.

Лыжероллеры сегодня — это спорт, набирающий космическую популярность , и я не стал исключением, и в летние каникулы все три месяца я тренировался на лыжероллерах.

Лыжероллеры, они же роллеры, роликовые лыжи и лыжи на колёсах — средство для передвижения по твёрдой поверхности, имитирующее лыжи. На платформе с двух сторон закреплены колёса, которые за счёт подшипников обеспечивают движение. Тренировки на роллерах развивают чувство баланса, улучшают устойчивость и стабилизацию. Комфорт и безопасность во время тренировки обеспечивается за счёт правильно подобранной экипировки и инвентаря.

Но самое главное в лыжероллерах это техника торможения. Улыжероллеров правильно тормозить — один из главных навыков и умений для начинающего роллера. Поэтому защитная экипировка просто необходима!!!

Лыжероллеры без тормозов. Система торможения для них не предусмотрена совсем. Когда мы встаем на лыжи, нам не страшно падать, потому что снег — мягкое покрытие, которое не приведет к серьезным повреждениям. А в этом виде спорта занятия проходят на жестком покрытии, скорость в разы быстрее, да и сдвинуть их с места гораздо проще.

Лыжероллеры отличаются от простых лыж техникой торможения. Здесь работают законы физики: тормозной путь по снегу составляет пять-восемь метров, на асфальте же он в разы увеличивается. А система торможения для лыжероллеров не предусмотрена совсем. Что делать в таком случае?

На низких скоростях хорошо работают способы:

Плуг (нужно иметь в виду, что в этом случае тормозной путь даже при невысокой скорости займет 10–15 метров)

Переступание .

Выезд на обочину . Нужно выбирать обочины, где растет трава, лежит песок.

На высоких скоростях лучше использовать:

Т — образное торможение (но очень сильно стирает колеса).

Раскрытие (тормозить будем до-о-олго) и в крайних случаях выезд на обочину.

Популярность лыжероллеров растет с каждым годом, строятся специальные роллерные трассы. Однако начинающим не надо торопиться на крутые склоны таких роллерных трасс — они все-таки ориентированы на спортсменов с некоторой подготовкой. Получать первые навыки лучше всего на равнинных участках. На лыжероллерах можно кататься там, где есть хороший, гладкий асфальт и не создается помех другим людям. Идеальные места — специальные лыжероллерные трассы, которых в последнее время в России строят все больше и больше.

Лыжероллерный спорт родился из летних тренировок лыжников. Первые лыжероллеры были созданы в середине 30-х годов прошлого века в Италии и Северной Европе. В 70-ых годах прошлого века лыжероллеры становятся очень популярными. В 1979, в Италии, впервые была создана ассоциация лыжероллерного спорта (AISR, Associazione Italiana Skiroll). В 1988, AISR было переименовано FISR (Federazione Italiana Skiroll), основными задачами этих ассоциаций было и остается пропаганда лыжероллерного спорта и организация, и проведение спортивных соревнований.

В 1992 году на конгрессе FIS роллерные лыжи были признаны как самостоятельный вид спорта.

В России лыжероллерный спорт начинал свое развитие на общественных началах в 90-х годах прошлого века. На протяжении многих лет подготовка спортсменов и проведение соревнований обеспечивалось в основном силами энтузиастов и местных властей. Огромное влияние на развитие лыжероллерного спорта оказали Андрей Кукрус, Сергей Соковиков, Олимпийский чемпион по лыжным гонкам Александр Завьялов. Основными центрами развития лыжеролерного спорта в России являются — Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Нижний Новгород, Ижевск, Киров, Ярославль. Все большее внимание развитию лыжероллерного спорта уделяется со стороны государства. Федеральные органы власти и Государственный комитет по физической культуре и спорту начинают проявлять внимание и оказывать поддержку развитию этого вида спорта. На протяжении последних трех лет Государственный комитет по физической культуре и спорту включил лыжероллерный спорт в государственную классификацию и утвердил разрядные нормативы. Сейчас лыжероллерный спорт развивается практически во всех европейских странах, в США, Канаде и Австралии. Лидерами в этом виде спорта являются спортсмены Италии, России, Германии и Франции.

Лыжероллеры можно классифицировать:

Классификация лыжероллеров

Рис.1. Классификация лыжероллеров

К основным видам лыжероллеров по целевому назначению можно отнести:

1) тренировочные, имеющие относительно мягкие колеса, с меньшим диаметром и с меньшей вибрацией и повышенным сцеплением с дорожным покрытием, обеспечивающие технику передвижения, приближенную к беговым лыжам;

2) гоночные (скоростные), имеющие твердые колеса и жесткую короткую платформу, обеспечивающие достижение максимальной скорости.

3) универсальные, используемые как для тренировок, так и на соревнованиях.

По способу передвижения выделяют следующие типы лыжероллеров:

1) для классического хода, отличающиеся наличием механизма для блокировки вращения назад на одной из пар колес (трещоткой), имеющие более длинную раму для поддержания направления движения и большую ширину колес для повышения устойчивости. Стопорный механизмом на переднем или заднем колесе, который позволяет оттолкнуться ногой. Тренировочные лыжероллеры для классического хода отличаются более длинными рамами, свыше 700 мм, и широкими мягкими колесами, обеспечивающими лучшую устойчивость при толчке и прокате и лучше имитируют классическую технику катания на лыжах. Диаметр колеса часто меньше 75 мм, чтобы уменьшить общий вес лыжероллеров.

2) для конькового хода, позволяющие использовать самый широкий диапазон лыжных ходов и обеспечивающие наибольшую скорость. Колеса коньковых лыжероллеров вращаются на своей оси в любую сторону. Гоночные лыжероллеры для конькового хода отличаются более узкими (до 40 мм) полиуретановыми колесами и платформой, более короткой, чем для классического хода (600 мм между осями). Оба колеса коньковых лыжероллеров имеют свободный ход.

3) специальные для бездорожья, имеющие мягкие резиновые колеса большого диаметра (125–200 мм) и специальное тормозное устройство, которые позволяют передвигаться по дорожному покрытию плохого качества и особенно популярны для активного отдыха у европейцев.

Лыжероллеры тяжелее лыж. Научиться держать равновесие на них труднее. Известно, что на равновесие человека влияют длина и вес его тела, и для потери устойчивости более высоких или тяжелых спортсменов требуется большее усилие.

Конструкция лыжероллера достаточно простая и состоит из основных элементов: Платформа; Колеса; Крепления для ног (как и у зимних лыж).

Базовой частью конструкции лыжероллера является платформа, изготавливаемая из пластика, композитного материала или металла. Платформы из композита могут быть стандартной жесткости или усиленные (stiff — для тяжелых лыжников). Оси колес устанавливаются по концам платформы, сверху которой располагается лыжное крепление. Платформы различаются по прочности, жесткости, ширине и длине. Чем длиннее платформа, тем устойчивее лыжероллер держит курс движения.

Платформа лыжероллера бывает двух видов: гибкая или жесткая.

Гибкие платформы изготавливаются из пластика или композитных материалов и позволяют создавать эффект, максимально схожий с тем, который возникает при толчке на зимних лыжах. Его применяют для отработки лыжной техники. Особенность гибкой платформы в ее эластичности и способности сглаживать колебания и вибрации колес, за счет чего двигаться более комфортно. Существенный недостаток — меньшая нагрузка. Гибкая платформа рассчитана на вес лыжника 60–70 кг, при большей нагрузке может продавливаться. Поэтому, для гонок более актуальная жесткая конструкция, она обладает высокой надежностью, но меньшим комфортом.

Жесткие платформы изготавливаются из легких алюминиевых сплавов, высокоустойчивых к динамическим нагрузкам, предназначены для гоночных лыжероллеров, отличаются высокой надежностью и низкой комфортностью при передвижении.

Ключевой компонент конструкции — колеса. Их изготавливают из 2-х основных материалов — резины и полиуретана, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Резиновые колеса отличаются повышенной упругостью, поэтому на неровном дорожном покрытии несколько поглощают вибрацию, чаще используются на лыжероллерах для классического хода и для тренировок. Относительно высокая мягкость резиновых колес ведет к увеличению площади контакта с покрытием и соответственно силы трения, что с одной стороны может снизить скорость, а с другой — повысить устойчивость лыжероллеров, особенно на мокрой поверхности. Резиновые колеса на коньковых лыжероллерах могут деформироваться из-за более резкой техники отталкивания, а на гоночных лыжероллерах быстрее истираются и обеспечивают меньшую скорость, чем на более жестких колесах. Этот материал лучше выбирать для классического хода, так как на коньковых лыжероллерах возможна деформация при резких толчках, что приведет к повреждению и снижению скорости.

Полиуретановые колеса отличаются высокой твердостью, жесткостью и износостойкостью, применяются на коньковых и гоночных лыжероллерах, в том числе для спринта. У всех производителей гоночных колес примерно одинаковая линейка по жесткости полиуретана (от 74 до 82) и приняты следующие маркирующие цвета:

74А (розовое) — для мокрой трассы

76А (желтое) — для мокрой трассы

78А (оранжевое) — универсальное

80А (зеленое) — жесткое

82А (красное) — сверхжесткое

При выборе колес на гонку нужно учитывать вес спортсмена (чем тяжелее спортсмен, тем жестче должны быть колеса), зернистость асфальта (чем зернистее, тем мягче колеса), состояние покрытия мокрое или сухое (для мокрого нужно брать помягче колеса — для лучшего сцепления), температуру воздуха (чем холоднее, тем мягче колеса).

Комбинированные колеса состоят из двух слоев полиуретана, более твердого внешнего и мягкого внутреннего, подходят для дождливой погоды.

Планируемый срок службы колес лыжероллеров составляет от двух до пяти лет, однако их долговечность может уменьшиться до одного года в случае: относительно большого веса спортсмена; применения более резких приемов отталкивания и торможения; передвижения по низкокачественному дорожному покрытию; гоночного режима использования.

Возникающая при движении сила трения колес лыжероллеров обуславливает легкость качения колес и зависит от массы спортсмена, твердости и размера колес, качества дорожного покрытия, влажности и температуры внешней среды. На ухудшение качения колес может влиять низкое качество материала или формы колес, дефекты подшипников или фурнитуры, обусловленные либо браком в производственной партии, либо некорректной эксплуатацией и уходом. Исходя из того, что увеличение площади контакта колес с покрытием трассы влияет на устойчивость лыжероллеров, можно сделать вывод, что более твердые и жесткие колеса подходят: спортсменам с относительно высокой массой тела (более 75 кг); при передвижении по более ровному дорожному покрытию; при менее влажной и более жаркой погоде.

Нежелательно устанавливать на лыжероллеры колеса от роликовых коньков, которые рассчитаны на существенно меньшую нагрузку, что снижает надежность снаряжения и повышает риск получения травм.

Колеса лыжероллеров комплектуются металлическими или керамическими подшипниками и имеют алюминиевую ступицу. Колеса и подшипники закрепляются с помощью специальной фурнитуры, которая имеет конструктивные отличия у разных производителей. Чаще всего претензии возникают к прочности вилки или к низкой устойчивости окраски деталей.

Для повышения легкости качения лыжероллеров существует возможность замены универсальных подшипников на облегченные керамические, основным недостатком которых является высокая стоимость, сопоставимая с ценой универсальных лыжероллеров. Подшипники с металлическими шариками менее чувствительны к качеству асфальта, а подшипники с керамическими шариками позволяют увеличить длину выката со спусков.

На скоростной ресурс и срок службы лыжероллеров напрямую влияет своевременная обработка подшипников после их взаимодействия с влагой или загрязненной воздушной средой, требующая умения разобрать и промыть подходящим средством эти сборочные узлы. Что бы продлить срок службы лыжероллеров и сохранить их ходовые характеристики, за ними необходимо бережно ухаживать. Важность качества подшипников в лыжероллерах и смазки аналогична значимости пластика и парафина, которым вы обрабатываете скользящую поверхность у лыж. Умение качественно обслуживать роллеры сохраняет их рабочие характеристики и продлевает срок эксплуатации.

Таким образом, на скоростные свойства и износостойкость лыжероллеров существенное влияние оказывают характеристики их составных частей, условия использования и особенности ухода за снаряжением.

Т. о. при обучении передвижению на лыжероллерах рекомендуется использовать более устойчивые резиновые колеса и гибкую платформу, а для соревновательной деятельности — полиуретановые колеса и жесткую платформу, чтобы достичь максимально возможной скорости для спортсмена.

Также очень важно правильно подобрать лыжероллерные палки. Рассчитать оптимальную длину лыжероллерных палок (L), предназначенных для конькового хода на спринтерской дистанции или на трассах длинных дистанций со средне-типичным распределением равнинных участков, спусков и подъемов, можно в зависимости от роста человека, измеренного от плоскости стоп до верхушечной точки головы, по формуле:

L кон =0,9· [РОСТ], см

Для расчета длины лыжероллерных палок (L) при классическом ходе можно применить формулу:

L кл =0,85· [РОСТ], см.

В комплекте для начала занятий на лыжероллерах, кроме них необходимо иметь: твердосплавные наконечники для палок, защиту (шлем и очки). Ботинки обычно используются зимние, но здесь будут уместны две ремарки. Первая — более высокая, узкая и неустойчивая опора (лыжероллер по сравнению с лыжами) предъявляет повышенные требования к жесткости ботинка, поэтому модели ботинок начального уровня категорически не подходят. Вторая — летние модели ботинок более открытые, лучше вентилируются — в жаркое время года по определению будут более комфортными.

Крепления на лыжероллеры устанавливаются обычные «зимние» или специализированные, главная отличительная особенность которых — более жесткий флексор.

Литература:

  1. http://rolski.ru/index.php?action=video
  2. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта», 7(137) — 2016 год. Особенности выбора и подготовки лыжероллеров. Меликов А. В., Корсаков С. В., Артамонова И. А. Андреева Е. Г.
  3. https://goldfinchteam.com/vse-o-lyzherollerah.


Задать вопрос