Лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода» (на материале якутской литературы и музыкального творчества) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Родной (нерусский) язык и литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (54) февраль 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Тимофеева, Р. С. Лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода» (на материале якутской литературы и музыкального творчества) / Р. С. Тимофеева, А. П. Неустроева, А. А. Гурьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 2 (54). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/54/2761/ (дата обращения: 19.04.2024).



В рамках данного проекта будет впервые проведено лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода», которое хранит в структуре своего содержания этноспецифические особенности, вызванные социокультурными и политическими условиями их актуализации и функционирования, а также историческим развитием народа. Одним из новых направлений исследования определенного концепта является рассмотрение объективации данного концепта в национальной литературе, в различных словарях и песенном творчестве.

Ключевые слова: лингвокогнитивное исследование, концепт, көҥүл, свобода, ассоциативный эксперимент, якутское языкознание.

Современное когнитивное направление в лингвистике как новая парадигма научного знания изучает представление когнитивных структур в языке. Когнитивная лингвистика в настоящий момент находится на этапе активного становления: формируется терминологический аппарат, вырабатываются методики лингвокогнитивных исследований концептов различных типов.

В якутском языкознании концептуальные исследования еще не получили широкого развития, это и является актуальностью данной работы. Одним из новых направлений исследования определенного концепта является рассмотрение его проявления в национальной литературе, различных словарях и песенном творчестве.

Цель исследования заключается в лингвокогнитивном многоаспектном анализе концепта «көҥүл/свобода» на материале якутской национальной литературы, различных словарей и песенного творчества.

Материалом исследования послужили данные из толковых, фразеологических, якутских народных песен, фразовые материалы из произведений якутской художественной литературы, реакция респондентов на слово-стимул көҥүл/свобода, полученные в рамках ассоциативного эксперимента.

Методологической основой исследования стали базовые понятия и принципы: по когнитивной лингвистике (Н. Ф. Алефиренко, Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова, А. Р. Лурия, В. А. Маслова, М. В. Никитин, З. Д. Попова, V.Evans, М. Green, М. Johnson, R. W. Langacker и др); по проблемам концепта и методам его исследования (Н. Н. Болдырев, С. Г. Воркачев, Т.А. ван Дейк, В. И. Карасик, В. В. Красных, А. Х. Мерзлякова, М. Минский, В. М. Пименова, А. В. Рудакова, И. А. Стернин и др.); по вопросам лингвокогнитивных особенностей концепта «свобода» на разных языках (Н. Д. Арутюнова, М. В. Зимина, А. Вежбицкая, А. Д. Кошелев, А. Г. Лисицын, Л. А. Пименова, Е. Н. Руденко, А. С. Солохина, Г. П. Федотов, А. Д. Шмелев, Т. Г. Ардашева, I.Berlin, I. Carter, B. Constant, G. C. MacCallum и др.).

Научная новизна исследования определена тем, что в данной работе впервые предпринята попытка многоаспектного анализа концепта «көҥүл / свобода» в якутской лингвокультуре. Надо сказать, что подобный материал является благодатной почвой для изучения языковой картины мира якутского языка.

Язык каждой нации отражает прошлый опыт общества. Нет народа без языка, язык-важный инструмент сохранения этнической памяти, он отражает мировоззрение народа. Как писал В. Фон Гумбольдт: «Язык — это объединенная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в определенных звуках, в этом облике и через взаимосвязь своих звуков понятная всем говорящим и возбуждающая в них примерно одинаковую энергию». Он впервые отметил связь между языком и культурой, отведя главенствующую роль языку. Затрагивая проблему языка и культуры, он рассуждал о том, что всякая культура национальна, ее национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма, которая является выражением «народного духа», его культуры [10, стр. 349].

Через концепт «көҥүл/свобода» мы рассмотрим когнитивное мышление якутского языкознания. Мы выбрали именно концепт «көҥүл/свобода», потому что через это слово передается многое о самом народе. Предполагаем, что слово көҥүл/свобода носит социально-политические, социально-культурные события данного народа.

Нами был проведен опрос методом ассоциативного эксперимента, где опрошенный должен был сказать 3 слова реакции, которые у них ассоциируются со словом «көҥүл/свобода». Ассоциативный эксперимент помогает выявить существующие у носителя языка ассоциативные семантические связи слова, отражающие особенности культуры, дает возможность изучить закономерности действия механизмов речи, структуру лексики человека, его языковые и мировоззренческие приоритеты.

В якутских толковых словарях слово «көҥүл» имеет два определения «Көҥүл — уопсастыбаҕа, уопсастыбаннай-политический олоххотутулугасуохбуолуу», «Көҥүл — тугуэмэгынарга, оҥороргокөҥүллээ, кыахтабиэр» [1], что означают независимость от политики и разрешения на свободное движения. А в якутско-русских фразеологических есть несколько словосочетаний, например, как: «Көҥүл көнтөһүн», что означает — ходить свободно, вольно, без нужды и забот, «Көҥүлкөппүткиһи», что подразумевает — вольный казак, есть еще такое словосочетание: «Көҥүлкөрүлээн», что имеет такое значение» — правильно, вольготно. (7, стр. 633).

Чтобы легче было разобрать собранные нами слова-стимулы, мы решили их сгруппировать по категориям, опираясь на работе Зиминой М.В, где она рассмотрела концепты beauty, home, freedom в американской языковой картине мира и составила 4 категоризации: социально-политический феномен, символ свободы, основные принципы и ценности свободы, бытовая свобода [13, стр. 58].

Например, в поколении 21–30 преобладает категория «основные принципы и ценности свободы», которая составляет 45,8 % от 28 слов, как независимость, самостоятельность и лёгкость.

Проведя опрос, мы заметили, что у каждой возрастной категории разное восприятие. Поэтому, исходя из того, что художественная литература и музыка являются мощными инструментами, с помощью которых человек может передавать нормы, правила, принципы, видение мира, отношение к полученной информации, мы рассмотрели якутскую художественную литературу и сборник народных песен.

После рассмотрения пришли к выводу, что литература больше влияет на старшее поколение, и мы предполагаем, что у взрослых людей свобода имеет более большой смысл и добивается она с трудом, поэтому у них преобладает категория «социально-политический феномен». А у нынешнего поколения свобода является более доступным.

Когнитивные исследования — одна из наиболее активно развивающихся областей науки на данный момент. Наше исследование специализировалось исключительно на изучение концепта «көҥүл», и осуществляется на основе разъяснений и обобщений результатов опроса, которые были проведены на основании гипотезы о существовании различий между восприятием одного и того же слова у разных поколений или людей.

Основываясь на материале якутской литературы и музыкального творчества, выявили, что у различных возрастных категорий восприятие слова көҥүл/свобода отличается из-за политических, бытовых факторов. определенных поколений, в которых преобладает категория социально-политического феномена.

Для точного подведения итога, мы исследовали концепт слова «көҥүл» во всех его аспектах, а точнее через словари, опрос, песни, литературу. Прежде этого, мы изучили концептуальный анализ лексико-семантических и лексико-грамматических полей и применили экспериментальные методики. Анализировав значение изучаемого концепта, мы классифицировали собранный нами материал и сверили литературу с ответами опрошенных. В процессе чего, выявили огромную разницу между мышлением разных поколений.

В результате предшествующих исследований было установлено, что литература очень сильно влияет на восприятие мировоззрения человека. И надеемся, что в будущем, свобода, так же, как и сейчас, будет носить доступный характер, но при этом будущее поколение будет ценить и знать ценность свободы, которые оставили для нас наши предки.

Литература:

  1. Афанасьев П. С. Саха тылынбыһаарыылаах кылгас тылдьыта, //Я, 2008.
  2. Афанасьев П. С. Саха тылын быһаарыылаах тылдьыта, К, том V (2008, Академия наук Республики Саха Якутия, Институт гуманитарных исследований Республики Саха (Якутия), //2012.
  3. Н. Н. Болдырев. Когнитивная семантика//Российская ассоциация лингвистов-когнитологов), М-2014.
  4. Бурцев А. В. «Великая традиция» якутской литература: творчество народных писателей//Северо-Восточный федеральный университет, 2016.
  5. Дедюкин В. Г. Таас Күрүлгэн. Эчий литературнай түмсүү//Я, 2004.
  6. Зимина М. В. Диссертация на тему «Специфика представления концептов beauty, home, freedom в американской языковой картине мир.
  7. Нелунов А. Г. Саха тылынбыһаарыылах улахан тылдьыта К, Том 4. 2007. 9.
  8. Слепцов П. А. Большой толковый словарь якутского языка,буква К; 2004
  9. Николаев М. Е. Моя Якутия в глобальном мире. Х-М, 2016.
  10. Талапанова Т. А. Диссертация на тему «Концепт «вера/неверие» в русской языковой картине мира»,/М, 2008.
  11. Н. И. Филиппова. Саха норуотун тылынан уус-уран айымньыта//Я, 1991.
  12. Филиппова Саха литературата 11 кылаас//Я, 2000.


Задать вопрос