Влияние СМИ на речь современного школьника | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №1 (53) январь 2022 г.

Дата публикации: 03.01.2022

Статья просмотрена: 2118 раз

Библиографическое описание:

Вержен, М. А. Влияние СМИ на речь современного школьника / М. А. Вержен, У. С. Громова, Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 1 (53). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/53/2757/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является определение влияния массовых коммуникаций на развитие личности молодых людей и их роль в обучении и повседневной школьной жизни.

Ключевые слова: русский язык, культура речи, СМИ, речь школьников, образование.

С середины 2000-х годов молодежные СМИ стремительно набирают обороты. Образовательные учреждения и общественные организации считают своим долгом издать хотя бы одну газету. Некоторые из них успешно запускают радио и телевидение. Все направления молодежных медиа объединяет одна характеристика — яркость, креативность. Они освещают проблемы подростков и молодежи, государства и политики, страны и мира [1, c. 89].

Средства массовой информации — телевидение, радио, Интернет — занимают значительную часть свободного времени молодых людей. Внутренний мир, художественные предпочтения, ценностные ориентации и культурные установки формируются средствами массовой информации. В то же время контакты со СМИ обычно носят развлекательный характер. По наблюдениям психологов, «...у человека, находящегося в виртуальной компьютерной реальности, создается впечатление, что он принимает непосредственное участие в создаваемых им событиях. Он также является основным участником мероприятий». Посещение Интернета часто связано с посещением чатов, поиском развлекательной информации или «скачиванием «заранее подготовленных рефератов. В то же время катастрофически падает интерес к художественной литературе как среди молодежи, так и среди взрослого населения. С ХХ века язык меняется: он становится беднее, беднее, искажается, искажается. Представления и взгляды молодых людей искажаются, и для них стирается грань между занимательным чтением и классикой. «Молодому поколению уже трудно принимать произведения классиков русской литературы», — говорят многие лингвисты [3, c. 90].

Актуальность темы заключается в том неоспоримом факте, что Интернет — самый колоссальный источник информации, известный человеку. Но его возможности, такие как эффективность, скорость и доступность связи между пользователями на больших и малых расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как средство обучения, но и как средство общения.

Новый мир и новый образ жизни в мире Интернета потребовали новых средств языковой коммуникации или трансформации старых:

– сленг, разработанный интернет-пользователями, становится общеупотребительной лексикой,

– игровые условия виртуального пространства способствуют коммуникативному подходу к игре, что на языковом уровне проявляется в тенденции к устной речи на наиболее авторитетных веб-сайтах.

Можно только согласиться с мнением Г. А. Трофимовой о том, что «любой чат или сайт с особой ясностью подчеркивает пробелы в орфографии, пунктуации и стилистической компетенции его создателей, участников или пользователей», для лингвиста, знакомого с характеристиками. уважает Интернет-язык (особенно чаты, в которых устная письменная речь проявляется во всей своей полноте), его отличия от литературных норм на всех языковых уровнях разительны [4, c. 112]:

– на уровне лексики — часто употребляемая популярная речь, часто невежливая народная лексика, жаргон, распространенный среди пользователей Интернета: запретить, взломать; «Привет, ребята, как вы, ребята?»

– на уровне грамматики — употребление разговорных конструкций и др.).

Графическая форма некоторых слов близка к фонетическому написанию и аналогична транскрипции, например: «Всю жизнь мечтала оказаться в шкуре мужчины, мона?» «эт-гут» «но ничо, сладкое», «ну чо?». Конечно, это никоим образом не указывает на добавление определенного сетевого стандарта, такое написание не является полным, и в дополнение к перечисленным параметрам можно найти обычное написание слов.

Процесс создания новых слов в интернет-языке приобретает лавинообразный характер. Основным источником пополнения словаря интернет-языка является словообразование [6, c. 98].

Медиа-язык вносит свой вклад в эти процессы своим практически неограниченным содержанием, включая культуру, и оказывает сильное влияние на литературный язык и, следовательно, на культуру. Например, такие его качества, как гибкость, богатство и разнообразие функций, способствуют развитию культуры.

Следует отметить, что язык СМИ часто играет негативную роль в обществе. Пишут и говорят, что газеты портят литературный язык, наводняют иностранными словами и жаргоном. Однако это нефункциональный вид. Он возник в результате незаконного и зачастую бессознательного сравнения газетного языка с художественной речью. Однако у них разные задачи и разная природа. Конечно, есть повод для критики языка СМИ. Однако не меньше поводов для критики, например, языка художественной литературы.

На уроках русского языка необходимо создать развивающую языковую среду, которая могла бы приобщить ученика к культуре. Важнейшим средством такой развивающей среды обучения является художественный текст, по которому дети учат правильный, грамотный и красивый язык во время чтения. Именно текст формирует основу для создания языковой среды, которая развивает чувство языка, творческую память, знакомит с культурой и способствует формированию языковой личности, которая не только владеет всеми видами языковой деятельности, но не только способностью к ней. думаю Выражая это правильно и ясно, тоже имеет индивидуальный стиль письма.

Овладение языковой культурой требует знания требований к эффективному языковому общению, основных аспектов языковой культуры, умения анализировать языковую ситуацию, перехода от одного функционального стиля к другому, недопущения злоупотребления иностранной лексикой, разумного использования литературная лексика и др.

Одна из основных задач в деятельности учителя русского языка — формирование языковой культуры у школьников. Качество дальнейшего обучения и повышения квалификации во многом зависит от успешности его реализации. Работа по формированию языковой культуры имеет определенную систему в развитии устной и письменной речи учащихся. Преимущество этой системы — непрерывность работы на протяжении всех школьных лет и на каждом уроке.

Отождествление с положительным социальным идеалом не позволяет собственному обществу быть более несправедливым или даже более разрушительным, чем другие, например, быть озабоченным необоснованной подготовкой к войне.

Точно так же видеоигры нового поколения войны представляют врага как внешнего, существующего в определенном месте и в наиболее явных версиях («Рейд на Москву») в полной гармонии с принятым в обществе образом врага. Но игровая ситуация отражает борьбу во внутреннем мире игрока — внутренний раскол, который иногда дает вид безумных идей. Слава богу, видеоигра все еще остается игрой на войне [2, c. 32].

СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей и побуждают их к достижению определенных целей. Во времена эволюционного развития структура и функции СМИ имеют тенденцию вносить вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходный период общественного развития отдельные медиа-структуры достигают другого темпа жизни, они могут развиваться вне сосуществования и общества в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда вдали от социальных потребностей.

Тот факт, что СМИ оказывают огромное влияние на людей и часто полностью формируют общественное мнение, является неоспоримым фактом. Каждый день мы получаем новости и информацию из прессы, 70 процентов которой невозможно проверить. Мы определенно не всегда можем сказать себе: «Да, я был там, это правдивая информация», поэтому нам просто нужно верить таким новостям и формировать свое мнение на основе того, что мы видели или слышали, что, к сожалению, не всегда верно. Благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету молодое поколение почти на сто процентов формирует свое мнение и вкусы; Взрослые, которые читают газеты и считают ежедневные телевизионные новости обязательными, очень большой процент информации, которую они получили и обработали в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают беспокоиться о собственном мнении. Суть в том, что средства массовой информации и коммуникации составляют почти 80 процентов личного и общественного мнения [6, c. 98].

Помимо негативного влияния СМИ на поведение молодежи, есть несколько положительных моментов:

СМИ держат молодых людей в курсе всех событий и тем самым устраняют «информационный голод»; СМИ пропагандируют общую, в том числе политическую, культуру населения; служит для обмена информацией между властями и населением; снять социальную напряженность;

СМИ задают идеальные личные модели и поведенческие нормы, характерные для современной массовой культуры, которые проецируются на молодежную субкультуру и, таким образом, присваиваются молодыми людьми, формируя их ценностные ориентации и их культурное поведение. В этом контексте особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку они напрямую связаны с пониманием контекста, в котором рассматривается контент, и механизмов социализации подростков.

Можно проследить противоречие в ценностях молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания объясняется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, созданию семьи и достойной работе; с другой стороны, результаты факторного анализа показывают четкую ориентацию на западный уровень жизни. В этом контексте телевидение играет важную роль в формировании ценностей молодежи. Поскольку молодежь культурно достаточно изолирована от старшего поколения, телевидение, использующее в своих передачах западные программы и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и мировоззрение.

Таким образом, компьютерная сеть Интернет в настоящее время является популярным времяпрепровождением наряду с видеоиграми. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, предполагает начало новой эры в развитии средств и систем обработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемая часть единого информационного сообщества.

Литература:

  1. Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка / К. С. Горбачевич. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2019. — С. 31.
  2. Ерина Т. Н. Преподавание курса «Русский язык и культура речи» в Чувашском госуниверситете / Т. Н. Ерина — актуальные вопросы общей и прикладной филологии: материалы Межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 90- летию М. М. Михайлова. — Чебоксары, 2014. — С. 65–67.
  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2019. — С. 378.
  4. Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи / М. П. Сенкевич. — М.: Высш. шк., 2020. — 726 с.
  5. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник / Л. И. Скворцов. — М.: Знание, 2017. — 331 с.


Задать вопрос