Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

«В Восточную Пруссию въехав…» (Иосиф Александрович Бродский. «Кёнигсбергские стихи»)

Научный руководитель
Литература
13.12.2021
2619
Поделиться
Библиографическое описание
Марушевская, Е. В. «В Восточную Пруссию въехав…» (Иосиф Александрович Бродский. «Кёнигсбергские стихи») / Е. В. Марушевская, Л. И. Тевелева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 1 (53). — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/young/archive/53/2728/.


В ганзейской гостинице «Якорь»,

где мухи садятся на сахар,

где боком в канале глубоком

эсминцы плывут мимо окон,

я сиживал в обществе кружки,

глазея на мачты и пушки

и совесть свою от укора

спасая бутылкой Кагора.

Музыка гремела на танцах,

солдаты всходили на транспорт,

сгибая суконные бедра.

Маяк им подмигивал бодро.

И часто до боли в затылке

о сходстве его и бутылки

я думал, лишенный режимом

знакомства с его содержимым.

В восточную Пруссию въехав,

твой образ, в приспущенных веках,

из наших балтических топей

я ввез контрабандой, как опий.

И вечером, с миной печальной,

спускался я к стенке причальной

в компании мыслей проворных,

и ты выступала на волнах...

Что мы знаем о крае, в котором живем? Его истории, знаковых именах? Часто ли мы обращаем внимание на уже имеющиеся и вновь появляющиеся мемориальные доски на стенах зданий?

Мой родной город — Балтийск. Я совсем недавно обратила внимание на памятную доску на фасаде здания гостиницы «Золотой якорь»:

«В этой гостинице в 1963 году останавливался будущий лауреат Нобелевской премии, поэт Иосиф Бродский».

Балтийск — маленький приморский городок. Можно сказать — край России. И, как поется во флотской песне:

Если здесь кончается Россия — Здесь и начинается она…

Балтийск — это прежде всего военно-морская база. Для меня же это красивый, тихий город детства. И как неповторимы судьбы людские, так не схожи и поэтические образы, рожденные на нашей земле, навеянные природной красотой и своеобразием янтарного края.

Я часто хожу гулять к морскому каналу. На берегу стоит гостиница. Я совсем недавно обратила внимание на памятную доску, установленную на стене здания. Мемориальные доски Бродскому есть в Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Венеции … и у нас, в Балтийске! Меня заинтересовал этот факт: Бродский в Балтийске…Как? Когда? С какой целью?

Что-то слышала о поэте, его непростой человеческой и творческой судьбе, но представить себе его — поэта первой величины — на улицах нашего города не могла, как не старалась. Помогли стихи. Оказалось, у Бродского есть так называемый «Кёнигсбергский цикл». Стихи мне понравились, хотя «легкими» их не назовешь: это не «картинка с натуры» (стихи о Балтийске или Калининграде). Лирический герой поэта — натура сложная, ищущая. В чем смысл этого поиска? Как мне показалось, не экзотики ради Бродский изображает наше Балтийское побережье, атмосферу «Нигдении» — страны, откуда послана им «Открытка из города К.***» (Кёнигсберг? Калининград?). Его герой бродит по развалинам, вороша «листву запрошлогоднюю», и точно слышит, как «чирикает» живой (!) старый город… Поражаешься, как ему, чужаку в наших местах, удалось так тонко почувствовать, проникнуться атмосферой тайны, загадки сказочной земли (Гофман!), родины философской мысли (Кант!) …

Я вдруг посмотрела на знакомые с детства места другими глазами и как будто увидела их впервые: старый маяк, Балтийская коса, «кварталы Кёнигсберга», «деревья что-то шепчут по-немецки» …

Вдруг поняла, осознала, какого масштаба Поэт говорит со мной.

Захотелось открыть его для себя (ну хоть самую малость!).

…Гостиница. Мемориальная доска у центрального входа. Что за этим? Как это было?

Из истории пребывания И. Бродского в Калининграде и Калининградской области (г. Балтийск, 1963, 1968 гг.)

Нобелевский лауреат Иосиф Александрович Бродский побывал на территории Калининградской области — в городах Балтийске и Калининграде — дважды: в августе 1963 и весной 1968 года.

Факт пребывания И. Бродского на калининградской земле отмечен биографом поэта Львом Лосевым. Именно он, будучи сотрудником редакции детского журнала «Костер», организовал Бродскому командировку в город Балтийск в качестве фоторепортера: «Иосиф «привез оттуда стихи о руинах Кёнигсберга» …

Литовский поэт, переводчик, литературовед Томас Венцлова, долгие годы друживший с И. Бродским, в мае 2001 года побывал в Калининграде и Балтийске, выступил в Центральной библиотеке г. Балтийска с признанием: «Флотские журналисты сделали в бродсковедении открытие…»

Имена флотских журналистов — Валентин Егоров, Александр Корецкий, Олег Щеблыкин. Именно они в 1997 году разыскали друга поэта Евгения Рейна, который подтвердил, что Бродский действительно дважды побывал в Калининградской области.

Весной 1968 года И. Бродский и Т. Венцлова бродили по улицам города: «В те времена мы ездили сюда в несколько романтическом настроении — поглазеть. Руины были крайне мрачные. Тогда это был «мёртвый город…».

Томас Венцлова проанализирует стихи И. Бродского. Это будет текст доклада «Кёнигсбергский текст» русской литературы и кёнигсбергские стихи И. Бродского» на конференции в Нью-Йорке (октябрь 2000 года).

Александр Семёнович Корецкий, бывший редактор газеты «Страж Балтики», во время командировки в Санкт- Петербург предложил руководству Северо-Западной лесопромышленной компании выступить спонсором проекта установки мемориальной доски И. Бродскому в г. Балтийске.

В 2003 году в г. Балтийске Калининградской области состоятся Дни литературы, будет принято решение об установке мемориальной доски на гостинице «Золотой якорь» в память о пребывании здесь в 1963 году И. А. Бродского.

24 мая 2005 года памятная доска (автор работы — Фёдор Мороз) в городе была открыта.

«Einem alten Architekten in Rom» (« Старому архитектору в Риме »)

«Einem alten Architekten in Rom» («Старому архитектору в Риме») — наиболее объемное произведение И. Бродского на кёнигсбергскую тему. Стихотворение представляет собой описание странствия призрачного путешественника в коляске среди руин и теней, его философские размышления о смерти и строении души. Призрачная прогулка по руинам Кенигсберга — это прогулка с Кантом, беседа с его тенью…

Стихотворение имеет и другой подтекст. «Старому архитектору в Риме» — это стих, превратившийся почти в философскую прозу, это развернутая медитация.

В финале стихотворения коляска, распадаясь на ходу, выезжает из города к морю. Морской пейзаж теряет сходство с пейзажем развалин. Позади — отсутствие всего, место, где все потеряло основу, полнота пустоты. Когда ничего больше нет, налицо сам факт существования, и оно анонимно, безлично. Значит, следует ожидать некое начало. Этим началом для Бродского оказывается любовь, но любовь — и личная, и всеобщая — воплощается в отсутствии, в исчезновении, в разлуке…

Стихотворение «Старому зодчему в Риме» в кругу друзей поэта называлось попросту «Кенигсберг» и считалось одним из лучших в наследии Бродского.

Калининград 60-х годов ХХ века, каким его увидел поэт, застыл в стихотворении «Einem alten Architekten in Rom», как в зеркале. И сейчас, читая его, четко и ясно видишь картины и образы, выведенные в нем… картины давно минувших лет зачастую проступают и в контурах начавшегося третьего тысячелетия.

«Отрывок»

В Балтийске Бродский жил в гостинице «Золотой якорь», в здании, сохранившемся с довоенных времен.

«Отрывок» — ироническая, едва ли не юмористическая зарисовка жизни в главной западной базе Балтийского флота, где жил в гостинице тогдашний корреспондент «Костра». Стихи кажутся непритязательными как на формальном, так и на содержательном уровне, подражают ритму незамысловатого танца в матросском клубе. Рассказ ведется в непринужденном, полушутливом тоне.

Это неоконченное стихотворение связано с поездкой автора в Балтийск, в командировку от журнала «Костер», незадолго до начала преследований. В 1972 году автор дал ему название «Отрывок», поставил в конце многоточие и датировал по памяти: Пиллау, 1963 год... Видимо, это воспоминание о Пиллау, но написано стихотворение в Норенской Архангельской области, где он отбывал ссылку.

В творчестве Бродского очень сильный балтийский акцент…Балтика в широком смысле имела для Бродского огромное значение. Это — путь к свободе… Море, волны всегда олицетворяли движение времени. Море притягивало поэта. В одном из своих эссе поэт, рассуждая о «серых цинковых волнах родной Балтики», писал: «Я просто считаю, что вода есть образ времени…» Поэт воспринял с радостью предложение о поездке к морю, о поездке к европейским границам… Нашему краю эта поездка подарила «кёнигсбергский цикл» стихов.

Угадываются реалии нашего города в стихотворении «Открытка из города К*», посвященном Томасу Венцлове. Пейзаж весьма калининградский, особенно если учесть, что упоминающийся «Дворец Курфюрста» — это Королевский замок, существовавший до конца 60-х.

С точки зрения формы стихотворение «Открытка из города К*» представляет собой сонет. Многозначен криптоним «К», содержащийся в названии. Лев Лосев, автор примечаний к текстам Бродского, замечает, что это элемент литературной игры: имена «Кенигсберг» и «Калининград»начинаются с одной и той же буквы; кроме этого, польское имя города — Krolewiec, а литовское Karaliaucius.

«Можно предложить и дополнительное толкование: Кенигсберг, превращенный в руины, лишился примет, стал анонимным, оказался сведенным к одной-единственной букве», — пишет Т.Венцлова.

Любопытна также «формула от Ахматовой» «казенный город» (именно так поэт назвала город Выборг, присоединенный к СССР).

Тематически Т. Венцлова определяет текст стихотворения как эпитафию, и в этом смысле оно традиционно: роль Рима играет Кёнигсберг, инвариант реки Тибр — река Прегель, инвариант Колизея — «дворец Курфюрста» — элементы «кёнигсбергского текста».

И. Бродский вводит в традиционный жанр сонета собственные мотивы. Это фрагмент об Архимеде, который как законодатель физики соотносится с законодателем метафизики Кантом. Это мотив ветра, но не просто как стихии воздуха, это мотив очеловеченного ветра.

Стихотворение Бродского «Открытка из города К*» завершается острым ироническим ходом: речь идет о словах, памяти, которая обессмыслена в мире развалин.

«Главное, что отражение в реке дробит замок на куски». Предчувствия поэта («пророчества реки») оправдались. Бродский посетил Калининград в марте 1968 года. В 1969 году руины кёнигсбергского замка прусских королей были снесены.

Звучит в стихотворении и тема любви. Это любовь-раскаяние блудного сына, осознающего свою историческую ответственность за всех тех, кто разрушал этот город.

Трагический пафос стихотворения заявлен уже в названии — «Открытка из города К.*», то есть послание из ниоткуда, из города, которого больше нет, из безвозвратного прошлого

… Гостиница. Мемориальная доска у центрального входа. Что за этим? Как это было?..

Литература:

  1. Бродский И. Сочинения в 4-х томах. Санкт-Петербург, 1992
  2. Венцлова Т. «Кенигсбергский тест» русской литературы и кенигсбергские стихи И.Бродского – lib39.ru/kray/literature
  3. Глушкин О. Балтийских волн поющая строфа. – «Страж Балтики», 2005, 24 мая
  4. Громак В. Иосиф Бродский в Балтийске. – «Красная Звезда», 1997, 26 июля
  5. Егоров В. «В Ганзейской гостинице «Якорь» - «Страж Балтики», 1997, 22 ноября
  6. Егоров В. «Деревья что-то шепчут по-немецки» - «Страж Балтики», 1996, 10 февраля
  7. Корецкий А., Щеблыкин О., Егоров В. Командировка от журнала «Костер» - «Калининградская правда», 1997, 26 июля.
  8. Лосев Л. Иосиф Бродский.М., «Молодая гвардия», 208
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный