Изучение символики чисел в карельских рунах | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №11 (52) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Тимофеева, А. В. Изучение символики чисел в карельских рунах / А. В. Тимофеева, Е. Ю. Букашева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 11.1 (52.1). — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/young/archive/52/2742/ (дата обращения: 24.04.2024).



Величие и историческое бессмертие народа определяется духовной культурой, которую представители даже самых малочисленных этносов сумели сохранить и донести до своих потомков. Потомки карелов и финнов свято хранили древние руны, уходящие своими истоками в глубины времен, поэтому карельские руны, на основе которых создана поэма «Калевала» Элиаса Леннрота, считаются одними из древнейших эпических произведений человечества. Точная датировка большинства сюжетов вообще затруднительна. Власти Республики Карелия объявили 2021 год — Годом карельских рун — артефактов, содержащих сведения о религиозно-мифологических представлениях, укладе жизни, обрядовой практике карелов, а так же в целях популяризации нематериального культурного наследия карелов.

В работе поднимается серьезная и глубокая, но не изученная в современной науке проблема символики чисел в традиционных представлениях карельского и финского народов. Внимательные читатели карело-финского эпоса «Калевала» замечают любопытную особенность в тексте рун, когда при перечислении предметов или явлений встречается чередование определенных чисел. На первый взгляд такой оборот напоминает красивый художественный прием или игру с числами. Но при подробном анализе текстов карельских рун выявилась определенная закономерность. При этом перечисление чисел охватывало промежуток от пяти до семи, и далее до десятка. Поиск определенной закономерности и символики в чередовании чисел в текстах карельских эпических песен стал целью работы. Чтобы достичь намеченной цели, необходимо было определить взаимосвязь чередования определенных чисел с представлениями об окружающем мире, в котором формировалась культура карелов и финнов.

Как и многие архаические народы, финно — угры считали мир трехчастным — состоящим из верхнего, среднего и нижнего. Верхний и нижний миры, в свою очередь, были трехслойными; следовательно, в финно-угорской мифологии вселенная предстает состоящей из семи слоев. Подобные примеры можно найти в мифологии финно-угорских народов, у которых числа три и семь рассматриваются как числа отражающие структуру их космоса.

Особенность чередования чисел от трех до семи и далее до десятка, так же может быть отражением эволюции древнего счета. Когда-то очень давно три — это было много. Затем, осваивая пространство, человек в счете дошел до семи и это был предел возможностей человека. Последний этап древнего счета — десяток. В традиционной эпической песне «Вяйнямейни и дева-лосось» герой падает из лодки в волны и: «Там он плавал шесть лет,/ Скитался он и седьмое лето,/ Всего он блуждал восемь лет,/ А, в общем, и девять лет».

В ходе исследования была доказана гипотеза о том, что определенные числа действительно являлись частью мифологических представлений, а так же магических обрядов в культуре карелов и финнов. Они сохранили свое значение, и нашли продолжение в текстах разных жанров фольклора: сказках, песнях, причитаниях и других. Скорее всего, через повторяющиеся действия, выраженные определенными числами, закладывались традиции и устои, передавался опыт поколений.

Правомерно будет считать, что чередование чисел дают нам многостороннее представление о жизни и воззрениях древних карелов и финнов. Получается, что именно карельские руны, на протяжении столетий, и даже тысячелетий существования сохранили в текстах особенность восприятия мира в образе числа, они сохранили древние знания о законах выживания в мире.



Задать вопрос