Сохранение традиционной культуры один из важнейших критериев сохранения национального самосознания, а отношение к собственному культурному наследию является барометром духовного развития и благополучия народа. Поэтому возрождение интереса к истории народа, его культуре, традициям, обычаям, быту стало велением времени. Кантеле — музыкальный символ Карелии, один из наиболее архаичных инструментов карелов, вепсов, финнов. Это самобытный инструмент с многовековой историей. Под его звуки мудрый Вяйнемейнен — главный герой карело-финского эпоса «Калевала» — пел руны, творил чудеса, и даже спас народ от колдовства старухи Лоухи. Читатели «Калевалы» знают, что кантеле было два. Первое — из челюсти щуки, а второе — из березы. Но можно ли всерьез отнестись к тому, что музыкальный инструмент создан из костей рыбы?
Целью работы стал поиск доказательств о существовании кантеле из щучьих костей, не только как мифологического, но и как настоящего инструмента, который использовался на практике. Источником информации послужили записи собирателей карельских эпических песен. В многочисленных вариантах рун о создании кантеле из щучьих костей был подробно описан процесс изготовления кантеле, основные конструктивные особенности этого инструмента, описывались способы и приемы игры на нем. «Из чего он короб сделал? Щучью челюсть взял на короб. Из чего колки он сделал? Щучьи зубы приспособил. Из чего он струны сделал? Волос конский взял у Хийси». Вот так описывается создание кантеле мудрым рунопевцем Вяйнемейненым. Применение его было самым разнообразным как с магическими целями, так и в быту.
В процессе исследования был проведен опрос среди учащихся, может ли современный школьник представить музыкальный инструмент, который изготовлен из челюсти рыбы? Все опрошенные сочли кантеле из щуки сказочным, выдуманным инструментом и совершенно не представляют, как можно было бы на нем играть. Традиционное кантеле из дерева им более понятно — его можно увидеть и услышать.
Современный читатель эпоса «Калевала» видит только мифологическую составляющую сюжета, отражением которого стало изготовление кантеле из щучьих костей. Но именно в карельских рунах сохранилась древняя, архаичная технология изготовления такого кантеле, как реального предмета.
Следовательно, мифы о создании кантеле из щучьей челюсти, имеют тесную связь с исторической действительностью: с одной стороны, кантеле из щуки это мифологический предмет, а с другой стороны на практике такое кантеле использовали знающие, колдуны и шаманы, которые выполняли функцию хранителей древних обрядов и традиций. Гипотеза о том, что первое кантеле действительно было сделано из щучьих костей, и оставило след в мифологии и историческом прошлом, подтвердилась.