«О чём молчат разрушенные храмы…» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №10 (51) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.10.2021

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Канаева, Е. А. «О чём молчат разрушенные храмы…» / Е. А. Канаева, Н. В. Семагина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 10 (51). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/young/archive/51/2672/ (дата обращения: 19.04.2024).



Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы мы, дети, хорошо знали свои истоки, историю и культуру своей страны и своего края. Сегодня многие озабочены проблемой единства общества и обращаются к историческому опыту. И мы должны исследовать и знать его полностью — с достижениями и ошибками. Актуальность моей темы обусловлена тем, что ряд исторических событий, которые пережила наша страна, оказали отрицательное влияние на нравственность, духовность, изменили жизненные ценности, особенно молодого поколения. Православная вера была одним из важных факторов, который обеспечивал духовное единство народа. Каждый человек должен не потерять духовной связи с прошлым, с наследием предков. Изучение нами данной темы-попытка восстановить эту связь, восполнить утраченные страницы духовной истории не только в целом России, но и моего родного поселка Алексеевка.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. В первые же месяцы после Октябрьской революции был принят целый ряд декретов и постановлений против церкви. Восьмой отдел Наркомюста, который должен был проводить в жизнь данные декреты, он прямо так и был назван «Ликвидационным». СССР стал первым государством, одна из идеологических целей которого, ликвидации религии и ее замена на всеобщий атеизм.

В марте 1922 г. Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». [6]

Большевики в служителях церкви видели главных врагов, и старались нанести по ним первый удар. Конечно, это не могло не вызывать ответной реакции. В январе 1918 года, с одобрения Поместного Собора, Патриарх Тихон издал свое знаменитое «Послание с анафемой». Анафеме предавались «безумцы, творящие кровавые расправы». [2]

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни.Большевики посчитали колокольный звон вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали.

Огромных размахов с первых же лет советской власти достигла антирелигиозная пропаганда, на которую в СССР выделяли сумасшедшие деньги. В 1920-е годы она стала развиваться невероятными темпами. В 1922 году стала выходить газета «Безбожник», затем еще одноименный журнал. Самое большое внимание большевики обращали на антирелигиозную работу среди молодежи и детей.

Казалось, церковь сломлена, и ей уже не возродиться. Но духовная жизнь русского православия не закончилась, она продолжалась в молитвах святых, старцев и мирян, оставшихся в новой атеистической стране.

Несомненно, события, происходившие в стране, не могли обойти стороной мою малую родину — п. Алексеевка. Богоборческая политика советской власти коснулась и моего поселка. Можно по-разному относиться к религии и церкви, но бесспорно одно: храм на селе всегда был не только религиозным центром, но и очагом культуры, символом единой русской цивилизации. История православия в поселке Алексеевка берет истоки с момента основания. Для защиты юго-восточных окраин государства Российского и защиты г. Самары от ногайцев и калмыков в устье реки Большой Кинель строится Алексеевская крепость. В феврале 1700 года в день Ангела сына Петра 1 Алексея, в новой часовне освятили начало строительства крепости и назвали ее Алексеевск. Укрепление было выстроено в виде неправильного треугольника, длинная сторона которого обращена к обрыву крутого холма, на котором стоит Алексеевск. Крепости, подобные Алексеевской, строились тогда за несколько месяцев. Одновременно закладывались если не церкви, то часовни, а в ближайшие годы начиналось сооружение соборных церквей. Это были центральные сооружения в комплексе крепостных построек.

Через 6 лет в Алексеевской крепости начинается строительство первой церкви нашего поселка. И освящена она в честь иконы Владимирской Божией Матери и святого Алексия Человека Божия. В 1725 г. привезли три колокола, звон которых доходил до соседних сел. Отлиты колокола были на Иргинском железоделательном заводе.

После Пугачевского бунта 1773–1775 гг. церковь сгорела от большого пожара, но вскоре, благодаря стараниям прихожан поставили второй храм. Уникальность его была в том, что он был установлен на самой высокой точке крепости.

Православное духовенство выполняло целый ряд государственных функций. В частности, проводило регистрацию рождений, браков, смертей, участвовало в судопроизводстве, приводило к церковной присяге. Рождался человек — его несли в церковь крестить, там же его венчали, причащали, крестили его детей. К церкви обращались за благословением при постройке дома, рытье колодца и т. д.

Под опекой церкви находилась вся общественная жизнь. До 1865 года в селах, расположенных на территории будущего Кинельского района, имелась только одноклассная школа (училище) в селе Алексеевка, где обучали молитвам и чтению церковных книг у священников.

В 1896 году начинается борьба с неграмотностью. Во всех селах нашего района открываются библиотеки-читальни. Проводником этой линии была церковь

Судьба второй церкви неизвестна, скорее всего она тоже сгорела, а 19 веке (точная дата неизвестна) на ул. Большой (пересечение ул. Театральной и Кооперативной) была построена новая церковь в честь иконы Владимирской Божьей матери, деревянная, купленная в с. Грачевка, которая просуществовала до 1936 года.

В январе 1922 года в районе начала работать комиссия по изъятию церковных ценностей. Только по Алексеевской волости было изъято 9 пудов 37 футов золотых и серебряных вещей. В Алексеевке за сопротивление при изъятии церковных ценностей арестован священник Я. Маслов и 11 крестьян, защищавших церковь. [5]

Храм поселка Алексеевка в честь Владимирской Божией Матери постигла участь многих русских храмов. В 1936-ом году храм в Алексеевке закрыли и вскоре переоборудовали под клуб. Колокола были сняты и переплавлены. Иконы рубили и сжигали. Стены закрашивали вместе с росписью. По рассказам очевидцев те люди, которые участвовали в злодеяниях, в основном комсомольцы, закончили свою жизнь трагически. Они бравировали тем, что топчут иконы и ничего с ними не происходит. На что, верующие жители, со слезами на глазах, наблюдавшие за кощунством отметили, что кара Божья настигнет их позже. Так и случилось. Правда, часть икон алексеевцам все же удалось спрятать у себя. В основном забирали на хранение небольшие иконы, прятали их на чердаках под ворохом сухих листьев. Затем я выяснила, что в 1978 году здание, в котором была церковь, а впоследствии клуб, полностью разрушилось.

Алексеевцы, претерпев страшные испытания в вере, не потеряли ее и не забыли о судьбе храма. В 2000 году, к 300-летию посёлка, на месте бывшего храма был установлен поклонный крест

В 1994 году было выделено здание магазина под оборудование храма, открытие которого состоялось 1 августа 1994 года. Он был назван в честь иконы Владимирской Божией Матери. В начале 21 века в 2008 году в посёлке открывается еще один храм в честь Алексия Человека Божия.

Открытие храмов доказывает, что «Бог поругаем не бывает». Наличие двух храмов ярко об этом свидетельствует. Особенно радует, что прихожанами действующих храмов нашего поселка, являются не только взрослые, но и дети. Они охотно посещают воскресные школы при храмах, участвуют в благотворительных мероприятиях, инициированных приходами, ставят театрализованные постановки, посвященные церковным праздникам. Храм для жителей нашего поселка, это не только место общения человека с Богом, это еще место, где становиться возможным заложить в молодом поколении прочный духовный фундамент, выстроить шкалу нравственных ценностей.

Таким образом в ходе моего исследования я пришла к выводу, что несмотря на самые страшные в истории христианств гонения, русская православная церковь все же не была полностью уничтожена и сохранила потенциал для будущего возрождения. Духовное возрождение нашей страны неразрывно связано с возрождением церкви, с изменением ее роли в обществе, поэтому не случайно возникла потребность обратиться к данной теме. Нельзя никого насильно заставить поверить в Бога. Это совершается в душе. Но каждому человеку, каковы бы ни были его убеждения, подобает с благоговением относиться к святыням, к духовной культуре своих предков.Необходимо хранить и записывать для будущих поколений историю каждого значимого события не только на уровне страны, но и в каждом районе, селе, в каждой семье. Ведь эти истории, передаваемые потомкам, позволяют сохранить память поколений.

«О чём молчат разрушенные храмы…» На этот вопрос я отвечу строчкой из стихотворения Игоря Перышкина:

Нет, не молчат разрушенные храмы,

Не всякий просто слышит их набат!

Наступит день- покосятся бурьяны,

И вновь кресты на солнце заблестят.

И еще один самый важный урок, который мы должны извлечь из драматических событий вековой давности: урок бдительности. Ни в коем случае не отрицать и не обелять очевидное зло, но признавать факты, анализировать их во избежание повторения ужасов.

Литература:

  1. Боголепов А. А. Церковь под властью коммунизма// Мюнхен, 1958
  2. Вострышев М. И. Святитель Тихон // М.1994
  3. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в 1917–1927// Вопросы истории. 1993. № 8.
  4. Жоголев А. Новые мученики и исповедники Самарского края// Самара: Дом печати, 1996.
  5. Кривобоков В. И., Кудряшова. О. Н. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье// Кинельский район, г. Кинель, п. Алексеевка. — 2-е издание, изменен. и доп. — Самара: ООО «Офорт», 2011
  6. Покровский Н. Н., Петров С. Г. Политбюро и Церковь 1921–1925// М., Российская политическая энциклопедия
  7. http://kinelepar.ru/ Кинельская епархия. Официальный сайт.
  8. https://stihi.ru/


Задать вопрос