Роль бизнес-моделей социального воздействия в социальном предпринимательстве | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №9 (50) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.09.2021

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Быкова, В. С. Роль бизнес-моделей социального воздействия в социальном предпринимательстве / В. С. Быкова, И. Н. Оносова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 9 (50). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/young/archive/50/2644/ (дата обращения: 19.04.2024).



Социальное неравенство и бедность — актуальная проблема, характерная для многих государств. Для того, чтобы устранить бедность, необходимо экономическое воздействие на неравенство. Неравномерность распределения доходов наблюдается во всем мире. Экономическое неравенство по мнению авторов меняет свой характер. [4]. Ранее неравенство остро проявлялось в странах с низким экономическим развитием, в наши дни все большие проявления неравенства и в странах со средним уровнем развития. В то время, как на планете идет пандемия COVID-19, общество все более расслаивается на бедных и богатых. [3]. Это можно наблюдать и в России, и во всем мире. Авторы считают, что определение политики социально-экономического развития, противостояние бедности и неравенству во время пандемии способно строиться, опираясь на сотрудничество между государствами, в том числе, взаимодействие по проекту развития человеческого капитала [5].

Пандемия COVID-19, с дебютом в декабре 2019 г., уже в феврале 2020г. заболевание фиксировалось в десятках государств. 11 марта 2020 г. ВОЗ заявила, что заболевание приобрело статус пандемии. По информации на начало июля 2020 г., численность инфицированных в мире превысило 5 млн человек и продолжает расти [2]. Многие страны ввели строгий карантин и люди были лишены возможности к передвижению в своей стране и за ее пределами, отменялись массовые мероприятия, было ограничено транспортное сообщение между странами, многие лишились работы и средств к существованию. Все эти меры предназначались для снижения распространения инфекции, но в тоже время, привели к отрицательным последствиям для международной экономики в целом, и для экономики всех стран по-отдельности. [7].

Глобализация, как тренд развития экономики, привела к быстрому распространению заболевания, и к цепной реакции снижения в международной экономике в целом. [3].

Неравенство ведет к снижению доступности образования, к болезням, отсутствию возможности стабильного уровня жизни, что в свою очередь, вызывает социальную напряженность и политическую нестабильность. И угрожает социальной безопасности. Социальное неравенство имеет в своей основе множество социальных проблем, которые накапливаются с течением жизни. [6]. Необходима направленность на исследования и применение различных способов для борьбы с бедностью для помощи определенным группам людей.

В связи с ограничениями в пандемию, экономическая деятельность во многих странах пострадала, ВВП значительно снижается. Если рассмотреть в этом ключе Россию, то ВВП в 2020 году снизилось до 3,1 %. По сведениям Минторга в США снижение ВВП составило 3,5 %.В Германии ВВП снизился до 5 % [5].

В последнее десятилетие много внимания уделялось изучению и внедрению новых моделей развития экономики. Но с приходом пандемии все изменилось. Можно наблюдать отступление от принципов социального государства во многих странах. Ситуация в пандемию вскрыла проблемы, которые формировались годами. Здоровье людей тесно связано с экономикой. И назрел вопрос о формировании новой социально-экономической политики. [3].

В связи с этим, мы рассмотрели бизнес-модели социального воздействия, как основу социального предпринимательства, которое имеет важное значение для восстановления экономики и, в глобальном масштабе, способно снизить уровень бедности и неравенства.

Цель работы: обосновать необходимость создания и масштабирования бизнес-моделей социального воздействия.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данному вопросу
  2. Отразить общие данные о бизнес-моделях
  3. Рассмотреть разные виды бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.

Объект- социальное предпринимательство

Предмет- бизнес-модели социального воздействия.

Понятие бизнес-модели объединяет корпоративную стратегию, бизнес-процесс и цепочку ценностей. [1].

Структура бизнес-модели:

1) Что? — планируемая ценность

2) Кто? — целевая аудитория

3) Как?-способы создания и предоставление ценности потребителю

4) Почему?- механизм получение прибыли от отдачи ценности потребителю

Александр Остервальдер, исследователь в построении бизнес-моделей, разработчик системы анализа для бизнес-моделей, определял построение бизнес-модели, как схему, включающую все бизнес-процессы компании- операционные и финансовые механизмы, ее продуктов, технологий, производства и конкурентных преимуществ. [8].

Кратко рассмотрим некоторые типы бизнес-моделей, применяемых в настоящее время:

– Прямые продажи (товары и услуги между людьми не в стационарных торговых точках)

– Франчайзинг (вид взаимодействия рыночных субъектов, позволяющий одной стороне за плату другой стороне, вести определенный вид бизнеса по определенной бизнес-модели)

– В2В (бизнес для бизнеса)- компании позволяют другим компаниям, а не конечным потребителям, пользоваться их услугами (например, рекламная продукция для реализации продукта другой компании)

– В2С (бизнес для потребителя)-вид торговли через интернет с помощью прямых продаж. Нивелируется географическая разница между городами и регионами с помощью усреднения ценовой политики и работы сервиса доставки.

– B2G (бизнес для правительства)-взаимодействие между государством и бизнесом

– G2В (правительство для бизнеса)-серия программных и государственных средств для интернет-сотрудничества исполнительной власти и бизнеса (например, госзакупки, сайты государственных органов)

Социальное предпринимательство — это бизнес, направленный на поиск решения проблем социального плана. [1]. Которое также влияет на изменения в обществе, экономического и институционального характера. Социальное предпринимательство находится в периоде становления, как в России, так и в мире.

Бизнес-модель используется, как единица анализа при исследованиях в социальном предпринимательстве.

В социальном предпринимательстве бизнес-модели имеют в своей основе теорию социального воздействия. Таким образом, создание социального эффекта становится приоритетным в любой организации, и его приобретение становится величиной равной экономической значимости. [1].

А. Гуклу, Г. Диз, Б. Андерсон основоположники разработки бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, объясняют это, как совокупность двух звеньев — ресурсной стратегии и операционной модели [9]. Операционная модель служит бизнес-процессом, в котором структуры организации производят экономическую ценность, как правило, параллельно с социальной ценностью. Ресурсная стратегия разрабатывает комплекс мер по привлечению мaтериальных и немaтериальных ресурсов для операционной модели. Вследствие того, что в социальном предпринимательстве могут использоваться разные возможности (волонтеры, разовые и систематические пожертвования и др.) ресурсная модель основывается как на финансовых источниках, так и на других вариантах ресурсного обеспечения. [1].

Дж. Мэр и О. Шон, рассматривая три признанные схемы социального предпринимательства, сформулировали 3 принципа создания успешных бизнес-моделей. [9]:

  1. Компания структурирует общую линейку стоимости с компаниями с аналогичными ценностями.
  2. Социальные предприниматели анализируют свои возможности, и опираясь на них, создают свою структуру деятельности.
  3. Успешные социальные предприниматели помещают свою компанию в процесс обозначения стоимости на начальных этапах, тем самым, гарантируют себе часть прибыли от создаваемой социальной ценности. [9].

В докладе ООН определяется обозначение социальных бизнес-моделей, как возможность привлечения малообеспеченных граждан на всех стадиях создания стоимости или потребления социальной ценности [9].

Ю. Арай, ссылаясь на принципиальную схему А. Остервальда, И. Пинье, разделяет стратегическую и операционную модель [1]. Тут мы можем видеть разделение социальной и экономической части предпринимательства.

Целесообразно в настоящее время не разводить социальную и экономическую составляющие социального предпринимательства, а совместить их, и обозначить структуру социальной единицы на фоне базовой экономической модели. Авторами рассмотрена схема бизнес-социального предпринимательства в соответствии с целевыми группами. [1] Этот подход объединяет структуру из 4 элементов с инклюзивным подходом к социальному предпринимательству, через роль целевых групп.

Рассмотрим 4 части бизнес-моделей с вариантами участия целевых групп в формировании социальной ценности.

1) предложение:

– услуги для целевых групп (обрaзования, здрaвоохранения, общественного питания, персональные и прочие). В вариантах предложения возможны услуги, как общего направления, так и специализированные, например, уроки с особенными детьми или ремонт протезов или костылей.

– товары для целевых групп: специфические, например, протезы, или общего назначения);

2) потребитeли:

– некоммерческие организации призваны предоставлять услуги для целeвых групп-спeциальные социальные услуги, образования, психологические услуги и услуги здравоохранения.

частные организации могут оказывать схожие услуги для всех людей, но для целевых групп делать это бесплатно или по другой стоимости.

3) участие в процессе создания стоимости:

– участие в качестве работодателя (предпринимателя) или наемного работника;

– перераспределение ресурсов за счет структуры индивидуальной цены услуги;

4) система получения дохода от деятельности:

– получение целевыми группами прибыли от работы или заработной платы [1].

В системе социального предпринимательства целевые группы являются не только получателями благ и услуг, но и активными участниками их создания в качестве трудовых ресурсов или применяя свои предпринимательские способности.

Авторы выделяют 3 критерия успешности бизнес-модели социального воздействия:

1) Возможность приносить прибыль бизнесменам.

2) Способность проводить позитивные трансформации в мире.

3) Возможность балансировать между прибылью и качественными изменениями в мире. [1].

Рассмотрим несколько примеров типов бизнес-моделей социального воздействия.

1) Модель рыночных посредников — это продажа товаров или услуг своих клиентов. Например, продажа товаров от людей с ограниченными возможностями.

2) Модель трудоустройства-социальный проект помогает с трудоустройством и переобучением людям с ограниченными возможностями.

3) Модель коммуникации с людьми с маленьким доходом. Например, проведение ЛФК с пенсионерами по льготной цене.

4) Модель платы за услуги. Цель-бесплатные услуги для некоторых категорий людей. Прибыль зарабатывается по типу возмещения затрат за счет других категорий.

Заключение

Мы выяснили, что центральной особенностью социального предпринимательства становится формирование социальной ценности, которая является первичной в структуре бизнес-моделииуказывает на стратегическую цель бизнеса. Создание социальной ценности становится возможным в любом из 4 секторов бизнес-модели. Формирование социальной ценности, как правило, требует специфических изменений не менее чем в двух блоках модели.

В социальном предпринимательстве базируются инклюзивные бизнес-модели, модели социально-ориентированного бизнеса и социального предпринимательства. Многие авторы акцентируются на создании ценности, ценностном предложении и получении дохода. К этим составляющим авторы вносят другие компоненты, которые отвечают конкретным запросам.

Таким образом, изучение и формирование бизнес — моделей социального воздействия, является основой социального предпринимательства. Которое в период пандемии и после нее, может внести существенный вклад в восстановление экономики стран и влиять на снижение бедности и неравенства.

Литература:

  1. Арай Ю. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования: автореферат диссертации.: 08.00.05 / Ю.Арай. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. — 213 с.
  2. Алтаева Е. Б. COVID-19 как угроза мировой и национальной стабильности // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 6 (58). С. 1893–1898.
  3. Брындин Е. Г., Брындина И. Е., Путьмаков А. Н. Опыт руководства в борьбе с COVID-19 и аспекты противодействия // Вестник Биомедицина и социология. 2020. Т. 5. № 2. С. 112– 117.
  4. Бугаенко Р. А. Влияние COVID-19 на государственно-частное партнёрство // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 3–2. С. 623–627.
  5. Максимов С. В. Последствия пандемии COVID-19 для конкуренции — главные выводы впереди // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 2 (22). С. 4–5. 5. Максимова Е. В., Морозов В. В. COVID-19 и глобализация // Инновации и инвестиции. 2020. № С. 86–90.
  6. Паздникова Н. П., Глазкова Н. Г., Буреш Д. С. COVID-19: влияние нового типа коронавирусной инфекции на национальную экономику // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 2–1. С. 169–177.
  7. Kranov S. E. Anti-crisis measures of companies under quarantine (COVID-19) // В сборнике: Материалы XI международной научнопрактической конференции. 2020. С. 370–372. 11. https://www.forbes.ru/milliardery/401395- rossiyskie-milliardery-razbogateli-za-vremya
  8. Остервальдер Александр, Бленд Дэвид «Тестирование бизнес-идей»/ переводчик Бакушева Е.- М.: Альпина Паблишер, 2020.
  9. Шаталов А. Взаимосвязь бизнес-модели и результатов деятельности фирмы: (на материалах российских компаний отрасли общественного питания) / А. Шаталов // Вестн. СПбГУ. Серия Менеджмент. — 2010. — Вып. 2. — С. 3–31.


Задать вопрос