К вопросу о патриотическом воспитании подростков в школе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 20.02.2016

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Матушевский И. В., Боярко И. В. К вопросу о патриотическом воспитании подростков в школе // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 205-206. — URL https://moluch.ru/young/archive/5/297/ (дата обращения: 13.11.2019).

 

С чего начинается любовь к Родине? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но я уверен, что многие согласятся, что нельзя не любить землю, на которой родился и вырос.

«Патриотизм, — говорил Алексей Толстой, — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней» [1].

Актуальность проблемы воспитания, возрождения гражданско-патриотических традиций обусловлена необходимостью преодоления последствий гуманитарного кризиса, обусловившего снижение воспитательного потенциала социума, рост ценностной дезориентации подростков. Актуальность данной темы очевидна, поскольку школьникам порой сложно ответить на вопрос, почему они должны быть патриотами своей страны.

Целью исследования является привлечение молодёжи к историческому наследию города, расширение знаний учащихся об истории Отечества; сохранение исторической памяти.

Идеалы патриотического сознания — служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга — ориентиры социальной и образовательной политики Российской Федерации [2].

Я убежден, что из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования, но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие ценности, готовая отдать здоровье и жизнь ради высших интересов: сохранения жизни своих близких, русского народа и всей России.

В школе № 43 города Севастополя сложились свои традиции, воспитательная работа строится по разносторонним направлениям. Практика патриотизма и гражданского воспитания подростков очень значима, широка и разнообразна. Начинается патриотическое воспитание с первого класса. Это реализуется в рамках проведения классных часов, один из которых проводится на тему «С чего начинается Родина» на котором учителя рассказывают, что такое Родина, что значит любить Родину, как быть толерантным к окружающим и др. Кроме этого в рамках патриотического воспитания в начальной школе обязательно проводят экскурсии по исторически значимым местам города, местам героической славы, мемориалам и памятникам.

Особенно мне запомнилось и произвело очень сильное впечатление посещение с классом Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея», сыгравшего значительную роль в героической обороне города от немецко-фашистских захватчиков 1941–1942 гг. Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» создан на месте трагических событий окончания обороны города в июне-июле 1942 года. Согласно результатам послевоенных исследований, по показаниям очевидцев —участников этих событий, по документам и данным из немецких источников здесь были оставлены без боеприпасов, продовольствия, воды, медицинской помощи, пленены около 80–ти тысяч бойцов Приморской армии и Черноморского флота. На этом месте погибли и не были захоронены тысячи героических защитников Севастополя [3]. Эти впечатления подвигли меня серьезно задуматься о значимости подвигов солдат и патриотизме в целом, а также на всю жизнь оставили неизгладимую память.

В рамках патриотического воспитания школьников в ГБОУ СОШ № 43 г. Севастополя создан музей «История войск ПВО страны». В музее проводятся встречи, беседы, часы общения, уроки мужества с участием ветеранов — почетных гостей нашей школы. Учащиеся узнают от живых свидетелей истории, как они на своих плечах вынесли тяготы страшной войны, прошли огромный трудовой путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Ветераны приходят к поколению, которое не испытало ужасов войны и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов, рассматривая фотографии. Оставшиеся в живых помнят все, каждую подробность боя, имена однополчан, невероятно трудные военные дни. Они — ветераны допускают детей к своему прошлому, передавая от дедов к внукам хотя бы частичку восприятия тех незабываемых дней, да так чтобы зажгло, взбудоражило, взбунтовало воображение и сознание. А у школьников светятся глаза, и они делятся впоследствии незабываемыми подробностями танкового боя или атаки автоматчиков на вражеские позиции со своими друзьями, в семье, обсуждают в классе. Музей — это для школьника среда для диалога между прошлым и будущим, это клад народной мудрости и духовной ценности. Музей — центр воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Обязательным почетным ритуалом стало в школе № 43 г. Севастополя празднование Дня Победы. Лучшие учащиеся — старшеклассники получают право нести Вахту Памяти у Мемориальной стены, посвященной обороне Севастополя 1941–1942 гг. на Посту № 1. Также в школе проходят акции: «Поздравительная открытка» ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, учителям — ветеранам, труженикам -севастопольцам, посвященная ко Дню Победы и «Спешите делать добро». За каждым классом закрепляются ветераны и дети войны. Кроме поздравительной открытки ребята стараются на знаменательные дни принести угощения ветеранам или просто оказать посильную помощь.

В рамках патриотического воспитания молодежи в нашем городе ежегодно проходят военно-патриотические мероприятия, одним из которых является военно-патриотическая игра «Рубеж», проходящая уже на протяжении 49 лет. Лучшие команды школ города, которые прошли отборочные туры, и вышли в финал игры в сентябре месяце каждого года сражаются за право быть лучшими патриотами своего города. Выходя в финал, школы-финалисты, в том числе и школа № 43 на базе ДОЛ «Горный» соревнуются и показывают свои навыки в военной подготовке. Каждая школа, в рамках игры разбивает палаточный мини-лагерь, что соответствует военно-полевым условиям. Ребята соревнуются в течении трех дней. Победителям достается помимо славы и грамот призы от города в виде военного инвентаря для школы.

Таким образом, исходя из содержания понятия патриотизм, мы считаем, что формирование личности патриота основывается на воспитании следующих чувств: привязанности к родным местам, долга перед малой и большой Родиной, верности Родине и гордости за ее достижения, гуманизма, милосердия, ответственности за судьбу родного края. На уроках, во время внеурочной деятельности необходимо неустанно проводить работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свою Родину, за свой народ.

«Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», — писал А. С. Макаренко [4].

 

Литература:

 

1.                  Толстой Л. Христианство и патриотизм. — Москва: 17 марта 1894.

2.                  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// government.ru /media/files/ f5Z8H9tg UK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

3.                  35-я береговая батарея: Музеи Севастополя [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sevastopolis.com/museum/2806.html

4.                  Мудрые мысли о воспитании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sovushka.ucoz.com/psiholog/mudrye_mysli_o_vospitanii.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): героический защитник Севастополя, Родина, школа, севастополь, ветеран, день, музейный историко-мемориальный комплекс, патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Аргументация целесообразности использования...

Корчагин Е. Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности

Севастополь, морской вуз, патриотическое воспитание курсантов, историческая память

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из

С 2013 года Большереченский историко-этнографический музей входит в структуру

Патриотическое воспитание на материалах истории войны — процесс воздействия на учащихся с целью...

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.

Юные партизаны Севастополя | Статья в журнале «Юный ученый»

День рождения Вилора, 20 декабря, стал днем юных защитников Севастополя. Сразу после войны фамилии погибших подростков Севастопольского и Балаклавского отрядов были увековечены. На памятных знаках, сооруженных на местах боев: на «Чайном домике», в устье...

Патриотическое воспитание нахимовцев как важнейший элемент...

Гражданско-патриотическое воспитание через привитие уважения и любви к литературе, родному

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому

Яркий и красочный рассказ воспитателя о героических поступках наших людей во время ВОВ...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Историко-педагогический анализ военно-патриотического воспитания в кадетских корпусах

В основу содержания военно-патриотического воспитания положена идея о всестороннем

Чрезвычайно важно использовать героические примеры и опыт прошлого для воспитания...

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по

Воспитание патриотизма и любви к Родине. Приобщение кадет к традициям и истории...

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной...

Словарь: сражение, борьба, бой, ветераны, День Победы, «мемориальный комплекс», передовая

В День Победы они надевают свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить

Цели: - Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников.

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Торжественное открытия музея боевой славы земляков-защитников Родины состоялось 19 марта

Фонды музея постоянно пополняются документами из личных архивов ветеранов

Патриотическое воспитание средствами музея Боевой славы является новой формой...

Похожие статьи

Аргументация целесообразности использования...

Корчагин Е. Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности

Севастополь, морской вуз, патриотическое воспитание курсантов, историческая память

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из

С 2013 года Большереченский историко-этнографический музей входит в структуру

Патриотическое воспитание на материалах истории войны — процесс воздействия на учащихся с целью...

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.

Юные партизаны Севастополя | Статья в журнале «Юный ученый»

День рождения Вилора, 20 декабря, стал днем юных защитников Севастополя. Сразу после войны фамилии погибших подростков Севастопольского и Балаклавского отрядов были увековечены. На памятных знаках, сооруженных на местах боев: на «Чайном домике», в устье...

Патриотическое воспитание нахимовцев как важнейший элемент...

Гражданско-патриотическое воспитание через привитие уважения и любви к литературе, родному

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому

Яркий и красочный рассказ воспитателя о героических поступках наших людей во время ВОВ...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Историко-педагогический анализ военно-патриотического воспитания в кадетских корпусах

В основу содержания военно-патриотического воспитания положена идея о всестороннем

Чрезвычайно важно использовать героические примеры и опыт прошлого для воспитания...

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по

Воспитание патриотизма и любви к Родине. Приобщение кадет к традициям и истории...

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной...

Словарь: сражение, борьба, бой, ветераны, День Победы, «мемориальный комплекс», передовая

В День Победы они надевают свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить

Цели: - Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников.

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Торжественное открытия музея боевой славы земляков-защитников Родины состоялось 19 марта

Фонды музея постоянно пополняются документами из личных архивов ветеранов

Патриотическое воспитание средствами музея Боевой славы является новой формой...

Задать вопрос