Малоизвестные страницы истории самолетостроения, связанные с фамилией Терещенко | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Терещенко И. Е., Лунчинкова О. Б. Малоизвестные страницы истории самолетостроения, связанные с фамилией Терещенко // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 50-55. — URL https://moluch.ru/young/archive/5/258/ (дата обращения: 22.11.2019).

 

Одним из моих предков, связавших свою жизнь с самолетостроением, был Федор Федорович Терещенко.

Родился он 11 ноября 1888 года, был очень богат, унаследовал треть состояния отца и 15 имений. Его состояние равнялось 8 623 784 рублям, на сегодняшний день это десятки миллиардов долларов. Учился он в Киевском Политехническом институте, к созданию которого причастна семья Терещенко. Он был увлеченным «технарем», обладал незаурядным умом — еще будучи студентом, он уже читал доклады о своем проекте конструирования летательных машин (рис. 1) [4].

Терещенко_Федор_Федорович

Рис. 1. Фотография Федора Федоровича Терещенко

 

Учился во Франции у Луи Блерио, тогда самой передовой авиационной державе. Федор Федорович не собирался строить копии французских аэропланов, а мечтал строить свои самолеты. В 1909 году он построил по образцу самолета «Блерио XI» свой первый аэроплан «Терещенко № 1» и издал альбом его чертежей. С постройки этого аппарата началась деятельность аэропланной мастерской, которую можно считать первым авиационным предприятием на территории Украины. Молодой предприниматель основал ее в помещениях своего имении Червонное Волынской губернии (Житомирская область).

Терещенко Ф. Ф. располагал и «Блерио XI» французской постройки. Летать на этом самолете он стал самостоятельно, получив уроки пилотирования за рубежом и в Киевском обществе воздухоплавания, членом которого он был. Для полетов он организовал в Червонном аэродром, приспособив под него выгон для скота. В 1910 году Терещенко Ф. Ф. успешно сдал специальной комиссии, прибывшей в Червонное, экзамен на звание пилота-авиатора, выполнив на самолете «Блерио XI» все положенные «испытания» [1].

Получая солидный доход от производства сахара и спирта, Терещенко Ф. Ф. вкладывал достаточно большие средства в свою авиамастерскую. По состоянию на июнь 1910 г. она уже была оборудована ленточной пилой, токарным и сверлильным станками. В Червонном находились 2 самолета собственной постройки — монопланы «Терещенко № 1»и «Терещенко № 1 бис». В Червонном действовало небольшое конструкторское бюро, в котором работали инженеры К. Рот и закончивший Киевский политех Д. П. Григорович, ставший впоследствии знаменитым авиаконструктором [2].

Червоннская авиамастерская являлась весьма передовым предприятием. В это время в России начиналась настоящая авиационная лихорадка, и за создание летательных аппаратов брались очень многие — инженеры, студенты и изобретатели-самоучки. Другие конструкторы-энтузиасты не обладали столь солидной базой, которую создал в своем имении Ф. Ф. Терещенко. Более того, другие российские авиапредприятия лишь начинали свою деятельность и выглядели не лучше Червоннских мастерских.

В 1910 году Федор Федорович Терещенко придумал и запатентовал приспособление для соединения деревянных конструкций аэропланов. Так появляется самолет «Терещенко № 2». В 1911 года в Червонном создали еще один аппарат «Терещенко № 3». Об этих машинах почти ничего неизвестно, но необходимо добавить, что эти самолеты на основе конструкций Блерио спроектировал Д. П. Григорович [4].

Григоровича Д. П. быстро переманил к себе Щетинин С. С., а в Червонное прибыл инженер C. Зембинский. В 1912 году под его руководством построили расчалочный моноплан «Терещенко № 4» (рис. 2). Самолет представлял собой одноместный расчалочный высокоплан. Крылья на концах несколько оттянутые назад, имели вырезы в основании задней кромки для обзора вниз. Шасси — с длинными противокапотажными полозами, подпертыми добавочными подкосами. К полозам крепилась сквозная ось колес на резиновой амортизации. Двигатель — «Гном» в 50 л. с. — был окружен сильно вырезанным капотом. Самолет имел переднюю центровку, редкую в то время [4].

самолет Терещенко и Зембинского.

Рис. 2. Самолет Терещенко и Зембинского «Терещенко № 4»

 

Аппарат готовили к показу на Московской воздухоплавательной выставке, но летчик Г. Яновский его разбил. В результате этого происшествия Зембинскому пришлось покинуть Червонное [4].

На смену ему пришел французский конструктор и пилот Альфред Пишоф. В течение 1913–14 годов по его проектам в Червонном построили несколько весьма похожих расчалочных монопланов. Первым из них стал «Терещенко № 5» (рис. 3), созданный с учетом требования военных обеспечить быструю сборку и разборку самолета для доставки наземным транспортом. Так же можно отметить применение роликов в системе управления, а также приспособление для запуска двигателя силами одного летчика.

Следующим построили «Терещенко № 5 бис», с которого началось серийное производство в Червоннских мастерских. Первый такой самолет с 60-сильным мотором «Гном» в 1913 году подготовили к участию в главном авиационном событии года тогдашней России — конкурсе военных аэропланов. Самолет заинтересовал заказчиков и стал первым аэропланом, который военное ведомство приобрело у Ф. Ф. Терещенко [2].

Терещенко Ф. Ф. продолжал уделять значительное внимание своему увлечению, занимался изобретательством в авиационной области, а в мастерской стремился внедрить наиболее передовые достижения тогдашней науки. Например, он намеревался организовать там аэродинамическую лабораторию и вел переписку по этому вопросу с Н. Е. Жуковским фактически до начала войны.

В это время в Червонном стала работать в качестве летчика-испытателя Л. А. Галанчикова, путь которой в авиацию начался в октябре 1911 года. Показательные полеты на родине и за рубежом быстро принесли ей известность, а после установления мирового рекорда высоты полета для женщин ее пригласил на свою фирму в качестве шеф-пилота Антони Фоккер.

Аэроплан Терещенко-5

Рис. 3. Аэроплан «Терещенко № 5»

 

Кроме конструкторов, Федор Федорович сотрудничал с выдающимися летчиками (авиаторами) того времени — например точно известно, что в Червонное приезжал Павел Николаевич Нестеров — выдающийся русский военный летчик [2, 4].

В то же время, наиболее удачливые владельцы российских авиапредприятий уже получили от военных весьма солидные заказы, что не могло не стимулировать деловую активность Терещенко Ф. Ф. на этом поприще. Понимая, что заинтересовать заказчиков аппаратами собственной разработки очень трудно, он обратился к копированию французских образцов. В 1914 году был подписан контракт на поставку восьми аэропланов типа «Фарман XXII» с 80-сильными двигателями «Гном» [4].

К контракту прилагались технические условия на «Фарман XXII», которые определяли, что аппараты должны быть поставлены строго по чертежам с соответствующими допусками. В этом документе также содержались описание конструкции самолета, требования к необходимым для его изготовления материалам и ряд других важных моментов. Все операции по изготовлению и сборке должны были производиться под наблюдением офицеров, назначенных Воздухоплавательной частью. Согласно контракту, сдавать самолеты предстояло в Червонном, а в технических условиях был определен порядок выполнения испытательных полетов. Сами испытания состояли из полета на грузоподъемность (требовалось с полной полетной массой набрать высоту 500 м за 12 мин) и полета на продолжительность в течение 1,5 часов. После посадки выполнялся осмотр, на предмет того, что аппарат может повторить полет без каких-либо исправлений.

Первый контракт Червоннских мастерских был выполнен, хотя установленные сроки выдержать не удалось, и сдача самолетов затянулась до весны 1915 года.

В 1914 году мастерские Терещенко Ф. Ф. стали именоваться Червоннским аэропланным заводом. Терещенко Ф. Ф. в рутинную работу предприятия практически не вмешивался, занимаясь проблемами, определявшими пути стратегического развития [2, 4].

В начале 1914 года был построен самолет «Терещенко № 6», являвшийся дальнейшим развитием «Терещенко № 5». На нем впервые в России применили мотор «Рон» мощностью 60 л.с, который был гораздо надежнее более распространенного «Гнома». Аппарат показал неплохие летные характеристики: скорость — 120 км/ч, время подъема на 500 м — 3,5 мин. В том же году построили два самолета «Терещенко № 5 бис», один из которых оснастили 60-сильным двигателем «Роном», а другой двигателем «Гномом» мощностью 80 л.с. На одном из этих аэропланов отрабатывали установку рядного двигателя жидкостного охлаждения, скорее всего, 50-сильного «Мерседеса».

В июне 1914 года был выполнен на самолете «Терещенко № 5 бис» с мотором «Рон» перелет по маршруту: Червонное-Городище-Кагарлык-Киев-Червонное, протяженностью в общей сложности 492 версты за 4 ч 29 мин полетного времени, причем не пользуясь услугами механика. Подводя итоги перелета, констатировали, что в течение всего путешествия аппарат и мотор были в полной исправности, несмотря на то, что спускаться приходилось на незнакомую и крайне неудобную местность и аппарат вынужден был находиться целую ночь на открытом воздухе под дождем. Этим было положено начало распространения частного туризма в России на аэроплане» [2, 4].

Но самолетам Терещенко не суждено было служить для воздушных прогулок — началась война, и оба аппарата приобрело военное ведомство. В своих отчетах военные летчики отмечали сносную управляемость, однако крыло мешало обзору нижней полусферы, что усложняло его использование в качестве разведчика.

Серийные заказы способствовали дальнейшему расширению предприятия, количество работающих на котором в 1914 году достигло 120 человек, а в сентябре 1915 году в списках на получение зарплаты одних только мастеровых значилось 186 человек. Постоянно улучшалась оснащенность завода, в частности, были приобретены штамповочный пресс, несколько различных станков, 2 сварочных аппарата. Годовая производительность оценивалась в 50 аэропланов [4].

В Червонном продолжали вести проектные работы. Благодаря усилиям Григорьева, был сконструирован биплан «Терещенко № 7» с расположенными рядом в одной кабине двумя сиденьями, оснащенный мотором «Гном Моносупап» мощностью 100 л.с. (рис. 4). Достроить самолет в Червонном не успели, так как осенью 1915 года, в связи с приближением линии фронта, завод пришлось эвакуировать [3].

Терещенко Ф. Ф. в это время выехал во Францию в составе комиссии по заготовке авиационного и автомобильного имущества. Поэтому основные заботы, связанные с эвакуацией, легли на плечи других служащих главной конторы Терещенко. Была предпринята попытка перебазировать завод в Киев и при этом значительно расширить его, так как военные уведомили, что на дальнейшие заказы можно рассчитывать, лишь обеспечив выпуск около 150 самолетов в год. В это время в Киеве, в мастерских Киевского политехнического института, удалось достроить аэроплан «Терещенко № 7».

В это время основные хлопоты Григорьева в Москве были связаны с предстоящими испытаниями аэроплана «Терещенко № 7». Военные к этому самолету относились положительно, и в 1917 году он успешно прошел испытания. Однако, не без участия конкурентов, запустить его в серийное производство на каком-либо заводе не удалось.

Терещенко-7

Рис. 4. Самолет «Терещенко № 7»

 

Еще одним наследием Червоннского завода стал поезд-мастерская. Он был сформирован с использованием части оборудования предприятия и полностью за счет Терещенко Ф. Ф., из средств которого даже выплачивалось денежное содержание руководящему составу [2, 4].

Осенью 1915 года мастерская прибыла в Москву. Для ее развертывания были необходимы помещения, которые подыскали далеко не сразу, и работу начали прямо под открытым небом, невзирая на холод, дождь, а потом и снег. Личный состав освоил ремонт самолетов и моторов самых разных типов, возвратив в строй в течение года 250 аэропланов и 70 двигателей.

В 1916 году поезд-мастерская Червоннского авиационного завода Федора Федоровича Терещенко отправилась в состав действующей армии. Через 2 недели Терещенко Ф. Ф. лично возглавил поезд. Действия передвижной мастерской во фронтовых условиях тоже оказались успешными. За руководство ею и другие заслуги в годы войны Федор Федорович Терещенко был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени и Св. Анны 2-й степени [4].

Затем, Червоннский завод был продан фирме «Дукс». В начале 1916 года этой фирме передали различное оборудование, включая 15 станков, авиационные материалы и готовые изделия. Последнее упоминание о предприятии Tepeщенко Ф. Ф. датировано 18 января 1917 года, когда были проданы остатки имущества Червоннского завода [2, 5].

Возможно, со временем Федор Федорович Терещенко стал бы не менее знаменит, чем Королев, Жуковский или Сикорский, если бы не революция. После прихода в Украину советской власти, имение Червонное было национализировано, и там расположили коммуну из молодых беспризорников. О восстановлении там авиационного завода никто не помышлял, хотя все производственные помещения сохранялись довольно долго и были только частично разобраны после Великой отечественной войны. Федор Федорович Терещенко после революции принципиально был против новой власти, строить самолеты больше не представлял возможным и эмигрировал с семьей во Францию, где жил в Париже до своей кончины 30 января 1950 года. И похоже за границей он больше никогда не возвращался к авиационной теме.

 

Литература:

 

  1.                Из истории отечественных самолетов-истребителей. Выпуск 4. [Электронный ресурс]: URL: http: //www.xliby.ru/transport_i_aviacija/ tehnika_i_oruzhie_1996_05/p2.php (дата обращения 12.01.2016).
  2.                Котелко С. В. Червоне. Авиамастерские. [Электронный ресурс]: URL: http: //sergekot.com/червоне-авиамастерские/ (дата обращения 12.01.2016).
  3.                Самолет «Терещенко № 7», авиационная энциклопедия. Уголок неба. [Электронный ресурс]: URL: http: //www.airwar.ru/enc/other1/teresh7.html (дата обращения 12.01.2016).
  4.                Харук А. В., Мараев Р. В. Малоизвестные страницы истории отечественной авиапромышленности. [Электронный ресурс]: URL: http: //www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Id=779&sobi2Task=sobi2Details (дата обращения 12.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): самолет, XXII, аппарат, аэроплан, Россия, время, мастерская, Киевский политехнический институт, военное ведомство, авиационный завод.


Похожие статьи

Гениальный авиаконструктор российского происхождения...

При Киевском политехническом университете функционировал кружок воздухоплавания

Неудача не сломила авиаконструктора. Сикорский по заказу крупнейшей авиационной компании США

Самолет-амфибия пользовался огромным успехом, что позволило фирме собрать...

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой...

Актуальность проблемы формирования ВА (воздушных армий) военно-воздушных сил Красной Армии в период ВОв (Великой Отечественной войны), а также модернизации организационной структуры ВВС в настоящее время обусловлена реформированием ВВС.

Крылья Победы ковавшие…! (посвящается работе авиационного...)

Во время Великой Отечественной войны все заводы и предприятия Дальнего Востока выпускали продукцию для фронта и для Победы! Самолёты ИЛ-4, изготавливаемые на Комсомольском-на-Амуре заводе...

Эволюция структуры и организации военной авиации...

Рост количества боевых самолетов, необходимости массированного использования военной авиации и усиления армейских и фронтовых авиагрупп способствовало созданию более крупных формирований — авиационных соединений: эскадр, авиабригад и воздушных дивизий.

Эволюция авиаобразов в поэзии В. Я. Брюсова | Статья в журнале...

Стихотворений, посвященных авиационной тематике, в творчестве В. Брюсова немного, но обнаруживается достаточное количество текстов, в которых авиаобразы выполняют важную смысло- и текстообразующую функцию.

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

В статье рассматривается роль военно-транспортной авиации в советско-японской войне при обеспечении боевых действий сухопутных войск, объединенных под единым командованием. Решение вопросов четкого взаимодействия между силами авиации и сухопутными войсками.

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

В настоящей статье обоснована актуальность развития гражданского авиационного транспорта в условиях международных ограничений и реализации политики импортозамещения. Рассмотрена трансформация понятия «транспортный комплекс» и выделена современная...

Перспективы и проблемы развития авиационных газотурбинных...

Традиционные способы снижения удельного расхода топлива путём повышения эффективности термодинамического цикла и повышения степени двухконтурности могут обеспечить относительно небольшие улучшения экономичности...

Производство материальной части артиллерии на механическом...

Ключевые слова: завод «Красный Арсенал», материальная часть артиллерии, артиллерийская приемка, Косартоп, Артиллерийский комитет, ГАУ, АУ РККА

Помимо проведения испытаний образцов вооружения и материальной части, изготавливаемых на заводе, напротив, с ГАПа на...

Похожие статьи

Гениальный авиаконструктор российского происхождения...

При Киевском политехническом университете функционировал кружок воздухоплавания

Неудача не сломила авиаконструктора. Сикорский по заказу крупнейшей авиационной компании США

Самолет-амфибия пользовался огромным успехом, что позволило фирме собрать...

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой...

Актуальность проблемы формирования ВА (воздушных армий) военно-воздушных сил Красной Армии в период ВОв (Великой Отечественной войны), а также модернизации организационной структуры ВВС в настоящее время обусловлена реформированием ВВС.

Крылья Победы ковавшие…! (посвящается работе авиационного...)

Во время Великой Отечественной войны все заводы и предприятия Дальнего Востока выпускали продукцию для фронта и для Победы! Самолёты ИЛ-4, изготавливаемые на Комсомольском-на-Амуре заводе...

Эволюция структуры и организации военной авиации...

Рост количества боевых самолетов, необходимости массированного использования военной авиации и усиления армейских и фронтовых авиагрупп способствовало созданию более крупных формирований — авиационных соединений: эскадр, авиабригад и воздушных дивизий.

Эволюция авиаобразов в поэзии В. Я. Брюсова | Статья в журнале...

Стихотворений, посвященных авиационной тематике, в творчестве В. Брюсова немного, но обнаруживается достаточное количество текстов, в которых авиаобразы выполняют важную смысло- и текстообразующую функцию.

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

В статье рассматривается роль военно-транспортной авиации в советско-японской войне при обеспечении боевых действий сухопутных войск, объединенных под единым командованием. Решение вопросов четкого взаимодействия между силами авиации и сухопутными войсками.

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

В настоящей статье обоснована актуальность развития гражданского авиационного транспорта в условиях международных ограничений и реализации политики импортозамещения. Рассмотрена трансформация понятия «транспортный комплекс» и выделена современная...

Перспективы и проблемы развития авиационных газотурбинных...

Традиционные способы снижения удельного расхода топлива путём повышения эффективности термодинамического цикла и повышения степени двухконтурности могут обеспечить относительно небольшие улучшения экономичности...

Производство материальной части артиллерии на механическом...

Ключевые слова: завод «Красный Арсенал», материальная часть артиллерии, артиллерийская приемка, Косартоп, Артиллерийский комитет, ГАУ, АУ РККА

Помимо проведения испытаний образцов вооружения и материальной части, изготавливаемых на заводе, напротив, с ГАПа на...

Задать вопрос