Сатира в произведениях русских классиков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №7 (48) июль 2021 г.

Дата публикации: 02.07.2021

Статья просмотрена: 2258 раз

Библиографическое описание:

Кондратьева, А. С. Сатира в произведениях русских классиков / А. С. Кондратьева, М. П. Русских. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 7 (48). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/young/archive/48/2602/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье анализируются произведения русских классиков на предмет обнаружения различных социальных и нравственных пороков, переданных с помощью художественных средств.

Ключевые слова: писатель, сатира, жанр, гротеск, аллегории, общество, человеческие пороки.

Сатира всегда была неразрывно связана с идеями и процессами, которые развивались и существовали в обществе. Она раскрывала грани наиболее острых социально-культурных противоречий, оперативно и глубоко реагируя на проблемы жизни социума, показывая их с новой стороны. В этом смысле она всегда занимала особое положение, переосмысляя объект изображения через обличительно-осмеивающие образы, не стесняясь показать действительность со специфической стороны.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, примеры сатиры в произведениях Н. В. Гоголя и И. А. Бунина.

По толковому словарю Ожегова: «Сатира — художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности». [1]

Пользуется ли Салтыков-Щедрин сатирическими приёмами и для чего? Вопросы довольно весомые, но весьма простые. Писатель употребляет изобилие различных элементов сатиры, чтобы обратится к политическим темам и вечным вопросам жизни.

«Сказки для детей изрядного возраста» вызывают интерес у читателей. Работы этого цикла имеют сходства с русскими народными сказками, но с помощью некоторых деталей можно сделать вывод о том, что они совершенно на них не похожи. Например, Салтыков-Щедрин затрагивает жизненную философию, а время в его произведениях исторично.

Разберём одну из сказок. Авторская оценка жизненной философии героя в тексте «Премудрого пискаря» проявляется благодаря элементам сатиры. Писатель показывает негативное отношение к персонажу, пользуясь иронией («пискарь просвещенный, умеренно — либеральный», «дрожа, победы и одоления одерживал» [2]).Также нельзя не упомянуть, что ключевую, главную роль в произведении сыграли гротеск и гипербола, которые преувеличивают отрицательные черты героя, чтобы показать всё убожество его философии: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет» [2]. Автор саркастичен по отношению к премудрому пискарю, который ведёт затворническое существование. Главная идея состоит в том, что невозможно прожить настоящую жизнь, дрожа в вырытой норе, боясь высунуться. Таким образом, с помощью элементов сатиры, которые использует Салтыков-Щедрин, прослеживается осуждение им обывательского образа жизни героя, являющегося аллегорией[1] человека.

Нельзя не сказать, что «Сказки для детей изрядного возраста» не единственное произведение отечественной классики, где изображаются социальные пороки. Например, персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» также стали символами негативных явлений общества, а смерть щедринского пискаря, свидетельствующая о бесцельно прожитой жизни соотносится с судьбой главного героя рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Салтыков-Щедрин воплотил разные пороки в одной мелкой рыбёшке, а Н. В. Гоголь зашёл дальше. Каждый его персонаж символизирует отдельный социальный порок: Манилов — беспечность («Дом господский стоял одиночкой...на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть.».., «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка..., которую он постоянно читал уже два года» [3]), Коробочка — скупость («в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две» [3]),Ноздрев — разгильдяйство («Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков — всё спустил.».. [3]). Оба писателя активно пользуются сатирическими приёмами при создании портрета того или иного героя. В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» речь идёт о человеке, который прожил никчёмную жизнь, лишённую всякого интереса, наполненную боязнью, постоянно задаваясь вопросом: «Что будет, если перестану платить?» [4] Образ мужчины похож на пискаря тем, что его смерть оказалось такой же никчёмной и никому не заметной, как и смерть маленькой рыбёшки.

Басни как средство отображения пороков. Объяснение понятия.

В толковом словаре Д. Н. Ушакова даётся такое определение понятия: «Басня — короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением». [5]

Одной из отличительных черт басен является эзопов язык.

Басни Крылова.

О баснях И. А. Крылова можно сказать многое, но я ограничусь лишь набором основных тезисов:

  1. Образы животных у Крылова строятся по аллегорическому принципу, имея структуру, в которой представлены значения, раскрывающие социальный статус персонажа, а также его интеллектуально-нравственные качества. Стоит сказать, что эта структура достаточно разветвлена.
  2. Наряду с иносказанием анималистические образы в баснях отличаются очень ярко выраженным прямым значением. При изображении повадок животных Крылов использует не только мифологические и сказочные традиции, но и на научные представления. Двойственность изображения — прямого и переносного — одна из основных отличительных черт басен И. А. Крылова.
  3. Почти в каждой басне описано общественное явление или важный вопрос. Широкую известность, например, получили басни, которые посвящены Отечественной войне (1812 года). Одно из таких произведений — это «Волк на псарне». В ней в образе Волка высмеивался Наполеон. Крылов отлично выражал народный взгляд на жизнь, а его басни оказались очень близки приданиям и сказкам из народа. Из-за этого многие басенные строки запомнились нам навсегда, а некоторые даже обратились в народные пословицы.
  4. Есть у Ивана Андреевича несколько басен, в которых отсутствует аллегория и сатира. Например, «Рыцарь», «Крестьянин и Лисица», — это просто комические моменты, которые оформлены в виде басни. Ещё несколько подобных произведений — это «Тень и Человек» (счастье получают одни, а другим оно не светит, несмотря на их чаяния), «Соловьи» (соловьев, что дурно пели, отпустили на волю, а тот, кто хорошо пел и мечтал о свободе, был оставлен в клетке).

Литература:

  1. Толковый словарь Ожегова. Под ред. Ожегова С. И., Шведовой Н. Ю., 1992.
  2. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки для детей изрядного возраста// «Фригато». [Электронный ресурс]: https://frigato.ru/skazki/saltykov-schedrin/
  3. Н. В. Гоголь. Мёртвые души// «Интернет библиотека Алексея Комарова». [Электронный ресурс]: https://ilibrary.ru/text/78/index.html
  4. И. А. Бунин. Господин из Сан-Франциско// «Интернет библиотека Алексея Комарова». [Электронный ресурс]: https://ilibrary.ru/text/1016/p.1/index.html
  5. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935. Т.1

[1] Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой - символ смерти, а голубь с оливковой ветвью - символ мира. Термин происходит от греческого слова αλληγορία - иносказание.



Ключевые слова

общество, сатира, жанр, писатель, гротеск, аллегории, человеческие пороки
Задать вопрос