Социокультурная адаптация детей-мигрантов: школьный аспект | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 августа, печатный экземпляр отправим 18 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №7 (48) июль 2021 г.

Дата публикации: 19.06.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Кубышкин, Г. В. Социокультурная адаптация детей-мигрантов: школьный аспект / Г. В. Кубышкин, Н. С. Жуков. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 7 (48). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/young/archive/48/2582/ (дата обращения: 31.07.2021).



В статье авторы рассматривают актуальные проблемы социальной адаптации детей-мигрантов, представляют методы работы с детьми-мигрантами.

Ключевые слова: адаптация детей-мигрантов, школа, культурная среда, социальная среда, социокультурная адаптация.

В настоящее время в России наблюдается активный процесс этнической миграции населения. Причин этому несколько: разница в уровне заработной платы, массовая безработица, конфликты между государствами, неблагоприятные климатические условия и др. В России по данным статистических данных МВД России за 2020 год были первично поставлены на учет 4 181 479 чел., в основном прибыли граждане из Узбекистана (1 165 148 чел.), Таджикистана (648 593 чел.), Украины (405 352 чел.), Киргизии (247 467 чел.) и Казахстана (227 174 чел.). В 2019 году было поставлено на миграционный учет — 19 518 304 чел. Мы полагаем, что на процесс этнической миграции повлияла эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением COVID-19, что повлекло закрытие границ с другими государствами. Отметим, что данные меры временные, и показатели этнической миграции могут вновь увеличиться в России, так по словам президента Федерации мигрантов России Вадима Коженова, в 2021 году в Россию вернётся около миллиона мигрантов в связи с восстановлением авиасообщений со странами Средней Азии.

В Российской Федерации велика доля семейной международной миграции, и она составляет 12 % от общей миграции в России. Осознавая масштабы миграции, Министерство просвещения определило количество учащихся детей-мигрантов в российских школах на 2021 год. Число таких детей составило 140 тыс. чел., из них в Санкт-Петербурге обучаются около 14–15 тыс. чел.

Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что доля детей мигрантов в российских школах должна быть такова, чтобы можно было адаптировать их к языковой и культурной среде, а также не допустить ситуации, как в Европе и США, где формируются целые школы, укомплектованные только детьми мигрантов. В связи с этим процесс адаптации детей-мигрантов становится актуальной темой и проблемой современного российского общества.

Эта тема актуальна и для нашей школы, в ней обучается 35 детей-мигрантов и гораздо больше детей разных этносов. Школа № 451 в 2020–2021 учебном году была включена в федеральный проект «500+», который направлен на повышение качества образования, а также адресную поддержку обучающихся с проблемами в обучении. После анкетирования обучающихся, педагогов, родителей было установлено, что школе необходимо пересмотреть работу в направлении «Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров».

Адаптации детей-мигрантов в российских школах сегодня посвящено много работ. Например, Е. И. Конькина, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета в работе «Адаптация детей-мигрантов: способы решения проблемы» предложен алгоритм работы с детьми-мигрантами — это образовательные игры для дошкольников, т. к. игры являются эффективным средством воспитания здоровой и полноценной личности любого ребенка, независимо от его этнической принадлежности.

Аспирант Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Д. В. Шлыкова в своей статье «Проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов к школе» отметила, что от успешности прохождения детьми-мигрантами этапа адаптации зависит их дальнейшее развитие личности.

Несмотря на большой объем научных работ на сегодняшний день нет ни четких методических указаний, ни специалистов, ни ресурсов, которые могли бы гарантированно помочь общеобразовательным организациям адаптировать у себя детей-мигрантов, чтобы они могли почувствовать ситуацию успеха и получить образование наравне со всеми. Незнание языка, отсутствие понимания среди сверстников, непонимание культуры и традиций нового социума — всё это основные проблемы, встречающиеся у детей-мигрантов в нашей школе.

Т. А. Силантьева, лаборант-исследователь Института проблем инклюзивного образования ФГБОУ ВО МГППУ г. Москва, утверждает, что основным условием оптимального вхождения индивида в новую для него социальную среду является активный процесс приспособления этого индивида к её условиям, т. е. социокультурная адаптация. Под понятием социокультурной адаптации мы понимаем процесс приспособления детей мигрантов к жизни в условиях новой для них культурной среды для осуществления поставленных целей.

Педагогическим составом школы с привлечением ученического совета была разработана программа антирисковых мер по направлению «Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров». Основными задачами которой является организация психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов; проведения мероприятий среди обучающихся школы по повышению толерантного создания; изменения учебного процесса с ориентацией на детей-мигрантов (создание программ внеурочной деятельности, направленных на запросы детей-мигрантов).

В своей работе мы начали использовать ряд методов по адаптации детей-мигрантов.

  1. Метод проектов. Педагоги школы совместно с обучающимися разработали кейсы для детей мигрантов и их родителей, в которых предлагается самостоятельно найти информацию об истории России, её культуре, обществе.
  2. Метод диалога. Данный метод планируется применять, когда ребёнку-мигранту непонятна жизнь в России, педагоги будут готовы ответить на все вопросы ребенка.
  3. Метод ролевых и дидактических игр — своими способами помогает преодолеть детям мигрантов барьер неуверенности при общении с российскими одногодками, а российские дети поймут, что для дружбы не важны цвет кожи, разрез глаз и национальность;
  4. Метод театрализации и инсценировки. Планируется с помощью театральных постановок помочь детям-мигрантам усвоить социальные роли нового общества, а также позволить российским детям и их родителям принять в свой круг общения детей-мигрантов и их родителей.

Реализация данной программы рассчитана до 31.12.2021 года. После реализации программы планируется достичь таких результатов, как понижение языкового барьера, снижение психологических проблем, развитие политкультурного пространства школы.

Таким образом, мы должны говорить, что для решения вопроса социокультурной адаптации необходимо применять разные методы, использовать комплексный подход через урочную и внеурочную деятельность. При этом, работа должна быть направлена не только на детей мигрантов, но и на русских детей, ребята должны взаимодействовать в группе, ведь прежде всего, их социализация проходит на уровне сверстников, а только потом в школе и государстве.

Литература:

  1. Ионцев В. Международная миграция населения: теория и история изучения. — М.: Диалог-МГУ, 2017
  2. Казанская В. Г. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей. / В. Г. Казанская. М.: Питер, 2011. — 294 с.


Ключевые слова

школа, социальная среда, культурная среда, социокультурная адаптация, адаптация детей-мигрантов
Задать вопрос