Копинг-стратегии учащихся профильного и спортивного классов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №7 (48) июль 2021 г.

Дата публикации: 08.06.2021

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Пояркова, А. С. Копинг-стратегии учащихся профильного и спортивного классов / А. С. Пояркова, В. В. Зубков. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 7 (48). — С. 50-56. — URL: https://moluch.ru/young/archive/48/2577/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: стрессовая ситуация, профильный класс, спортивный класс, стресс, копинг-стратегия.

А. Ф. Бурлачук в учебном пособии «Психология жизненных ситуаций» приводит характеристику всем знакомых ситуаций и рассказывает об основных методах подхода к их анализу. В книге поведение рассматривается в качестве личностного взаимодействия, которое зависит от ситуации. А. Ф. Бурлачук также предлагает классификацию стратегий поведения в жизненных ситуациях и детально описывает свою свежую методику «Психологическая автобиография», которая предназначена для психологической диагностики ситуаций, происходящих в жизни [1].

Работа Р.М. Грановской является первой отечественной монографией по изучению психологической защиты у детей. Благодаря кооперативной работе с И. М. Никольской в этой книге была выведена специфика копинг-стратегий и психологических защитных механизмов у детей, в основе которых лежали материалы экспериментально-научных исследований младших школьников [2].

В 1991 году к столетию «Принципов психологии» У. Джеймса под редакцией Л. А. Петровской была перевыпущена книга с аналогичным названием [3].

Уильям Джеймс (1842–1910) был одним из ключевых основателей психологической науки. Книга «Психология», вышедшая в 1922 г., стала основой для настоящего издания. Многие из развитых Джеймсом представлений дают возможность специалистам осознать настоящую натуру психологии и углубиться в исследование природы личности.

Большой вклад для изучения копинг-стратегий также внёс И. С. Кон, подробно описав Я-концепцию в статье «Категория «Я» в психологии». Формирование позитивной Я-концепции — одна из основных копинг-задач личности подростка. Ключевым фактором для данного процесса является похвала. Она, в свою очередь, развивает стрессоустойчивость и формирует адекватное психологическое состояние подростка. Помимо этого, для ускорения формирования у подростка должны преобладать активные копинг-стратегии, тем самым индивид будет настроен на прогрессивное решение стрессовых ситуаций [4].

В творчестве доктора медицинских наук Сироты Н. А. были подробно описаны результаты исследования групп по 400 подростков в каждой возрастом от 14 до 15 лет. Благодаря полученным данным ей удалось разработать схемы копинг-поведения, многократно встречающиеся у подростков, и отметить основные компоненты активного адаптивного копинг-поведения [5].

Вплоть до 12-летнего возраста способность к предвидению различных последствий остается незрелой. Дети до 12 лет выбирали стратегию, сулящую мгновенный результат, несмотря на ее неэффективность в долгосрочной перспективе. Не сформирована у них и система контроля своих ошибок.

Это во многом объясняет сиюминутность реагирования, неспособность предвидеть отдаленные результаты своих действий. Понятно, почему в профилактической работе с подростками неэффективна опора на отдаленные (даже самые страшные) последствия употребления наркотиков, алкоголя, табака. Отсюда и легкость формирования любого рода зависимостей — от токсической до компьютерной.

Цель работы заключалась в определении ведущих копинг-стратегий среди учеников спортивного и профильного классов нашей школы. Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:

  1. Провести тест Лазаруса среди учеников профильного и спортивного классов.
  2. Установить, какие из копинг-стратегий учащиеся используют чаще всего в стрессовых ситуациях.
  3. Определить стратегии, которыми учащиеся практически не пользуются.

Тест Лазаруса — методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой в 2004 году.

Концепция «Копинг-стратегии»

Корни копинг-стратегий берут своё начало в модели Ричарда Лазаруса и Сьюзан Фолкман, созданной в 1986г. и подробно описанной в ряде статей и книге «Stress, appraisal, and coping». Данная концепция до сих пор является популярной и её активно используют в психологии. К тому же, она считается основной среди остальных концепций, посвященных теме стресса и стрессовых ситуаций.

Следует сделать особый акцент на субъективности и объективности одной и той же ситуации для разных человек.

Объективно — нахождение маленького паучка в комнате для большинства людей покажется пустяком, хотя для некоторых арахнофобия субъективно будет казаться пиком стрессовой ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что то, что является стрессом для одного человека — не является стрессом для другого.

Также стоит осветить не менее интересный аспект в психологии, который носит название «транзакция». Данный термин подразумевает взаимосвязь между человеком и стрессовой ситуацией. То есть как человек имеет влияние над ситуацией, так и сама ситуация влияет на индивидуума.

Тем самым, это подводит нас к мысли, что весь стресс является процессом транзакции и делятся на три этапа.

I этап: Когнитивная оценка ситуации

Во время данного процесса человек обрабатывает всю полученную информацию при попадании в стрессовую ситуацию. Её он может воспринять как угрозу, как потерю и как вызов. Различием между этими понятиям являются эмоции, которые испытывает человек. И именно они являются вторым этапом процесса.

II этап: Эмоции

Вероятнее всего, если человек воспринимает ситуацию как потерю и угрозу, то его эмоции носят исключительно отрицательный характер. Это может быть страх, уныние, злость, обида, отчаяние. Однако при вызове эмоции индивидуума могут приобрести более положительный оттенок. В данном случае это будет скорее всего надежда, интерес, уверенность, целеустремленность, трепет.

III этап: Копинг-стратегии

Таким образом, мы плавно подходим к третьему этапу, который представляет собой методы борьбы со стрессом. В психологии данный процесс получил название «копинг».

Первоначально Ричард Лазарус и Сьюзан Фолкман делят копинг-стратегии на проблемно-фокусированные, которые сконцентрированы на решении проблем, и эмоционально-фокусированные, сосредоточенные на успокоении и облегчении напряжения. Эти две стратегии не могут существовать отдельно друг от друга, напротив они активно переплетаются между собой, создавая ряд других копинг-стратегий, к которым мы прибегаем ежедневно.

Потому в современной психологии также выделяют ещё 8 копинг-стратегий:

— Конфронтация подразумевает собой агрессивные и чаще всего импульсивные попытки решения проблемы. При выраженном предпочтении данной стратегии у людей наблюдаются проблемы с планированием действий и прогнозом их результата.

— Дистанцирование является копинг-стратегией, при которой человек старается максимально отдалиться от ситуации и снизить ее значимость. Для этого копинга характерно обесценивание собственной значимости, прибегание к юмору и попытки переключения внимания.

— Самоконтроль предполагает попытки сдерживания и подавления эмоций в себе. При отчетливом предпочтении данной стратегии человек проявляет замкнутость и стремление скрывать переживания внутри себя.

— Поиск социальной поддержки — это стратегия, подразумевающая обращение к близким людям за советом или с желанием быть выслушанным. Чаще всего такие люди ожидают от окружающих моральной поддержки, внимания или конкретной действенной помощи.

— Принятие ответственности подразумевает собой признание собственной вины в появившейся стрессовой ситуации, в некоторых случаях с выраженным самообвинением. С выраженной данной стратегией человек может страдать от чрезмерной и неоправданной самокритики, что может стать фактором риска развития депрессивного состояния.

— Бегство-избегание предполагает попытки решения проблемы путем уклонения, фантазирования, отрицания данной проблемы. От стратегии дистанцирования отличается тем, что индивидуум не старается понизить значимость стрессовой ситуации, а всего лишь пытается уменьшить эмоциональное напряжение за счет переедания, отвлечения, употребления алкоголя.

— Планирование решения проблемы является одной из самых активных копинг-стратегий, при которой человек анализирует ситуацию и целенаправленно вырабатывает методы решения сложившейся проблемы. При выраженном предпочтении данной стратегии человек может проявлять излишнюю рациональность и недостаток эмоциональности.

— Положительная переоценка — это стратегия, предполагающая попытки справиться со стрессом за счет его позитивного переосмысления. Для нее характерно наличие философского мышления у человека и желание у индивидуума добиться высокого личностного роста.

Необходимо подчеркнуть, что борьба со стрессом, копинг, начинаются с того момента, когда человек определяет ситуацию как стрессовую, а заканчивается лишь при полном решении проблемы, когда появляется возможность больше не беспокоиться о результатах.

Не менее важным для выбора копинг-стратегии является еще возможность влияния на проблему. Если человек будет знать, что он может изменить ситуацию в лучшую сторону, то он скорее прибегает к проблемно-фокусированным стратегиям. Так и напротив, попав в безвыходную ситуацию, человек обратится к эмоционально-фокусированным стратегиям с целью успокоить себя и морально подготовиться к трудностям.

В заключении, хотелось бы отметить, что на базе тестов было доказано, что от гендера опрашиваемого выбор копинг-стратегий никак не зависит. Мужчины и женщины в равной степени прибегали к проблемно-фокусированным и эмоционально фокусированным стратегиям.

Результаты тестирования

Тестирование было проведено в марте 2021 г. с использованием опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса. В нём приняли участие 28 учеников из спортивного класса и 28 из профильного.

Результаты тестирования показали, что самыми предпочитаемыми копинг-стратегиями для профильного класса стали самоконтроль и положительная переоценка. Это свидетельствует о том, что в стрессовой ситуации учащиеся скорее прибегают к этим двум стратегиям, чем к остальным.

Копинг-стратегии профильного класса

Вероятно, данный результат может быть связан с тем, что опрашиваемые находятся в переходном возрасте. В детстве мы часто пользуемся стратегией положительной переоценки, поскольку мир, в котором мы находимся, нам еще не до конца известен, и мы считаем его на том этапе развития красочным, ярким, дарящим счастье и покой. Нам свойственно в этом возрасте переосмыслять отрицательные ситуации, произошедшие в нашей жизни, как положительный опыт в качестве самозащиты. В пубертатном периоде же человек начинает так называемую «работу» над своей личностью. Ему приходится учиться жить заново, искать новые возможности, решать новые, еще неизведанные проблемы, а также пользоваться копинг-стратегиями уже более осознанно. Столь частое прибегание к самоконтролю, возможно, также может быть обусловлено необходимостью подстраиваться под стандарты школьного обучения, в котором излишнее проявление эмоций может пойти во вред.

Стоит также обратить внимание и на низкий показатель у стратегии принятия ответственности. Существует большое количество причин, по которым учащиеся не желают принимать на себя ответственность. Points scored

Схожие результаты получились и у спортивного класса. Объяснить такой результат, вероятно, можно тем, что на выбор копинг-стратегии в большей степени влияют отношения с родителями и контакт со сверстниками.

Следует отметить, что некоторые показатели всё-таки разнятся. Это особенно заметно на стратегии конфронтация, разница составила в 44 единицы. Учащиеся из профильного класса значительно чаще пользуются ей в отличие от учеников класса спортивной направленности. Вероятно, такие цифры связаны с тем, что у спортивного класса имеется возможность выплескивать негативные эмоции и агрессию при занятиях спортом, в то время подростки из профильного класс не рассматривают спорт в качестве необходимого условия в борьбе со стрессом.

Интересен и показатель принятия ответственности. Несмотря на то, что в обоих классах он не пользуется популярностью, но по графику становится понятно, что учащиеся профильного класса чаще пользуются данной стратегией с разницей в 38 единиц. Это может быть взаимосвязано с наличием фигуры наставника в жизни учащихся спортивного класса — тренера. Они не ощущают ту же востребованность в том, чтобы класть на свои плечи лишнюю ответственность. Поскольку им известно, что у них есть человек, который готов решить некоторые стрессовые ситуации и поддержать в нужный момент.

Points scored

Отсутствие фигуры наставника к тому же может стать причиной излишней нервозности, индивидуум из-за недостатка опыта может начать воспринимать любую ситуацию как стрессовую. Из-за чего у подростка не будет хватать сил на активные стратегии: планирования решения проблемы. Именно это мы можем заметить на графике. В сравнении со спортивным классом учащиеся профильного реже пользуются планированием решении проблемы (разница составила 25 единиц) и больше предпочитают дистанцирование и поиск социальной поддержки.

Points scored

Вывод:

— Самой предпочитаемой копинг-стратегией для учащихся профильного и спортивного классов является самоконтроль.

— Было выяснено, что реже всего ученики спортивного и профильного классов используют стратегию принятия ответственности.

— Учащиеся профильного и спортивного классов схожи в выборе ведущих копинг-стратегий.

Литература:

  1. Бурлачук, А. Ф. Психология жизненных ситуаций/ А. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Кожанова — М., 1998. — 259 с.
  2. Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей / Р. М. Грановская, И. М. Никольская — СПб., 2010. — 352 с.
  3. Джеймс, У. Психология /Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991. –368 с.
  4. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии/ И. С. Кон // Психологический журнал. — T. 2. 1981. — № 3.
  5. Сирота, Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докт. мед. наук: 19.00.04. — Бишкек — СПб. —1994. — 163 с.


Задать вопрос