Молитва в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №7 (48) июль 2021 г.

Дата публикации: 06.06.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Килимова, К. Д. Молитва в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова / К. Д. Килимова, Е. П. Алексеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 7 (48). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/48/2576/ (дата обращения: 27.07.2021).



Сделана попытка изучить сущность стихотворной молитвы А.Пушкина и М.Лермонтова. Работа подводит к выводу: в молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов.

Ключевые слова : стихотворная молитва, Пушкин, Лермонтов.

Истоки литературных молитв находятся в церковной молитве. Стихотворная форма повторяет каноническую и элементами содержания, и рефлексирующим состоянием лирического героя, и поэтическими приемами, потому что молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики.

Молитва у А. Пушкина — проявление его духовного величия, его поэтического размышления» о смысле жизни. Поэт в годы молодости страдал от чувства безверия, но будучи в Михайловской ссылке, много читал древние летописи. Чтение жития святых и Евангелие глубоко тронули его душу. И с этого момента он видит истинную поэзию в молитве и в Евангелии [2]. Они являются свидетельством того, что христианские идеалы для поэта стали нравственным ориентиром.

Высшим проявлением верности духу предания стало стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» , написанное в 1836 году. Эта поэтическое переложение великопостной молитвы, которую написал в IV веке преподобный Ефрем Сирин. Слово «великопостная» означает, что эту молитву читают в течение Великого поста.

Проанализируем произведение А. Пушкина в сравнении с молитвой Ефрема Сирина. Для того чтобы приблизить текст лирического произведения к церковной молитве, А. С. Пушкин использует большое количество славянизмов: возлетает, падшего, сокрытой и др. Сложные понятия передаются с помощью сложных слов ( любоначалие, празднословие, целомудрие ). Всё это привносит возвышенность и передаёт трепетное отношение к старинной молитве.

Композиция стихотворения состоит из трёх частей: размышления лирического героя про существование множества молитв, о великопостной молитве Сирина и сама молитва, которую поэт преобразовал в стихотворный текст. Лирический герой вначале говорит о том, кто сочинял молитвы (« Отцы пустынники и жены непорочны ») и зачем они сложили столько молитв (« Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв »). Во второй части признаётся, что ни одна из молитв, сложенных праведниками, не умиляет его так, как молитва великопостная: « падшего крепит неведомою силой ». После двоеточия приводит текст молитвы Ефрема Сирина, но переложенный в стихотворные строки. После обращения к Господу просит не давать душе дух праздности, любоначалия и празднословия.

В отличие от канонической молитвы, автор использует средства выразительности. Так, вместо перечисления «дух праздности, уныния » Пушкин использует эпитет: «дух праздности унылой ». А слово «любоначалие» сравнивает со «змеей сокрытой», ведь именно Змий искушает человека на самое низменное и коварное. Такие приёмы делают содержание более выразительным.

В последней строфе лирический герой просит Бога о том, чтобы он мог увидеть свои грехи и мог не осуждать других (брата); просить оживить способность смиряться и терпеть, любить и не грешить.

Таким образом, мотив молитвы Пушкина — покаяние — переходит в финале в просьбу оживить душу с помощью терпенья и любви. Понятно, что его мучают деяния, совершённые прежде (быть может, поэт переосмысляет свою бурную молодость). Всецелое изменение и избавление от грехов — вот чего желает лирический герой Пушкина. Кроме того, поэт желает преодолеть раздвоенность и обрести прежнюю цельность. Произведение «Отцы пустынники и жены непорочны», написанное незадолго перед смертью, является стихотворным свидетельством того, что нравственным ориентиром великого поэта являются христианские идеалы.

«Отец людей, Отец небесный » — это «молитва- вариация », то есть вариант церковной молитвы, главной молитвы христиан — «Отче наш» («Господней молитвы»). Здесь усиливается позиция лирического «Я». Молитвенное содержание стихотворения поэта практически полностью совпадает с сутью молитвы «Отче наш». Но есть и различия. В стихотворении присутствуют «лишние» строки: « Святится нашими сердцами! »; « Твоею щедрою рукою », « Прости, Отец, Своих детей ». Они привносят эмоционально-оценочную окраску предыдущим строкам, ведь каждое из этих слов имеет теплое и позитивное лексическое значение. Именно эти вставки подчёркивают трепетное отношение поэта к церковной молитве и Богу (так же, как и в предыдущем стихотворении).

Новое звучание у поэта получает часть Господней молитвы про долги. У Пушкина она более развёрнута: «И как прощаем мы людей, Так нас, ничтожных пред Тобою, Прости, Отец, Своих детей». Особо подчеркивается мысль про ничтожность (грешность) людей по сравнению с Богом. Раскрывается понятие «Отец» словами — « своих детей ». Эта молитва-вариация обогащена эпитетами («имя вечное твое», «твоею щедрою рукой», « лукавого прельщения»), которые придают ей особую образность и лиричность.

Итак, Бог Отец в стихотворении А. Пушкина предстает перед нами щедрым и милостивым, отечески любящим всех своих детей. А лирический герой обращается от имени всех людей (используются местоимения нашими, нами, нам, мы, нас, нас, нас ), подчёркивая незащищённость людей в этом мире, но желание жить так, чтобы быть Его достойным.

По мнению литературоведа Сединой Е. В. [1], в мифопоэтической картине мира М. Лермонтова одним из основных противопоставлений и сопоставлений являются понятия земля — небо, человек — Бог. «Смысловое напряжение в рамках этой оппозиции создается путем постановки вопросов о свободе воли человека, предопределенности судьбы человека, вопросом о взаимоотношениях между человеком и Высшей Силой», — считает она.

Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою») М. Лермонтов написал, находясь под арестом за стихи «На смерть поэта». Он обратился к молитве в трудную для него минуту жизни: арест и ожидание наказания. Это собственная молитва- прошение за «деву невинную».

Лирический сюжет таков. Лирический герой обращается к Иконе, образу Пресвятой Богородицы. Образ представляется ему охваченным « ярким сиянием ». А свет, как известно, является символом надежды. Далее лирический герой перечисляет то, о чём он просит. Точнее, о чём он НЕ просит. Всё же читатель понимает, что перечисленное с «не» ему жизненно необходимо: как человеку арестованному (хотя и пишет: « не о спасении »); как военному, которого могут отправить на войну (но он пишет: « не перед битвою »), как человеку одинокому (но : « не за свою душу пустынную »). В результате использования анафоры читатель представляет лирического героя как человека бескорыстного.

И вот финальные строки первой части. Они начинаются с « но» , сразу подготавливая нас к тому, что для героя важнее всего на свете: «душа девы невинной». Как понять эти строки? Это душа его покойной мамы, о которой он всегда вспоминал в трудные минуты жизни? Или это душа только что родившегося, незнакомого герою, человека, которому предстоят испытания? Высказывалось предположение, что адресат стихотворения — В. Лопухина. Чтобы не опустошилась душа, её надо отдать Богородице. Просит, чтобы душа достойная была окружена счастьем и достойными спутниками. И когда придёт час прощальный, пусть лучший ангел примет прекрасную душу. Или «дева невинная» — это метафора «души невинной» самого лирического героя? Всё это для меня пока остаётся загадкой.

Лирический герой обращается к Пресвятой Богородице как к « Теплой Заступнице мира холодного ». Антитеза, построенная на эпитетах теплой — холодного раскрывает отношение молящегося к Матери Божией: он считает общение с Ней, тёплой и сильной, единственным спасением в этом жестоком мире.

Вывод напрашивается следующий. Построив стихотворение условно по частям: « я молю не за свою душ у», а « я хочу вручить деву невинну ю», М. Лермонтов разделяет мир на земной и горний, на грешный и на невинный. И именно Богородица как Заступница за всех грешников перед высшим Судьёй поможет избежать ближним наказания за печальные поступки.

В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную») раскрывается то, как может воскреснуть душа человека от воздействия «одной молитвы чудной». Причём в тексте отсутствуют собственно молитвенные слова, обращения и просьбы. Это даже не молитва, а впечатление от неё, точнее, по Переваловой О. А., молитва о молитве. Композиция проста, она понятна даже маленькому читателю: 1. Когда надо молиться? («В минуту жизни трудную») 2. Каким должно быть состояние человека? (Когда «Теснится... в сердце грусть»). 3. Какую молитву надо читать? («Одну молитву чудную»). Она не названа, но она должна быть у каждого хотя бы одна. И если в неё верить, что она сотворит чудо. 4. Как его надо читать? («Наизусть»). 5. Почему надо читать именно эту молитву чудную? (В них «есть сила благодатная», слова там живые, в них дышит «святая прелесть»). 6. Каков результат от чтения этой молитвы? (С души спадёт груз, сомнения уйдут, начинаешь верить, плакать от радости и станет «так легко, легко»).

Мы видим, что лирический герой только начинает делать свои первые шаги на пути к Богу. В молитвенном тексте он видит « непонятную, святую прелесть », которая позволяет ему продолжить своё странствие во временной жизни, восхищает его. Главное, молитва, по мнению поэта, позволяет преодолеть «трудные минуты жизни» и приведёт к гармонии человека с миром.

Таким образом, речь идёт о великой силе молитвы, о чувствах человека молящегося. М. Ю. Лермонтов посредством психологизма раскрывает состояние души человека до и после обращения к Богу. Молитва помогает справляться с жизненными трудностями.

Стихотворения-молитвы в творчестве поэтов XIX века свидетельствуют о том, что поэты — носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика — это исповедь страдающей человеческой души, которая стремится к духовному совершенствованию. Стихотворения-молитвы А. Пушкина и М.Лермонтова по праву можно называть жемчужинами русской духовной поэзии.

Литература:

  1. Седина, Е. В. Жанр молитвы в мифопоэтической картине мира М. Ю. Лермонтова. Вестник Челябинского гос.универс. 2009. № 7. Филология. Вып.41. С. 143–147.
  2. Юрьева И. Ю. Молитвы в текстах Пушкина // Духовный труженик: Глаголу Божию внимая. Православный церковный календарь с чтениями из Священного Писания 2008: справочник. Издат. совет Рус. Православ. Церкви, 2008. 392 с.


Ключевые слова

Лермонтов, Пушкин, стихотворная молитва
Задать вопрос