Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. — дом купцов Беззубиковых) как объект культурного наследия Астрахани | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Исследование о родном крае Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №6 (47) июнь 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 416 раз

Библиографическое описание:

Кузовенкова, Л. О. Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. — дом купцов Беззубиковых) как объект культурного наследия Астрахани / Л. О. Кузовенкова, Н. И. Бондарева, М. А. Беззубикова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 6 (47). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/young/archive/47/2536/ (дата обращения: 17.12.2024).



Рассмотрен дом прапорщицы Петровой как объект культурного наследия Астрахани. Изучена деятельность Ивана Васильевича Беззубикова — одного из наиболее известных владельцев этого дома, освещена история дома прапорщицы Петровой, а также рассмотрены его архитектурные особенности.

Ключевые слова: культурное наследие, памятник архитектуры, история возникновения, архитектурный облик, поздний классицизм, реставрация и сохранение памятников культурного наследия.

Астрахань насчитывает большое количество памятников культурного наследия, исследование которых приобретает все большую актуальность, так как знание о культурном наследии играет важную роль в развитии современного общества. Одним из таких памятников является дом прапорщицы Петровой. Целью статьи станет рассмотрение дома прапорщицы Петровой как объекта культурного наследия Астрахани.

Для реализации поставленной цели сформулированы такие задачи: во-первых, изучить деятельность И. В. Беззубикова с позиции его вклада в культурную жизнь Астрахани; во-вторых, осветить историю создания и существования этого памятника культурного наследия; в-третьих, рассмотреть архитектурные особенности дома прапорщицы Петровой.

Здание с начала постройки значилось как «каменный гостиный двор прапорщицы Петровой», и хотя в последующие годы менялись владельцы особняка, в истории Астрахани он сохранил имя первой владелицы. Но в некоторых источниках этот памятник культурного наследия называется «домом купца И. В. Беззубикова», так как династия Беззубиковых являлась владельцем этого особняка длительное время. Официально этот памятник называется «Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковых)» согласно постановлению от 27 октября 1997 года N 437 о перечне памятников истории и культуры, расположенных на территории Астраханской области [3].

И. В. Беззубиков являлся знатным астраханским купцом. Он занимался рыбным промыслом и торговлей другими товарами. В сорок лет он стал купцом II гильдии, а уже через пять лет I гильдии. Купцы I гильдии имели право производить торг за границей, а также могли свободно передвигаться по стране. Купцы II гильдии владели речными судами. Кроме того, у купцов первой и второй гильдии была возможность владеть фабриками и заводами. Помимо рыбы, И. В. Беззубиков торговал пеньковыми (лубяное волокно из стеблей конопли), мануфактурными, колониальными и бакалейными товарами (товары первой необходимости), а также рыболовными сетями. Активную торговую деятельность он вёл не только в Астрахани, но и в других крупных городах как Царицын, Саратов, на Нижний Новгород и Красноярский уезд. И. В. Беззубиков был членом Астраханской городской думы, а также городским головой и председателем биржевого комитета. Он осуществлял благотворительную деятельность, жертвуя средства на постройку в Астрахани множества учебных учреждений, церквей, выделял деньги разным обществам и домам нуждающихся и социально незащищённых граждан. Крупнейшими вложениями стали деньги, выделенные на постройку Мариинской гимназии и училища в память освобождения крестьян. Это благородное направление в общественной деятельности продолжили и его сыновья [1]. Во владениях купца было множество зданий. Например, купец имел отношение к музею истории рыболовства поселка Оранжереи. Экспозиция музея размещена в 2-этажном деревянном особняке, принадлежавшем купцу Беззубикову на рубеже XIX-XX веков. Также ему принадлежала пристань, на которой должен был состояться церковный обряд — ритуал освящения Плавучего храма [2]. В 1902 году И. В. Беззубиков, взял в аренду дом, который в настоящее время внесен в реестр памятников культурного наследия как «Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковых), XIX в.».

Это здание было построено в начале 19 века, предположительно в 1810-е годы. Изначально оно принадлежало прапорщице Петровой. В 1835 владельцем дома уже был купец Семён Ефимович Савельев. В 1859 году дом перешёл в собственность к мещанину Павлу Алексеевичу Васильеву. А в 1891 — владелицей дома стала жена Васильева, мещанка Прасковья Кузминична Васильева. В 1902 дом у П. К. Васильевой арендовал купец — рыбопромышленник И. В. Беззубиков для торговли пеньковым товаром. С 1905–1908 года дом купили сыновья И. В. Беззубикова: Александр и Павел. В ноябре 1918 г. дом был муниципализирован и занят по распоряжению Астраханского Совета городского хозяйства под управление коменданта г. Астрахани [2]. В 1978–1979 гг. по зданию-памятнику проектно-исследовательским отделом объединения «Россреставрация» была разработана научно-проектная документация. В 1982 г. — начаты реставрационные работы. В 1986–1989 гг. реставрационные работы были завершены [2]. В 2015 году было завершено благоустройство внутреннего дворика усадьбы, там была уложена тротуарная плитка, установлены скамейки, проведены работы по озеленению [5]. Сейчас в нем находится государственное научно-производственное учреждение «Наследие». Оно создано 1 сентября 1999 года, является государственным учреждением, созданным и работающим по направлению сохранения объектов культурного наследия Астраханской области. Одной из основных задач учреждения является обеспечение информацией об условиях содержания и эксплуатации объектов культурного наследия [6].

Дом расположен в центральной части исторического ядра города Астрахани по улице Красная Набережная 24 и является одним из образцов позднего классицизма. Здания, построенные в стиле позднего классицизма, имеют анфиладную планировку (это ряд смежных комнат, дверные проемы в которых расположены на одной оси), обладают строгостью форм, спокойствием и торжественной выразительностью [4]. Северный фасад здания симметрично делится на правое и левое крыло проходом во двор. Первый этаж прост, он не имеет декоративных элементов, но в противоположность этому верхняя часть фасада насыщенна декором (рис.1).

Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковых). Северный фасад

Рис. 1. Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковых). Северный фасад

Второй этаж украшают полуколонны тосканского ордера и полуциркульные сандрики с выделенными замковыми камнями (рис.2).

Окно второго этажа. Северный фасад дома прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковых)

Рис. 2. Окно второго этажа. Северный фасад дома прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковых)

Лепной орнамент, с рисунком заполняет поле стены, заключенное в сандрики. Мезонин — надстройка над средней частью жилого дома, представлен в виде треугольного фронтона, который обрамлен по периметру ордерными сухариками — дентикулами. В центре тимпана фронтона находится люнет — арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью (рис. 3).

Мезонин. Фрагмент северного фасада дома прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковых)

Рис. 3. Мезонин. Фрагмент северного фасада дома прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковых)

Учитывая, что архитектурное решение этажей в планировочном и декоративном отношении резко отличается, скорее всего, дом был построен не сразу, а в несколько этапов [2]. Дворовой фасад дома прапорщицы Петровой оформлен менее детально, чем главный. Галерея первого этажа имеет ряд каменных столбов — пилонов, которые несут на себе галерею второго этажа с четырьмя каменными колоннами дорического ордера. В период постройки здания галерея была открытой. Остекление и реконструкция галереи в веранду произошла значительно позже. [2], (рис.4).

Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковы). Южный фасад

Рис. 4. Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. купцов Беззубиковы). Южный фасад

В заключении можно отметить следующее: во-первых, Иван Васильевич Беззубиков внес значительный вклад в развитие культурной жизни Астрахани. Он и его сыновья являлись последними владельцами дома прапорщицы Петровой. Во-вторых, изучение истории этого здания имеет большое значение для жителей Астрахани, так как дом является одним из полностью сохранивших свое первоначальное убранство памятников культурного наследия. Это здание активно участвует в формировании исторически сложившейся зоны застройки по улице Красная набережная. В-третьих, рассмотрение архитектурных особенностей дома прапорщицы Петровой позволяет окунуться в прошлое и прочувствовать его стилевой характер, сформированный по всем канонам позднего классицизма.

Литература:

  1. Интересные факты из жизни купцов Беззубиковых. Режим доступа: https://ast.mk.ru/articles/2015/03/08/interesnye-fakty-iz-zhizni-kupcov-bezzubikovykh.html
  2. Дом Беззубикова. Режим доступа: http://love-astrakhan.ru/sgt.php?action=view&id=100000006
  3. Постановление от 27 октября 1997 года N 437 о перечне памятников истории и культуры, расположенных на территории Астраханской области. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/438943528
  4. Всемирное культурное наследие [Электронный ресурс]: учебник / ред.: Н. М. Боголюбова, ред.: В. И. Фокин, С.-Петерб. гос. ун-т.— СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015.— 368 с. — ISBN 978–5-288–05612–3.— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/693301
  5. Реставрация дома Беззубикова. Режим доступа: https://news.astr.ru/news/services/15700/
  6. ГАУ АО «НПУ «Наследие». Режим досупа: https://xn--e1agoc4b.xn--80asehdb/institutions/125/


Ключевые слова

культурное наследие, история возникновения, архитектурный облик, памятник архитектуры, поздний классицизм, реставрация и сохранение памятников культурного наследия

Похожие статьи

Взгляд сквозь время: портал Демир-Капы в Бахчисарае

В статье рассмотрен один из аспектов практики создания «новодела» в сфере сохранения и использования культурного наследия России: портал Демир-Капы в Бахчисарае. Анализ некоторых результатов реставрации портала Демир-Капы выполнен на основании их сра...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове

В статье исследуются факторы, оказавшие влияние на эволюцию псковско-новгородского архитектурного стиля. Представлены доказательства о самобытности и уникальности стиля, как самостоятельной единице храмовой архитектуры. Показана перспектива возрожден...

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...

Проблемы культурного наследия Корабельной стороны Севастополя на примере объекта культурного наследия регионального значения — Главной линии обороны в 1854–1855 годах

В статье предпринята попытка систематизировать отдельные проблемы сохранности культурного наследия Корабельной стороны города Севастополя. Сформулированы предложения по восстановлению одного из объектов культурного наследия регионального значения — Г...

Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории

В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...

Охрана объектов культурного наследия в современном образовательном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы современного строительного образования, его точечная направленность, поднят вопрос необходимости сохранения объектов культурного наследия, приведены число объектов культурного наследия необходимого для восстановле...

Использование памятников археологии в организации краеведческой работы

Статья посвящена организации исторического краеведения в общеобразовательных школах. Одной из ключевых проблем является недостаточное внимание педагогов к памятникам археологии. Вместе с тем, использование памятников археологии в курсе исторического ...

Зарождение реконструкторского движения, связанного с Отечественной войной 1812 года, на территории Калужской области (на примере военно-исторического похода 1988 года)

В статье рассматривается военно-исторический поход 1988 года, который стал первым в целом ряду последующих реконструкций событий Отечественной войны 1812 года на территории Калужской области. Приводится краткий экскурс в события данного похода, анали...

Парки культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности

В статье рассмотрены место и роль парков культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности. Выявлены их особое значение в праздновании Дня Победы, увековечивании памяти героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. На основе анализ...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Похожие статьи

Взгляд сквозь время: портал Демир-Капы в Бахчисарае

В статье рассмотрен один из аспектов практики создания «новодела» в сфере сохранения и использования культурного наследия России: портал Демир-Капы в Бахчисарае. Анализ некоторых результатов реставрации портала Демир-Капы выполнен на основании их сра...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове

В статье исследуются факторы, оказавшие влияние на эволюцию псковско-новгородского архитектурного стиля. Представлены доказательства о самобытности и уникальности стиля, как самостоятельной единице храмовой архитектуры. Показана перспектива возрожден...

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...

Проблемы культурного наследия Корабельной стороны Севастополя на примере объекта культурного наследия регионального значения — Главной линии обороны в 1854–1855 годах

В статье предпринята попытка систематизировать отдельные проблемы сохранности культурного наследия Корабельной стороны города Севастополя. Сформулированы предложения по восстановлению одного из объектов культурного наследия регионального значения — Г...

Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории

В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...

Охрана объектов культурного наследия в современном образовательном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы современного строительного образования, его точечная направленность, поднят вопрос необходимости сохранения объектов культурного наследия, приведены число объектов культурного наследия необходимого для восстановле...

Использование памятников археологии в организации краеведческой работы

Статья посвящена организации исторического краеведения в общеобразовательных школах. Одной из ключевых проблем является недостаточное внимание педагогов к памятникам археологии. Вместе с тем, использование памятников археологии в курсе исторического ...

Зарождение реконструкторского движения, связанного с Отечественной войной 1812 года, на территории Калужской области (на примере военно-исторического похода 1988 года)

В статье рассматривается военно-исторический поход 1988 года, который стал первым в целом ряду последующих реконструкций событий Отечественной войны 1812 года на территории Калужской области. Приводится краткий экскурс в события данного похода, анали...

Парки культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности

В статье рассмотрены место и роль парков культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности. Выявлены их особое значение в праздновании Дня Победы, увековечивании памяти героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. На основе анализ...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Задать вопрос