Языковая картина мира (на примере интерпретации лексических единиц учащимися 9-х классов) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №5 (46) май 2021 г.

Дата публикации: 17.04.2021

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Ксензова, В. В. Языковая картина мира (на примере интерпретации лексических единиц учащимися 9-х классов) / В. В. Ксензова, И. А. Наконечная. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 5 (46). — С. 4-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/46/2500/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается языковая картина на примере интерпретации лексических единиц учащимися 9 классов в ходе ассоциативного эксперимента на тему «Школа».

Понятие «языковая картина мира» используется в русистике сравнительно недавно и является предметом современных научных исследований, поэтому и представляет большой интерес для науки, а также для учащихся, рассчитывающих на высокие результаты участия в разных олимпиадах по профилю.

Проанализировав накопленный теоретический опыт, мы выделили ключевые определения, характеризующие понятие языковой картины мира.

Н. Н. Гончарова утверждает: «…картиной мира в философии, лингвистике, психологии называется представление о мире, отраженное в человеческом сознании» [1, с. 396].

По словам Постоваловой В. И., картина мира выражает «специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире» [2, с. 113]. В картине мира отражены познавательный, нравственный, эстетический компоненты человеческого сознания. На формирование картины мира влияют язык, традиции, воспитание и др. различные социальные факторы.

В статье Е. Е. Соколовой и Р. В. Гуриной картина мира сравнивается с «моделью» мира. Т. е. картину мира можно считать моделью мира, если слово «модель» мы понимаем как «изображение, описание или представление мира в сознании человека или общества» [3, с. 84].

В работе Н. Б. Подвигиной находим, что язык является когнитивной способностью человека и отражает опыт человека по взаимодействию со средой, «именно такой объективированный в языке опыт в своей совокупной целости образует языковую картину мира» [4, с. 64].

О. А. Корнилов разделяет картину мира на уровни. Одним из таких уровней является языковая картина мира: «Языковая картина мира — результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием того или иного языкового сообщества» [5, с. 124].

Н. Н. Гончарова также утверждает: «Мир — это человек и среда в их взаимодействии. Отражение мира в сознании, представления человека о мире, информация о среде и человеке — это картина мира. Информация о среде и человеке, переработанная и зафиксированная в языке, — это языковая картина мира» [1, с. 397].

В статье А. Р. Габбасовой и Ф. Г. Фаткуллиной даётся и такое определение языковой картины мира: «…языковая картина мира есть исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности» [6].

Н. Б. Подвигина утверждает: «Языковая картина мира неизбежно обладает национальной спецификой, которая выражается в семантике языка» [4, с. 66]. И носители языков видят мир через призму своих языков.

Итак, языковая картина мира — это отражённое в языке представление о мире.

Выбранная нами целевая аудитория для проведения эксперимента — учащиеся 9-х классов. Мы остановились на этой параллели классов, потому что учащиеся 14–15 лет могут продемонстрировать, с нашей точки зрения, достаточный лексический запас. Кроме того, количественный состав этой параллели самый большой в школе.

Для исследования мы использовали метод ассоциативного эксперимента, потому что он «помогает определять отношение человека к тем или иным реалиям окружающего мира и выявлять круг ценностей через бессознательную реакцию на конкретные понятия» [7].

Для проведения эксперимента был взят языковой материал (стимулы) на тему «Школа», потому что эта тема понятна и знакома каждому из учеников, и сформирован список, состоящий из 10 слов:

  1. Урок
  2. Расписание
  3. Звонок
  4. Доска
  5. Парта
  6. Учебник
  7. Тетрадь
  8. Русский язык
  9. Домашнее задание
  10. Столовая

К списку выбранная целевая аудитория должна была подобрать ассоциации. Условия проведения эксперимента: ученикам раздается подготовленный раздаточный материал со списком слов на тему «школа», ученики должны записать, не обдумывая, свои ассоциации к каждому слову, работа выполняется быстро — примерно 1–2 минуты.

В эксперименте участвовали 41 человек. На каждое слово участники эксперимента привели одну или две ассоциации. Условия эксперимента нами и участниками были соблюдены, нарушений выявлено не было.

В ходе эксперимента нами были получены следующие результаты:

  1. Общее количество ассоциаций — 397;
  2. Тематические группы ассоциаций (Таблица 1). Ассоциации в группах мы распределили по количеству (от большего к меньшему).

Таблица 1

Ассоциации учащихся на тему «школа»

Тема

Примеры ассоциаций, количество

О чем говорят ассоциации (картина мира учащихся)

Урок

Школа — 6

Учитель — 4

Звонок — 4

Класс — 3

Задание — 3

Тетрадь — 2

Предмет — 1

Аудитория — 1

Занятие — 1

Литература — 1

Учёба — 1

Начался — 1

Вождения — 1

Скучный — 1

Шесть — 1

Ручка — 1

Русский язык — 1

Время — 1

Обязанность — 1

Первый — 1

Кабинет — 1

Мучение — 1

45 минут — 1

Учащиеся 9-х классов российской школы видят урок как учебный процесс (ассоциации «занятие», «учеба»), определенного промежутка времени или имеющего начало и конец (ассоциации «45 минут», «время», «начался», «звонок»), оснащенный определенными предметами (ассоциация «тетрадь», «ручка»), проходящий в определенном пространстве (ассоциации «кабинет», «класс», «аудитория»), уроки составляют расписание (ассоциации «первый», «шесть»). Уроки проходят в школе (ассоциации «школа»), проводит их учитель (ассоциация «учитель»). Учащиеся называют ассоциации «литература», «русский язык», «предмет», указывая, скорее всего, на учебный предмет, вызывающий наибольшее затруднение или интерес.

Большинство учащихся называют ассоциации, связанные с формальной стороной урока (32 ассоциации).

И только несколько ассоциаций (6 ассоциаций): «обязанность», «задание», «занятие», «учёба», указывающие на содержание процесса, отношение к уроку и понимание его назначения.

Кроме того, имеется две оценочные ассоциации «мучение», «скучный», что говорит об отношении к уроку и процессу.

Частотными оказались следующие ассоциации: школа — 6, учитель — 4, звонок — 4, класс — 3, задание — 3, тетрадь — 2. Они помогают точно описать объект с помощью значимых слов, характеризующих общее представление об уроке.

Одна из ассоциаций связана с автошколой: «вождение», видимо, говорит об актуальном для учащегося вопросе. Ассоциация «первый» может говорить, как о проблемной зоне (опоздание на первый урок), так и о хороших воспоминаниях, например, о первом, запоминающемся уроке.

Итак, большинство учащихся видят школьный урок формально. Положительно окрашенной оценочной лексики нет, однако есть негативно окрашенная лексика «мучение», «скучный». Все это говорит о том, что большинство учащихся не видят продуктивной ценности урока, урок не ассоциируется с процессом — для большинства учащихся урок является сложившийся традицией с участием учителя, звонка, расписания и т. д. При этом имеющиеся ассоциации «занятие», «учеба», которые можно было бы отнести к осознанию значения урока, ассоциации остаются в меньшинстве (2 ассоциации из 39).

Расписание

Урок/ов — 13

Время — 3

Школа — 2

Звонки/ов — 2

Таблица — 2

Список — 1

Много уроков — 1

План — 1

Нелогичное — 1

6 уроков — 1

Стена — 1

Дневник — 1

Жизнь — 1

Трудное — 1

План дня с занятиями — 1

Пункты — 1

Система — 1

График — 1

Боль — 1

Порядок — 1

Выставили — 1

Предметы — 1

Учащиеся видят расписание как таблицу (ассоциации «план», «список», «таблица», «план дня с занятиями», «график»), в которой отражена информация о звонках или уроках в школе (ассоциации «школа», «уроки», «урок/ов», «много уроков», «6 уроков», «план дня с занятиями», «предметы», «звонки», «звонков», «время»), расписание выставляют, вывешивают на стену (ассоциации «стена», «выставили») или отражается в «дневнике»

Большинство учащихся называют ассоциации, связанные с формальной стороной расписания (30 ассоциации).

И только несколько ассоциаций (6 ассоциаций): «план», «список», «таблица», «план дня с занятиями», «график», указывающие на понимание назначения расписания.

Кроме того, имеется 3 оценочные ассоциации «нелогичное», «трудное», «боль», что говорит об оценке функциональности документа или отражает проблемы расписания (часто или неожиданно меняющееся расписание, непонятное, неудобное). Интересна ассоциация «жизнь», которая, скорее всего, указывает на понимание того, что учеба — это часть жизни, сама жизнь.

Наиболее частотным слало употребление слова «расписание» с ассоциацией «уроков», т. е. в качестве словосочетания «расписание уроков», что говорит о школьной традиции. Второй по количеству ассоциация является «время», указывающая на функцию расписания — распределить, организовать учебное время.

Итак, большинство учащихся видят школьное расписание формально, исходя из его назначения: «порядок», «система», «пункты», расписание является информацией о звонках и уроках. При этом имеющиеся ассоциации «план», «таблица», «список», «план дня с занятиями», «график», которые можно было бы отнести к пониманию значения расписания, остаются в меньшинстве (6 ассоциации из 39).

Звонок

Перемена — 5

Урок — 4

Звук — 2

Звон — 2

Прозвенел — 2

Для учителя — 1

Момент — 1

Торопиться — 1

Начало урока — 1

С/на урок — 1

Последний — 1

Громкий звук — 1

Рингтон — 1

Фильм — 1

Время — 1

Коридор — 1

Команда — 1

Телефон — 1

Учитель — 1

Столовая — 1

Расписание — 1

Другу — 1

Колокол — 1

Колокольчик — 1

Сигнал — 1

Шум — 1

Дребедень — 1

Отдых — 1

Грохот — 1

Учащиеся видят звонок как звук, сигнал (ассоциации «звук», «звон», «громкий звук», «сигнал», команда», «прозвенел», «момент»), который означает начало или конец урока (ассоциации «перемена», «урок», «отдых», «начало урока», «с/на урок», «время»), телефонный звонок (ассоциации «телефон», «рингтон», «другу») или форму (ассоциации «колокол», «колокольчик»); информацию о звонках можно узнать в расписании (ассоциация «расписание»). Для некоторых учащихся звонок означает, что нужно торопиться, идти в столовую, в коридор или на урок (ассоциации «столовая», «торопиться», «коридор»). Большинство учащихся называют ассоциации, связанные с формальной стороной звонка (33 ассоциации).

И только несколько ассоциаций (7 ассоциаций): «звук», «звон», «громкий звук», «рингтон», «сигнал», указывающие на характеристику звонка. Ассоциация «учитель» может быть трактована и как ассоциация на традиционное выражение «звонок для учителя» (такая прямая ассоциация имеется), и как ассоциация, связанная с сигналом на встречу с учителем на уроке. Имеется одна ассоциация в связи со словом «последний», что говорит о представлениях выпускников.

Оценочные ассоциации отсутствуют. Однако ассоциации «звон», «громкий звук», «шум», «грохот», «дребедень» могут говорить о неприятных ощущениях, которые испытывает учащийся. Ассоциация «фильм» говорит о кино-интересах, скорее всего.

Частотными оказались следующие ассоциации: перемена — 5, урок — 4, звук — 2, звон — 2, прозвенел — 2. Они говорят о том, что звонок — это сигнал на урок или с урока.

Итак, убольшинства участников эксперимента звонок не ассоциируется с одним из вспомогательных инструментов организации учебного процесса, а воспринимается формально как сигнал к чему-то. Оценочная лексика выражает только неприятный звук. Большинство учащихся думают о том, что будет происходить после звонка.

Доска

Мел — 14

Зелёная — 5

Стена — 2

Учитель — 2

Дерево — 2

Деревяшка — 1

Учебная доска — 1

Чертёж — 1

Школа — 1

Размышление — 1

Почёта — 1

Конспект — 1

Плоскость — 1

Парта — 1

Объявлений — 1

Обзывательство — 1

План — 1

Пространство — 1

Мокрая — 1

Информация — 1

Учащиеся видят доску как предмет, изготовленный из дерева (ассоциации «дерево», «деревяшка»), имеющий зелёный цвет (ассоциация «зелёная»), на доске пишут мелом (ассоциация «мел»), на доске может быть чертеж или какая-либо информация (ассоциации «чертёж», «информация», «план», «конспект», «обзывательство»), и способствует «размышлению». Доска бывает по назначению — учебной и по состоянию — мокрой от работы с тряпкой (ассоциации «учебная доска», «мокрая»). Для «объявлений» и для «почета». Доска висит на стене (ассоциация «стена»). На ней пишет чаще учитель (ассоциация «учитель»). Доска, возможно, противопоставлена или сравнена с партой (ассоциация «парта»). Ассоциация «школа» опять же традиционна.

Частотными оказались следующие ассоциации: мел — 14, зелёная — 5, стена — 2, учитель — 2, дерево — 2. Они говорят о визуализации объекта. Об этом же говорят и другие ассоциации: «плоскость», «пространство».

Итак , учащиеся называют ассоциации, связанные с описанием доски (какая она, что на ней может быть), а также с назначением и функциональностью — доска как средство информации, в том числе и неприятной (ассоциация «обзывательство»)

Парта

Стол — 11

Ученик/а — 5

Стул — 3

Урок — 3

Школа — 3

Сосед — 1

120 минут — 1

Тетради — 1

Деревянная — 1

Дерево — 1

Третья парта — 1

Ручка — 1

Место — 1

Доска — 1

Большая — 1

Учебник — 1

Спартанец — 1

Сидеть — 1

Просторная — 1

Один — 1

Учащиеся видят парту как стол (ассоциация «стол»), сделанный из дерева (ассоциации «дерево», «деревянная»), за которым на уроке сидит ученик или несколько учеников (ассоциации «сидеть», «ученик/а», «ученика», «урок», «сосед», «один», «место», «третья парта»), на парте может лежать учебник, тетрадь или ручка (ассоциации «учебник», «тетрадь», «ручка»). Парта характеризуется по размеру (ассоциации «большая», «просторная»). Она сделана из дерева (ассоциация «доска», скорее всего). Парты стоят в школе (ассоциации «школа/ы»).

Частотными оказались следующие ассоциации: стол — 11, ученик/а — 5, стул — 3, урок — 3, школа — 3 — что традиционно характеризует предмет: какой это предмет и для кого.

Не понятно, о чем говорят ассоциации «120 минут», «спартанец», скорее всего, это личные ассоциации учащихся.

Итак , большинство учащихся называют ассоциации, связанные с описанием парты (какая она, из чего она, что на ней лежит).

Учебник

Книга — 16

Русский язык — 3

Текст — 2

Тетрадь — 2

Задание — 2

Белый переплёт — 1

Математики — 1

Главы — 1

Учёба — 1

ПДД — 1

Знание — 1

Алгебра 9 класс — 1

Рваный — 1

Урок — 1

Откроешь — 1

Цикл — 1

Параграф — 1

Ученье — 1

Облака — 1

Информация — 1

Страница — 1

Учащиеся видят учебник как книгу или ряд книг (ассоциации «цикл», «книга»), которая содержит задания, информацию по какому-либо предмету (ассоциации «информация», «русский язык», «математики», «русский язык», «алгебра 9 класс», «задание»). Есть ассоциации, указывающие на структуру книги (ассоциации «главы», «текст», «параграф», «страница»), как она выглядит (ассоциации «белый переплёт», «рваный»). Хорошо обозначено назначение учебника (ассоциации «знание», «ученье», «информация», «откроешь»), где он используется («урок»). Видимо, тот же самый учащийся, сказавший о «школе вождения», сейчас говорит об учебнике «ПДД» (личная составляющая). Ассоциация «облака», скорее всего, выражает также личную ассоциацию.

Частотными оказались следующие ассоциации: книга — 16, русский язык — 3, текст — 2, тетрадь — 2, задание — 2. Они говорят прямо об учебнике как о печатной продукции с теорией и заданиями, учебник всегда сопровождает тетрадь — это традиционные представления. Также названа ассоциация «русский язык» — 3, скорее всего, потому, что это чаще всего используемый учебник наравне с «математикой», «алгеброй 9 класс».

Итак , большинство учащихся называют ассоциации, связанные с описанием учебника (по какому предмету, из чего состоит).

Присутствуют ассоциации (16 ассоциаций), указывающие на назначение учебника (ассоциации «книга», «знание», «информация»)

Тетрадь

Ручка — 4

Работа — 4

В клетку — 4

Писать — 3

Лист/ок — 2

Задание — 2

Блокнот — 2

Рабочая — 1

Книжка-альбом — 1

Строка — 1

Моя — 1

Тонкая — 1

Линейки — 1

Поля — 1

Книга — 1

Разлиновка — 1

Учёба — 1

Предмет — 1

Потрёпанная — 1

Домашняя — 1

Для домашней работы — 1

Обычная зелёная тетрадь — 1

Математики — 1

18 листов — 1

Конспект — 1

В линейку — 1

Учащиеся показывают современные разновидности тетрадей (ассоциации «блокнот», «книжка-альбом», «книга»). В тетради содержится записи, информация (ассоциации «работа», «рабочая», «для домашней работы», «конспект», «домашняя», «задание», «конспект») по какому-либо предмету (ассоциации «предмет», «математики»).

Ассоциации «рабочая», «в клетку», «тонкая», «потрёпанная», «обычная зелёная тетрадь», «в линейку» (8 ассоциаций) указывают на внешний вид тетради.

Ассоциации «листок», «строка», «линейки», «поля», «разлиновка», «лист» (6 ассоциаций) говорят о том, что ученики видят и соблюдают в тетради.

Ассоциация «18 листов» говорит о том, что учащиеся часто используют тетради, в которых 18 листов. «Моя» — о принадлежности, у каждого ученика свои тетради.

Частотные ассоциации: ручка — 4, работа — 4, в клетку — 4, писать — 3, задание — 2, блокнот — 2 — говорят о назначении школьной тетради и ее внешнем виде.

Итак , большинство учащихся называют ассоциации, описывающие тетрадь (какая она, по какому предмету).

Русский язык

Урок — 6

Предмет — 5

Могучий — 2

Речь — 2

Ирина Анатольевна — 2

Язык — 2

Пунктуация — 1

Россия — 1

Могущество слова — 1

Экзамен — 1

Разговор — 1

Слово — 1

ОГЭ — 1

Сложно — 1

Знания — 1

Трудный — 1

Сложный — 1

Трудно — 1

Английский язык — 1

Обязателен — 1

Математика — 1

Морфологический разбор — 1

Сочинение — 1

Сила — 1

Синий — 1

Передача — 1

Мой второй язык — 1

Учащиеся видят русский язык как учебный предмет (ассоциации «предмет», «урок») или язык, на котором говорят россияне (ассоциации «язык», «мой второй язык», «Россия»). На уроке русского языка учащиеся пишут сочинение и делают морфологический разбор, изучают, речь и др. (ассоциации «сочинение», «морфологический разбор», «пунктуация», «речь», «слово», «знания»). Русский язык сдают на экзамене (ассоциации «экзамен», «ОГЭ», «обязателен»). Ассоциации «математика», «английский язык» говорят о приоритетах учащихся, или проблемных предметах, или о сопоставлении с экзаменами.

Присутствуют ассоциации, указывающие на отношение и оценку учащихся к русскому языку («могучий», «сложно», «трудный», «сложный», «трудно», «обязателен», «могущество слова», «сила» — 9 ассоциаций). Это говорит о том, что русский язык богат и не прост при изучении.

Ассоциации «передача», «разговор», скорее всего, указывают на назначение языка.

Присутствует личная ассоциация «синий» язык.

Частотные ассоциации: урок — 6, предмет — 5, могучий — 2, речь — 2, Ирина Анатольевна — 2, язык — 2 — связаны с конкретным учителем и значимым учебным предметом. Кроме того, учащиеся оценивают использованием — речью.

Итак, у частников можно разделить на две группы. В одной группе подчёркивается сложность освоения русского языка и связанные с его изучением трудности (ассоциации «сложно, «трудный», «сложный», «трудно»). Участники другой группы выделяют русский язык как инструмент передачи знаний, выделяют могущество русского языка (ассоциации «могущество слова», «могучий», «знания»).

Домашнее задание

Дом/дома — 4

Работа — 4

Вечер — 2

Много — 2

Уроки — 2

Выполнено — 2

Подготовка — 1

Ночь — 1

Долгий вечер — 1

Работа в доме — 1

Тетради — 1

Долго — 1

Физика — 1

Проверка — 1

Математика — 1

Плохо — 1

Работа на дом — 1

Параграф — 1

Классная работа — 1

Усвоение — 1

Сдашь — 1

Боль — 1

Время — 1

Огромное — 1

Большое количество заданий — 1

Большое — 1

Обязанность — 1

Материал — 1

Минус день — 1

Учащиеся видят домашнее задание как работу, которая выполняется дома по какому-либо предмету («работа», «работа в доме», «дом», «дома», «работа на дом», «физика», «математика» «выполнено»). Ученики подготавливают, выполняют домашнее задание вечером или ночью (ассоциации «ночь», «долгий вечер», «вечер»). На выполнение задания нужно достаточно много времени (ассоциация «время», «долго», «долгий вечер», «минус день»). На домашнее задание уходит долгое время (ассоциация «время»). Домашнее задание помогает усвоить материал (ассоциации «усвоение», «материал», «параграф», «подготовка»). Задание нужно сдавать на проверку (ассоциации «сдашь», «проверка», «тетрадь»). Ассоциация «классная работа» говорит о том, что домашнее задание — подготовка к классной работе, или что домашнее задание проверяется при работе в классе.

Присутствуют ассоциации, связанные с формальной стороной домашнего задания (20 ассоциации) и ассоциации, указывающие на отношение к домашнему заданию (3 ассоциаций: «плохо», «боль», «обязанность»). Это значит, что домашнее задание обязательно нужно делать и что не все учащиеся с удовольствием делают домашнее задание.

Ассоциации «физика», «математика» (только эти предметы), скорее всего, указывают на то, что именно по этим предметам часто задают домашние задания.

Ассоциации «выполнено» указывает на то, что домашнее задание нужно выполнять.

Ассоциации «огромное», «большое количество заданий», «большое», «много» указывает на то, что обычно домашнее задание большого объема (в нем много заданий).

Частотные употребления: дом/дома — 4, работа — 4, вечер — 2, много — 2, уроки — 2, выполнено — 2, — помогают охарактеризовать домашнюю учебную деятельность российских школьников.

Итак, ассоциации помогают увидеть сложную, объемную домашнюю учебную деятельность учащихся как традиционную обязанность, нарушение режима дня, присутствует оценочная лексика отрицательного содержания.

Столовая

Еда — 23

Булочки — 2

Буфет — 2

Кушать — 2

Сладости — 1

Место — 1

Питание — 1

Заполнена — 1

Ужас — 1

Просторная — 1

Булка — 1

Есть — 1

Перемена — 1

Счастье — 1

Касса — 1

Учащиеся видят столовую как место, где питаются (ассоциации «место», «питание», «кушать», «есть»). Столовая ассоциируется с едой, конкретными продуктами питания (ассоциации «еда», «сладости», «булочки», «булка»). В столовую ходят на перемене (ассоциация «перемена»). В столовой много места (ассоциация «просторная»). В столовой покупают еду на кассе (ассоциация «касса»). Столовая похожа на буфет (ассоциация «буфет»).

Большинство учащихся называют ассоциации, связанные с тем, для чего предназначена столовая и что можно в ней скушать (27 ассоциаций).

Присутствие ассоциаций «сладости», «булочки», «булка» (больше никакие продукты не названы) говорят о том, что в столовой много булочек и сладостей или о том, что учащиеся в столовой обычно едят булочки и сладости.

Присутствует только 2 противоположные оценочные ассоциации: «ужас», «счастье», которые говорят о том, что для некоторых учащихся столовая — счастье, скорее всего, потому что они могут покушать и получить удовольствие, а для других — ужас, скорее всего, потому что обычно столовая заполнена, в ней много людей (ассоциация «заполнена») или блюда не отличаются вкусом и привлекательностью.

Самая частотная ассоциация «еда» — 23.

Итак, большинство учащихся дают ассоциации, связанные с прямым назначением столовой, однако присутствуют и оценочные ассоциации.

У некоторых учащихся столовая вызывает негативные эмоции. Об этом говорит ассоциации «ужас», «заполнена». У других столовая вызывает положительные эмоции. Об этом говорит присутствие ассоциации «счастье».

Представленные ассоциации помогают увидеть как субъект, так и объект речи.

С одной стороны, мы видим учащихся российской школы, которые в большинстве своем с помощью языка рисуют школу по формальным составляющим: учитель, звонок, класс, задание, обязанность учиться, расписание, уроки, учебные принадлежности, школьное оборудование. Присутствие в незначительном количестве негативно эмоционально-окрашенной лексики говорит о непростом учебном процессе, об объемных заданиях, сложностях, проблемных зонах образовательных организаций. Положительно эмоционально-окрашенной лексики почти нет, что говорит, скорее всего, или о серьезном отношении к традиционному учебному процессу, или о необходимости корректировать содержание школьной жизни. Мы можем сделать выводы по учебной мотивации учащихся, о приоритетах и интересах. Эмоции участника, мировоззрение, наработанный жизненный опыт диктуют ассоциации, т. е. ученики в ходе эксперимента продемонстрировали миниатюрную языковую картину мира в образе школьной деятельности.

Хочется отметить культурологическую составляющую ассоциаций, связанных с понятием «русский язык». Учащиеся осмысливают ценность национального, государственного русского языка, отражают в ассоциациях его богатство и силу.

С другой стороны, мы видим объект речи: характеристики российской средней общеобразовательной школы, скорее всего, отличающейся от школ других стран.

Ассоциации отразили как общие представления о школьном мире, так и узкие, индивидуальные, что рисуют особенности современного поколения: интересы, учебную культуру, окружающую действительность.

Литература:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-kak-obekt-lingvisticheskogo-opisaniya
  2. В. И. Постовалова Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Языки картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренников. — М.: Наука, 1988.
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-yazykovoy-i-nauchnoy-kartin-mira
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-1
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-kartiny-mira-vzglyad-iznutri
  6. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9954
  7. https://helperia.ru/a/metodika-associativnogo-ehksperimenta-v-sovremennoj-lingvistike


Похожие статьи

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода

Прагматический аспект перевода (на примере текстов технических инструкций в сфере компьютерных технологий)

Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса)

Диалектная лексика и фразеология интеллектуальной и эмоциональной сферы человека (на материале Словаря русских говоров Башкирии)

Особенности образования терминов и терминологических сочетаний нефтедобывающего оборудования (на примере китайского языка)

Семантические свойства и функционирование фразеологических единиц с компонентами «дерево» в лингвокультурологическом аспекте (на материале английского и русского языков)

Применение современных педагогических технологий на уроке английского языка (на примере технологической карты)

Выражение динамических отношений в русском языке (на примере глагольной лексики в жанре НФ)

Словесные игры на уроках английского языка как способ формирования лексических навыков учащихся 3-го класса

Предметом исследования выступает словесная игра как способ формирования лек-сических навыков у учащихся 3-го класса на уроках английского языка.

К проблеме психолингвистических барьеров при обучении английскому языку после немецкого (на примере видовременных форм глагола)

Похожие статьи

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода

Прагматический аспект перевода (на примере текстов технических инструкций в сфере компьютерных технологий)

Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса)

Диалектная лексика и фразеология интеллектуальной и эмоциональной сферы человека (на материале Словаря русских говоров Башкирии)

Особенности образования терминов и терминологических сочетаний нефтедобывающего оборудования (на примере китайского языка)

Семантические свойства и функционирование фразеологических единиц с компонентами «дерево» в лингвокультурологическом аспекте (на материале английского и русского языков)

Применение современных педагогических технологий на уроке английского языка (на примере технологической карты)

Выражение динамических отношений в русском языке (на примере глагольной лексики в жанре НФ)

Словесные игры на уроках английского языка как способ формирования лексических навыков учащихся 3-го класса

Предметом исследования выступает словесная игра как способ формирования лек-сических навыков у учащихся 3-го класса на уроках английского языка.

К проблеме психолингвистических барьеров при обучении английскому языку после немецкого (на примере видовременных форм глагола)

Задать вопрос