В статье рассматриваются ключевые аспекты возникновения расизма и методы борьбы с расизмом в современном обществе.
Ключевые слова: расизм, расовая дискриминация.
Еще в 1934 г. американский философ, автор книг «Национализм: его смысл и история» Г. Кон предал важное значение расизму как форме взаимоотношений между людьми. Он отмечает, что расовые отношения являются «более опасной стороной человеческих взаимоотношений, чем любые другие случаи конфликта. Именно здесь легче всего возбудить у толпы страсти, предубеждения и страхи, которые так трудно потом сдержать».
Проблема расизма является актуальной и в наши дни, поскольку затрагивает все важнейшие стороны общественной жизни: развитие экономики, политическая стабильность, социальное благополучие граждан государства и т. д. Кроме того, проживая в многонациональном государстве, данная тема становится еще более значимой, поскольку от способности государств проводить грамотную национальную политику будет зависеть и уровень жизни общества.
Исторически Россия является многонациональным государством, что отражается в преамбуле Конституции РФ от 12. 12. 1993 г. «Мы многонациональный российский народ…» [2], а значит сама власть уже определяет для себя один из приоритетов проводимой политики: создание благоприятных условий для всего российского общества, независимо от принадлежности к конкретному этносу, расе. Однако, в настоящее время, живя в России, можно столкнуться с такой проблемой как расизм.
Что представляет собой расизм? Если попытаться дать какую-нибудь классификацию расистских концепций, то можно выделить три основные их разновидности, которые выделяет советский историй и этнолог Семенов Ю. И. в работе «Философия истории» [7].
Первая разновидность расизма состоит в том, что как высшие и низшие характеризуются реально существующие настоящие расы, будь то большие или малые. Это реально-расовый расизм, или, расорасизм .
При второй разновидности расизма расами объявляются либо все, либо только некоторые этносы, а затем одни из них именуются высшими расами, а другие — низшими. Эту разновидность расизма можно назвать этническим расизмом, или этнорасизмом .
Утверждалось, что определенная группа людей стала господствующим слоем общества в силу высокой наследственной духовной одаренности. Все же остальные не обладали такими качествами, что и обусловило их приниженное положение. Эту разновидность расизма можно было бы назвать социально-классовым расизмом, или, социорасизмом .
Расовая дискриминация отрицает основополагающие принципы, на которых покоятся права человека, поскольку отвергает равенство между людьми без исключения. «Расизм и расовая дискриминация подрывают основы достоинства человеческой личности, поскольку они нацелены на то, чтобы разделить человеческую семью, к которой принадлежат все народы и люди, на категории, некоторые из которых являются более достойными по сравнению и другими. История неоднократно подтверждает, что при малейшем попустительстве дискриминация, расизм и нетерпимость нарушают сами основы общества и наносят им ущерб на протяжении нескольких поколений» [3]. Приведенный отрывок принадлежит Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по правам человека Нави Пиллэй, отражает ключевые негативные стороны проявления расизма, которые в своей совокупности, мы бы хотели разделить на три составляющие:
1) Последствия для человека;
2) Последствия для общества как системы;
3) Последствия для государства.
В 2006 г. международная неправительственная организация «Международная амнистия» опубликовала доклад с весьма звучным заголовком: «Российская Федерация: Разгул жестокого расизма», в рамках которого отметили, что все чаще поступают сообщения о расистских нападениях и убийствах иностранцев и представителей этнических меньшинств [6]. На основании данного доклада, мы бы хотели выделить ключевые проблемы, связанные с расовой дискриминацией в России.
– Неспособность защитить представителей этнических меньшинств и иностранных граждан от расистских нападений с применением насилия;
– Отказ признавать наличие мотивов расовой ненависти в ходе уголовных слушаний в отношении подозреваемых виновников; проблемы в ходе уголовного преследования;
– Неспособность эффективно предотвращать, расследовать и осуществлять уголовное преследование в случае совершения расистских нападений приводит к отсутствию доверия к полиции со стороны иностранных граждан и представителей этнических меньшинств.
Обозначенные выше проблемы, делают особо актуальным вопрос о том какие механизмы борьбы с расизмом существуют в России?
В первую очередь необходимо выделить правовые механизмы борьбы и противодействия расовой дискриминации. Россия, подписавшая многие международные документы по правам человека, обязана следовать международным принципам и создавать действенные и эффективные механизмы реализации этих прав. В частности, Устав Организации Объединенных Наций исключает расовую, политическую, религиозную и другие виды дискриминации в международных отношениях (ст. 55, 62 и 73) [4], а в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека были запрещены все формы расовой и другой дискриминации [1]. В свою очередь, на уровне национального законодательства, в том числе в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, в России гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, отношения к религии [2].
Правовой механизм борьбы с дискриминацией в рамках больших обществ, государств является одним из ведущих методов. В своей совокупности он включает конкретные меры: предупредительные меры (принятие государственных программ по развитию толерантности, развитие института Уполномоченного по правам человека, обеспечение защиты прав иностранцев и т. д.); меры, предпринятые как реакция на дискриминацию (общественный контроль, закрытие экстремистских сайтов и иных СМИ, обращения к властям); предупреждающие меры (освещение проблем в СМИ, правозащитные акции, пропаганда толерантного отношения, «горячие линии» и т. д.); карательные меры (административная или уголовная ответственность) [5].
Однако, мы должны отметить, что правовое противодействие расизму не решает всех проблем. В 2010 на Международной конференции «Ненасильственные стратегии и тактики борьбы с расизмом» были определены иные, не связанные напрямую с законодательством способы противостояния и сокращения числа дискриминационных действий по расовому признаку [8].
«Образовательные программы против расизмам» предполагает изменения подхода к освещению вопросов, связанных с расизмом, т. е. посмотреть на события в положительном ключе, тем самым на личностном уровне вызвать у обучающихся сомнения о том, что насилие — это норма.
Продолжая тему образования и воспитания, необходимо отметить, что учеников в школе чаще всего знакомят именно с историческими фактами проявления расизма, и все меньше уделяется внимание современности, а значит заведомо формируется представление о том, что сегодня расизма не существует, это пережиток прошлого.
«Информационные и вэб-проекты» предполагает использование баннеров, комиксов, стикеров; развитие сайтов с видеороликами, фото, иллюстрациями, тематической музыкой; создание и распространение демотиваторов; развитие сайтов с информацией о противостоянии про-явлениям RAXI (расизм, антисемитизм, ксенофобия, интолерантность).
«Антифашистские издательские проекты» представляет собой идею афиширования миротворческой и ненасильственной деятельности, например: об интересных миротворческих инициативах; непризнанных государствах; вопросе «разделённых наций»; известных нам миротворцах; о военных психологах — нынешних идеологах войны; о формах участия ради позитивных изменений. Данный проект, по мнению разработчиков, позволит акцентировать внимание, как на негативных последствиях расизма для человека и общества, так и позволит обозначить, что за правонарушения на почве расизма никто не останется без соответствующего наказания.
Таким образом, в России сегодня существуют достаточно интересные проекты и инициативы, направленные на борьбу с расизмом не только на законодательном уровне. Это значит, что население заинтересовано в развитии правового государства. Нам же кажется, что во многом реализация этих проектов будет зависеть от государства, которое на высшем уровне власти поддержит инициативу и позволит самим гражданам развивать идеи толерантности и лояльности к представителям других наций и этнос, поскольку не всегда страх наказания выступает в качестве достаточной меры.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948), ратифицирована Российской Федерацией 30 марта 1998 г. // Действующее международное право. Т. 2.
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). — М.: Юрид.лит. — 1993.
- Предисловие Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека // Вместе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. — Нью-Йорк: Департамент общественной информации Организации Объединенных Наций, 2012. С. 5.
- Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945), ратифицирована СССР 20 августа 1945 г. // Действующее международное право. Т. 1.
- Правовое противодействие расовой, национальной, религиозной дискриминации / Якунин В. И., Сулакшин С. С., Багдасарян В.Э и др. — М.: «Центр И. К. О»., 2009. С. 32–52.
- Правозащитники: в России — «разгул жестокого расизма» // ВВС. 2004.
- Семенов Ю. И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). — М.: Современные тетради, 2003.
- Шипулин В. Н. Международная конференция «Ненасильственные стратегии и тактики борьбы с расизмом» (г. Воронеж, 21–23 апреля 2010 г.) // Научная жизнь.