Пластиковые товары разового потребления как основной источник загрязнения мирового океана. Диорама Поленова как способ трансляции детям проблем ТБО | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 29.03.2021

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Володин, А. А. Пластиковые товары разового потребления как основной источник загрязнения мирового океана. Диорама Поленова как способ трансляции детям проблем ТБО / А. А. Володин, Т. А. Аронова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2428/ (дата обращения: 20.04.2024).



Проблема загрязнения окружающей среды отходами пластика в период сложной эпидемиологической обстановки приобрела особую актуальность. Увеличение объемов мусорных пятен обуславливается неконтролируемым использованием пластиковых товаров разового потребления. Одним из путей решения проблемы является формирование осознанного потребительского подхода школьников с помощью экологического образования и просвещения.

Ключевые слова: Мировой океан, товары одноразового потребления, экологическое образование, диорама Поленова.

Неконтролируемое производство и безудержное потребление пластиков привели к образованию в Мировом океане огромных мусорных континентов. Их площадь растет с каждой минутой, отравляя морскую фауну и создавая новую среду обитания. Люди повсеместно употребляют в пищу токсичные морепродукты. Проблему усугубляет микропластик, остатки которого ученые обнаруживают в питьевой воде и тканях живых существ. Несмотря на это, масштабы производства и потребления полимеров не уменьшается.

За последние 13 лет было произведено около 3 900 млн. тонн пластиковых изделий. При этом 40 % из этого объема превратились в мусор (одноразовые пакеты, упаковка и т. д.), то есть были использованы и не переработаны.

В настоящее время пластик — серьезная угроза для окружающей среды, поскольку большую часть плавающего мусора уже невозможно выловить. Предпосылки глобальной катастрофы очевидны. За последние 50 лет пластик стал самым популярным упаковочным материалом для многих товаров, которые мы потребляем. Он доминирует в разовой упаковке, сумках для покупок, готовых контейнерах и столовых приборах в ресторанах и кафе. Современный мир предпочитает пластиковую упаковку любой другой, спрос на нее растет.

Анализ литературных данных показывает, что сегодня в Мировом океане содержится шесть круговоротов, являющихся зонами накопления пластика. Через реки пластик попадает в моря, а столкновение встречных ветров способствует формированию из него «мусорных пятен». Так, самое большое мусорное пятно сейчас расположено в северной части Тихого океана и преобладающую его часть составляют пластиковые товары одноразового потребления — пластиковые бутылки, ватные и коктейльные палочки, полиэтиленовые пакеты, продуктовые подложки, чайные пакеты, бахилы и т. д. [1]

Шесть круговоротов в Мировом океане — зоны накопления пластика

Рис. 1. Шесть круговоротов в Мировом океане — зоны накопления пластика

С прошлого года катастрофическая ситуация складывается из-за пандемии коронавируса. Новыми загрязнителями окружающей среды, в том числе мирового океана, стали использованные медицинские маски, перчатки, бутылочки от дезинфицирующих средств и упаковка для готовой еды. Понимая опасность пластика для окружающей среды, следует осознанно делать выбор в пользу натуральных многоразовых альтернатив, активно реализовывать преутилизацию — заботиться о нашем экологическом следе еще в моменты покупки любых товаров или получения услуг.

Человек с первого дня жизни оказывает воздействие на окружающую среду, участвует в процессе загрязнения ее компонентов различными отходами. К сожалению, даже научно — технический прогресс, развитие глобальных информационных сетей не способствует актуализации знаний об экологическом состоянии современного мира. Нынешняя ситуация характерна тем, что в области экологии три поколения находятся на одном уровне знания своей среды обитания, то есть на одной линии старта — «незнании». [2] Именно поэтому, наиболее перспективным способом актуализации знаний, привлечения к проблемным вопросам отходов, является увеличение осведомленности, вовлечение дошкольников и младших школьников в решение экологических проблем изменяющегося мира, обучение их навыкам и приемам для участия в улучшении сложившейся ситуации, то есть экологическое образование и просвещение.

Проведенные исследования показали, что одним из инструментов для достижения целей в области образования и просвещения школьников может являться использование диорамы Поленова.

Диорама может быть разной по технике изготовления; большинство из нас привыкло к тому, что диорама — это объемный макет со зданиями и фигурками, где некоторые части могут двигаться. Диорама Поленова чаще всего выполнялась в старинном стиле и состояла из листов плотной бумаги, каждый из которых находится между двух стекол. Бумага расписывалась акварелью с обеих сторон и дополнялась прорезями и аппликацией. Картина меняется в зависимости от направления света спереди или сзади.

Для создания диорамы в рамках проведенного исследования, использовались листы фанеры 5мм, что позволило обеспечить достаточную легкость и транспортабельность устройства. Учитывая, что диорама будет демонстрировать картины для аудитории 20–30 человек, было решено использовать картины формата А3. Смастерив «коробку», предварительно предусмотрели отверстия для входа и смены картины и заслонки, которая служит для закрытия задней стенки во время смены картин. А для более легкого движения приклеили направляющие, одну для заслонки, другую для картины. Такая конструкция позволяет избежать возможных проблем с движением двух плоскостей, учитывая, что демонстрация проводится в темноте.

Для подсветки использовались две светодиодные лампочки по 3Вт. Одну вмонтировали в заднюю стенку, предварительно выпилив отверстие нужного диаметра строго по центру. А вторую вмонтировали в верхнюю стенку, так же выпилив круглое отверстие. Но расположили лампочку максимально близко к внешнему краю, так как важно расположить картину за передней лампочкой и при этом не жертвовать углом обзора. В качестве источника питания выбрали аккумуляторную батарею 12w. Ток от батареи подается на лампы через трехпозиционный переключатель. Переключатель работает в трех положениях: положение — включена задняя лампочка, положение — выключено, положение — включена передняя лампочка. Такая схема наиболее удобна для работы с диорамой. Отказ от возможного подключения к электрической сети сделал устройство мобильным и безопасным в использовании.

Реализация диорамы Поленова

Рис. 2. Реализация диорамы Поленова

Когда встал вопрос о создании картин, выяснилось, что основную сложность представляет создание прорези в бумаге и аппликации в точности, как это делал Василий Поленов. В целях предупреждения ошибок были учтены личные рекомендации Антона Чубакова — именно этот талантливый художник рисовал картины для диорамы Поленова ко всем известной выставке в Третьяковской галерее. Там художник использовал акварельную бумагу плотностью 180–220 г, акварельную краску и гуашь. То есть, на одной стороне холста он рисовал полупрозрачной акварелью, а на другой плотной непрозрачной гуашью. Та сторона картины, на которой нанесен рисунок акварелью, освещается передней лампочкой, а сторона картины с рисунком гуаши подсвечивается задней лампочкой, как будто просвечивая картину насквозь и перед глазами возникает совершенно другое изображение.

Используя один холст, имеем два изображения разных между собой или создаем эффект день и ночь, когда изображаем одну и ту же картинку разными красками и переключая свет диорамы. Так в темном помещении, используя небольшую «коробку», несколько картин, расписанных гуашью и акварелью и правильно подсвеченных, получаем невообразимый, впечатляющий, сказочный эффект.

Проведение экологического урока в детском образовательном учреждении

Рис. 3. Проведение экологического урока в детском образовательном учреждении

Чтобы рассказать и показать в детском учреждении о глобальной катастрофе загрязнения пластиковыми отходами окружающей среды для своей диорамы было написано шесть картин на трех листах акварельной бумаги.

Первая картина наглядно показывала, какой наша планета была до изобретения пластика и во что она превратилась сегодня. Переполненные полигоны для твёрдых бытовых отходов. Океаны, отравленные пластиковыми отходами, которые образуют целые острова и континенты — катастрофическая ситуация, которая приносит огромные страдания морским обитателям.

Вторая картина изображала великолепного кита, плавающего в лазурной воде, как это и должно быть. И кита в существующей реальности, который стал жертвой халатного отношения человека к утилизации ТБО. Эту картину я пояснял фактами о том, как страдает морская фауна, как бедные животные гибнут, поедая токсичный пластик, как морские птицы приносят в гнезда для кормления своих птенцов пластиковые изделия одноразового потребления, которые находят в желудках бедных птенцов. А несчастные черепахи смертельно страдают от поедания пластиковых пакетов, плавающих в океане.

Третья картина содержание о том, что мы все сегодня используем предметы из пластика одноразового потребления, после чего сразу выкидываем и не задумываемся, какой урон наносим нашей планете и ее обитателям. Однако, в наших возможностях повлиять на сложившуюся ситуацию. Мы можем отказаться от товаров одноразового использования, заменив их на многоразовые изделия, мы все должны проявлять заботу об окружающей среде сегодня, здесь и сейчас.

Необходимо массовое понимание опасности и осознание важности соблюдения правил по утилизации пластиковых отходов. Только всеобщими усилиями мы сможем противостоять засорению Мирового океана, материковой части континентов и тем самым спасём природу, животный мир и себя. Главное — довести до сведения, понять и отнестись к решению проблемы с осознанным подходом к действиям каждого из нас, осмысленным выбором нашего лучшего будущего.

Литература:

  1. Environmental Science and Technology. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34595624.
  2. К. Б. Асланди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова, Н. Г. Рыбальский, О. Ю. Цитцер Экологическая азбука для детей и подростков. — М.:МНЭПУ, 1995–164 с.


Ключевые слова

экологическое образование, Мировой океан, товары одноразового потребления, диорама Поленова
Задать вопрос