Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 28.03.2021

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Валантырь, Д. И. Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации / Д. И. Валантырь, А. А. Мулламетова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2426/ (дата обращения: 28.03.2024).



Статья представляет собой исследование развития интернет-журналистики и интернет-СМИ в России, проблем адаптации традиционных, в частности, печатных СМИ к потребностям современного человека в удобном и быстром получении информации, а также отношение людей разного возраста к онлайн-СМИ. На примере анализа результатов онлайн-опроса людей автор определяет значимость классических и цифровых видов СМИ в жизни человека.

Идея статьи состоит в том, что использование онлайн-СМИ переводит работу с информацией на совершенно другой уровень, обеспечивает обратную связь между СМИ и аудиторией, значительно повышает оперативность, обеспечивает непрерывное и безопасное производство новостного контента даже в условиях самоизоляции, что важно в период пандемии коронавирусной инфекции.

Данная работа может быть использована для дальнейшего исследования в области онлайн-СМИ, написания научно-исследовательских проектов.

Ключевые слова: журналистика, газета, интернет, СМИ.

Введение

Во второй половине XX столетия произошла настоящая революция в сфере информационных технологий. Появившаяся сотовая связь, сеть интернет, возможность мгновенной передачи сообщений, видеоизображения и звука на огромные расстояния, привели человечество на качественно новый уровень развития, невероятно изменили формы коммуникации, помогли кардинально пересмотреть принципы работы во многих сферах жизни, в том числе и в журналистике.

Сетевые СМИ по ряду показателей опережают традиционные, ежеминутно расширяют свою целевую аудиторию, а в условиях ускоряющегося темпа жизни постепенно становятся приоритетными и достаточными для всеобщего числа людей. Современные информационные технологии используются в различных сферах журналистики таких как: радиожурналистика, телевидение, новостные порталы. Этот процесс необратим, и это значит, что его следует исследовать, изучать пути использования работниками СМИ новых технологий в онлайн-журналистике, определить ее перспективы.

В век, когда каждый новый день может стать событием, а новость считается немного устаревшей уже по истечению 24 часов, важно первым узнавать о последней информационной повестке. Раньше о новостях узнавали из утренней газеты, рассказывающей о событиях прошлого дня, или из вечернего выпуска новостей. Если с последним еще более-менее понятно, то с газетами не очень. Сейчас невероятно сложно найти в России людей, предпочитающих ждать выпуск бумажной газеты, а не открыть новостной портал. Именно проблеме готовности печатных изданий и аудитории перейти на использование онлайн-СМИ посвящена данная статья.

Глава 1. Что такое интернет — журналистика?

1.1 Понятие «интернет-СМИ» и «интернет-журналистика»

Что вообще такое СМИ? Главная характеристика заключена в названии — информация, рассчитанная на массы, и чем больше людей способны узнать об этой информации, тем лучше. Переход СМИ в интернет стал одним из неминуемых процессов глобализации. Сейчас интернет является огромной площадкой, медиа-средой, в которую ежедневно заходят миллиарды людей по всему свету. Интернет (электронные) СМИ — комплекс органов, изданий, сайтов и прочего, транслирующих информацию для массового пользователя с помощью сети Интернет, и закрепленных юридически.

Если существуют интернет-СМИ, то должно существовать и такое понятие, как «интернет-журналистика». Большая Советская Энциклопедия дает такое определение понятию журналистика: «Журналистика — вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.)» [2].

Исходя из данного определения, можно вывести понятие «интернет-журналистики». Интернет-журналистика — это вид общественной деятельности по сбору, обработке и распространению актуальной информации через интернет, как среду массовой коммуникации.

1.2 История российской интернет-журналистики

Сложно назвать самое первое интернет-СМИ в Рунете — отдельные черты интернет-изданий проявлялись в самых разных ресурсах. Если подходить к вопросу формально, то первым электронным СМИ в России стала «Учительская газета» — свой сайт у нее появился в марте-апреле 1995 года. Следующий по списку претендент — появившийся в апреле 1995 года литературный русскоязычный электронный журнал DeLitZyne, главным редактором которого стал Леонид Делицын.

Первым новостным интернет-СМИ можно считать сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг», существующий и поныне. Если говорить о новостях, то настоящих интернет-СМИ в 1995 году так и не появилось. Принято считать, что их появление и расцвет приходятся на 1999 год. Gazeta.ru, первая в России ежедневная интернет-газета, запустилась именно в марте 1999 года. В конце августа-начале сентября того же года запустилась «Лента.ру». Немногим позже появился портал News.ru, который также сыграл важную роль в истории российского интернета [1].

1.3 В чем секрет популярности и развития интернет-СМИ?

6 апреля 2010 года ВЦИОМ обнародовал результаты нового исследования, показавшего, что Интернетом теперь пользуются свыше трети россиян (38 %). Спустя 10 лет, в 2020 году, количество Россиян пользующихся интернетом достигло ста миллионов человек (81 %). Данные цифры наглядно показывают популярность интернета в современном мире. Такой рост заставляет традиционные СМИ быстро адаптироваться, ведь на кону стоит огромная аудитория, которую никто собирается просто так терять.

Так почему люди стали предпочитать интернет как главный источник информации?

  1. Доступность — доступ в интернет сейчас есть у подавляющего большинства людей.
  2. Мультимедийность — возможность обмениваться любым видом информации: видео, фото, аудио и т. д.;
  3. Возможность просто использовать и получать информацию из разных источников;
  4. Возможность реализации различных мультимедийных проектов.

Это не все особенности интернета как явления, но они помогают выявить основные преимущества его и, рассматриваемых мной, интернет-СМИ. Конкретными же преимуществами интернет-изданий являются:

  1. Возможности прямого взаимодействия авторов с аудиторией;
  2. Экономические и экологические преимущества (не тратятся деньги на производство бумаги для газет, меньше расход на аренду офиса и прочее);
  3. Возможность работать полностью дистанционно;
  4. Оперативность [4].

Эти преимущества уже дают понять, почему онлайн-СМИ более привлекательны для массового пользователя, но помимо них есть еще большее количество пунктов, подтверждающих это. Есть у интернета проблемы, часто связанные именно с его глобальностью. Интернет-сообщество очень стихийно, почти неуправляемо. В интернете можно наткнуться на достаточно большое количество недостоверной информации

Глава 2. Онлайн или офлайн?

Для раскрытия данной темы мало простой теории. Для полного представления картины стоит обратиться к аудитории и непосредственно к людям, имеющим прямую связь с индустрией СМИ.

2.1 Интервью с экспертом

Показательным примером того, что хоть печатные СМИ и держатся, но это дается с трудом, стало стремительное падение количества печатных изданий в России: в период с лета 2018 по лето 2019 количество таких изданий уменьшилось на 5 тысяч. В Норильске же их осталось очень мало, и одной из них является «Заполярная правда», шеф-редактор которой Дарья Правдивцева, поделилась со мной инсайдерской информацией. Дарья отметила некоторые преимущества онлайн-издания и печати:

Онлайн имеет больший охват аудитории за счет различных источников информации. Сейчас об издании можно узнать почти в любой социальной сети, увидеть рекламу на каком-то сайте и т. д. Также интернет-издание получает больше обратной связи, в виде сообщений, комментариев и звонков в редакцию. Но главным преимуществом сайта над газетой, отмечает Дарья, является оперативность: ведь выпуск газеты — длительный технологический процесс, это написание материала, верстка, редакция, и непосредственно выпуск. С сайтом же иначе: все процессы от написания до издания статьи журналист может сделать в течение дня, сидя за своим ноутбуком. Готовность и удобство работы именно в интернете также отразилась с последними событиями: пандемия и самоизоляция никак не повлияли на организацию работы типографии и тем более журналистов на сайте и все это благодаря современным технологиям. Но не все так идеально у интернет-издания. С освоением этого направления у журналистов увеличился спектр работы: помимо труда на газету, на которой выходят более полные выпуски, нужно также писать сайт, на котором выходят немного усеченные версии статей, нужно обрабатывать обратную связь и прочее.

Но несмотря на все преимущества сайта, газета также продолжает выходить, количество читателей увеличивается, появляются новые рубрики, закупается современная техника для печати. К плюсам газетного формата можно отнести следующее: удобство для читателей. На бумаге большие тексты воспринимаются легче, чем на экране, из-за меньшей нагрузки на глаза. Что же касается непосредственно работников издания, так это возможность собрать как можно больше информации к моменту выпуска тиража: проанализировать мнения, доработать статью, проверить информацию и источники.

По результатам интервью можно сказать, что хоть онлайн-СМИ и являются более прогрессивными и удобными, но газету еще рано списывать со счетов: количество читателей не уменьшается, индустрия печати продолжает развиваться, и прогнозировать, когда примерно произойдет полный переход печатных СМИ в онлайн нельзя, ведь газета все еще актуальна, а резкий отказ от выпуска печати может повлечь за собой большие убытки.

2.2 Опрос аудитории

Одной из поставленных задач стало узнать отношение аудитории. Для достижения этой задачи был создан опрос, в котором приняло участие 89 человек в разных возрастных категориях. Тест был направлен на выявление непосредственного отношения людей к современным и традиционным типам СМИ, что они предпочитают, почему и так далее. Анализируя результаты опроса можно сказать, что в современном мире интернет стал одной из главных составляющих жизни, и сбор информации в том числе. Из опрошенных более 60 процентов ответили, что проводят в сети более 5 часов в день. За это время человек получает огромное количество информации, что может даже приводить к некой зависимости от нее. Исследование показало, что более чем 2/3 опрошенных специально интересуются последними событиями, громкими поводами и подобное, и лишь оставшиеся либо мало интересуются, либо не интересуются вообще. Но как люди узнают информацию? Где ищут последние события?

По результатам исследования, несомненным фаворитом являются онлайн-СМИ, на долю которых приходится почти 86 % голосов. Но почему люди предпочитают именно онлайн-СМИ? Респонденты отмечают высокую скорость получения свежих новостей, удобство получать информацию из разных источников, удобство делиться ей — эти аспекты уже не раз отмечались ранее, и опрос подтверждает это. Самым распространенным способом получения информации из сети являются социальные сети, за которые проголосовало 86 процентов опрошенных. Второе же место занимают мессенджеры. На удивление, из интернет-ресурсов, опрошенные меньше всего предпочитают специализированные новостные ресурсы и онлайн-СМИ (41 %). Данные результаты вызвали интерес и был проведён провел опрос людей с дополнительными вопросами. Оказалось, что часто в социальных сетях и мессенджерах люди находят не только уже перепечатанные или новые статьи, но и переходят по ссылкам на другие ресурсы. Из этого можно сделать вывод, что способы получения информации в интернете могут взаимодействовать между собой, коллаборировать, что также увеличивает охват аудитории и количество различных источников. Большая часть ответов были направлены именно в пользу онлайн-СМИ, их преимуществам. В интернете человек узнает большую часть информации, сам делится ей, создает и распространяет ее.

Заключение

Хоть проблема готовности перехода печатных изданий на онлайн формат и не решена, но можно сказать, что это и не является сильной проблемой, ведь даже сейчас печать остается более-менее востребованной, но несмотря на это, параллельно развивает и онлайн-подразделения. Практическая ценность этого исследования заключается в понимании рынка СМИ. Выводы, сделанные в ходе работы, могут направить некоторые издания в более перспективное русло, задуматься о будущем издания, в каком направлении развиваться, ведь исследование наглядно показало и доказало, что интернет становится огромной и прибыльной медиа-средой.

Также стоит упомянуть, что данная тема является невероятно обширной и включает различные аспекты и проблем современного общества. Данную тему можно дальше развивать, брать более узкие примеры, глубже анализировать, и главным мотиватором этих исследований может стать именно актуальность и относительная неизученность.

Литература:

  1. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика / А. А. Амзин. — 2-е изд. — Москва: Аспект пресс, 2011. — 135 c.
  2. Прохоров, А. М. Большая советская энциклопедия / А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва: Советская энциклопедия, 1969–1978. — 30 т.
  3. Колесниченко А. В. Обзор ведущих Российских сетевых СМИ. / Колесниченко А. В. — Москва: Редакция, 2016. — 25 c.
  4. Гавричева, Мария Интернет-СМИ: плюсы и минусы / Мария Гавричева. — Текст: электронный // TJournal: [сайт]. — URL: (дата обращения: 24.03.2021).
  5. Сюндюков Н. К. Управленческое консультирование/Интернет — СМИ и особенности их функционирования / Сюндюков Н. К. — Санкт -петербург: СПбГУ Факультет социологии, 2014. — 87 с.


Задать вопрос